Выставки

Абсорбцыя

17 марта 2017 - 3 апреля 2017

Галерея «Ў»

Минск, ул. Октябрьская, 19

Справки: тут.

Вход: 2 руб.

Абсорбцыя

Юра Шуст падымае ў ёй пытанні сувязі рытуалаў і міфаў з тэхнікай, навукай і бія-палітыкай. Мастак прадставіць новыя працы, якія раней не паказваліся ў Мінску. Выстава аб'яднае аб'екты, інсталяцыю, графіку і відэа з 2016-17 гг. Створаныя з тэхнагенных і паўсядзённых матэрыялаў, працы Шуста звяртаюць увагу на супярэчнасці сучаснасці: прагу да рацыянальнага пазнання і фетышызму, далучанасць да сучасных камунікатыўных сетак і архаічнае светаразуменне.

Творы мастака часта ўтрымліваюць метафары цякучасці, рухомасці і паўтарэння, якія могуць быць выкарыстаныя і для апісання сучасных працэсаў у грамадстве. Так, у працы "Лаўцы прывідных часціц" (2016) мастак злучае графічную мову сучаснай навукі з міфічнымі вобразамі і сімваламі штодзённасці: гравітацыйным полем Зямлі, келіхам шампанскага і савой Мінервы. Па словах Шуста, яго мастацкая практыка з'яўляецца «археалагічнай дэшыфроўкіай лічбавага чалавека». Тым самым яна звяртаецца да пытанняў будучыні: нарастаючай хуткасці камунікацыі і інфармацыйнай інтаксікацыі, тэхналагічнага і міфалагічнагага утапізму, які апраўляе веру ў неўміручасць.

Юра Шуст нарадзіўся ў 1983 годзе ў Маладзечне, Беларусь. З 2011 года ён прымае ўдзел у міжнародных праектах, такіх як "Opening the Door? Belarusian Art Today" у Цэнтры сучаснага мастацтва СAC (Вільня, Літва, 2010) і "Europe (to the power of) n" у Музеі сучаснага мастацтва GFZK (Ляйпцыг, Германія, 2012). У 2014 годзе Шуст атрымаў ступень магістра ў Каралеўскай акадэміі мастацтваў Бельгіі КАSK ў Генце, а ў 2015 стаў намінантам прэміі "Coming People" музея сучаснага мастацтва S.M.A.K. (Гент, Бельгія). У 2016 годзе Шуст скончыў вышэйшы інстытут мастацтва HISK (Гент, Бельгія). На працягу апошніх 3-х гадоў актыўна выстаўляўся ў Бельгіі і іншых краінах Еўропы, а летам 2016 г. прадстаўляў Беларусь і Бельгію на V Маскоўскай біенале маладога мастацтва. Сёння работы Юры Шуста захоўваюцца як у прыватных, так і публічных калекцыях Бельгіі, уключаючы калекцыю музея сучаснага мастацтва S.M.A.K.


Лекция Алексея Борисёнка “Сломанный ребус Юры Шуста: о зеркале Нарцисса, технологии и отчуждении”

18:00 / 17.03 / пятница
длительность: около 40 минут
язык лекции: русский

Куратор выставки Алексей Борисёнок расскажет о справочнике, подготовленном для выставки Юры Шуста “Абсорбция” и сделает обзор концептов и понятий, связанных с техникой и отчуждением, используя примеры из истории искусства, кино и визуальной культуры.

Расписание на послезавтра

— Товарищ Горбовский, — сказал он. — Я вас прошу, возьмите.
Он протянул Горбовскому длинный тяжелый сверток.
— Что это? — спросил Горбовский.
— Моя последняя картина. Я Иоганн Сурд.
— Иоганн Сурд, — повторил Горбовский. — Я не знал, что вы здесь.
— Возьмите. Она весит совсем немного. Это лучшее, что я сделал в жизни. Я привозил ее сюда на выставку. Это «Ветер»…
У Горбовского все сжалось внутри.
— Давайте, — сказал он и бережно принял сверток.
Сурд поклонился.
— Спасибо, Горбовский, — сказал он и исчез в толпе[1].

Что же могло быть изображено на картине, которая остается спасенной среди нескольких других папок с документацией исследований, научными приборами и сотней детей, у которых есть возможность не быть схлопнутыми двумя волнами, идущими на встречу друг другу. Почему в 2140 году - времени межзвездных полетов, п-волн и знакомством с новыми формами жизни, живопись до сих пор спасается, как важное. По всей видимости, это живопись традиционной формы: масло или аквараель; вряд ли - это рисунок или узор умной пыли, микрочастиц или ловушка для черенковского свечения. Ностальгия ли это по земному ветру 1940 года или все-таки изощренное движение нейтронов, ядерный ветер, танец фотонов и атомов? Что все-таки могло бы быть изображено на ней? Как она могла бы выглядеть? Почему название картины “Ветер” в кавычках? Как могла бы выглядеть выставка, на которой эта картина экпонировалась? Было ли у нее открытие? Был ли напечатан каталог? Какое место искусство занимает в обществе развитого коммунизма, ускоренного и межпланетарного. Как оно связано с технологией? Если развитие технологии непосредственно изобретает и сопрягается с новыми выразительными медиумами искусства, то как живопись могла уцелеть?

Какую роль при колонизации новых космических объектов играет искусство? Играет ли искусство ту же самую роль, как и при колонизации Старой Европой Латинской Америки, когда объекты искусства вывозились как культурные артефакты, секуляризованные от своего религиозного или мифического статуса. В самой диалектике Просвещения это становится ясным - […] Просвещение вновь все еще распознает себя самое даже в мифах. К каким бы мифам ни апеллировало оказываемое ему сопротивление, уже в силу того, что в подобном противостоянии они становятся аргументами, теми, кто ока­зывает сопротивление, признается принцип разлагающей рациональ­ности, который они ставят в упрек Просвещению.

Как на последней части монументальной фрески в Бресте “Научный прогресс”, где социалистическое желание, воплощенное во взгляде граждан после великой трагедии (будь то война и концлагерь, или неуспешный научный эксперимент) - космонавтов, культурных работников, ученых и учителей. Образ женщины, несущей на руке полукосмическое непропорционально развитое тело ребенка, отсылающее к христианской иконографии, на фоне геометрических абстрактных территорий лесов, обработанных полей и города с преобладанием синего цвета. Тот же эффект - возможно, похожий на изображение ветра в 2140 году. Такой же вопрошающий взгляд из прошлого о статусе модернизации.

Этот эффект просвещения также является ядром советского проекта научной фантастики 60-х, через который проходят символы, иконографические образы и понимание времени языческих и христианских религий. Все обновляется после момента кризиса. Черные диаграммы Шуста могли бы занять место фрески Кривоблоцкого — на 3-ем бытовом корпусе электромеханического завода в Бресте, постепенно умирающего и сдающего свои территории современным торгошам и предпринимателям. Эти фрески схожи, в своем вопрошании статуса утопии, научного эксперимента и веры. Колодцы нейтринных телескопов из которых ученый вылавливает нейтрино египетским жезлом, гранитная плита из-под которой растет чертополох, глоток “мертвой воды”, антидотом к которой является активированный уголь в таблетках, расфасованный на Белмедпрепаратах.

Цитаты обозначены курсивом, в порядке появления:

[1] Стругацкие. Далекая Радуга
[2] Адорно, Хоркхаймер. Диалектика Просвещения

Текст опубликован в каталоге выставки “The Empty Fox Hole, HISK, Гент (2016 г).