Фесты

Фестиваль перформативного искусства «Перформенск» (18+)

3 - 5 сентября 2021

Музей-мастерская З. Азгура

Минск, ул. Азгура, 8

СПРАВКИ: здесь

ВХОД: от 7 руб.

Фестиваль перформативного искусства «Перформенск» (18+)

Перформенск 2021— это третий сезон международного фестиваля перформативного искусства, который произойдет вживую со множеством событий с 3 по 5 сентября в Минске в сотрудничестве с Мемориальным Музеем З. Азгура, а также Lo-Fi Social Club.

Мероприятие этого года стремится стать местом для встречи, диалога и самообразования, вдохновляющее на коллективные размышления, разработку реальности и переработку воспоминаний. Программа фестиваля представит работы локальных и зарубежных художников и художниц, работающих в таких областях, как саунд-арт, пероформанс-арт, экспериментальный театр и интермедиа.

Открытие фестиваля пройдет во дворике Музея Азгура и будет сопровождаться перформативной практикой Антонина Бринда, цель которой взглянуть на перформанс как на альтернативный способ общения. Вечером Rabota – художественное дуо Антона Кривули и Марики Красиной – наполнит скульптурный зал музея плотным звуковым колебанием и проведут символичный ритуал, манифестирующий момент общего со-присутствия.

Субботний день, после эдукационной части, продолжат перформансы художниц-активисток из Беларуси – группы Красный Борщевик, Вики Грибенниковой и Алины Голубевой, рефлексирующих на темы телесности, личного опыта и общих традиций. Программа в Музее завершится коллективной медитацией со включенным пылесосом, в рамках которой Федир и Йохана поделятся руководством для расслабленного существования среди вещей, занимающих в нашем сознании слишком много места.

Второй фестивальный день завершится событием Sound(e)scape Vechar, организованным в рамках барной программы Lo-Fi Social Club. Лайн-ап вечера наполнит плотными звуковыми ландшафтами от современной поэзии и минималистичного эмбиента Алеся Цурко и Анастасии Шикуновой, проведет через рага-ориентированные мотивы на шестиструнном банджо эквадорского музыканта Disposición Asoleada к аритмичным, электронным сетам ASTRALAPITHECUS и harmash (aka i/dex).

Ближе к ночи брюссельский музыкант Carrageenan превратит зал Lo-Fi в черную дыру аналоговых перкуссий и искаженного даб-баса, склоняющих тела всех пришедших к танцам и вхождению в транс. Вечеринку продолжат ностальгические nu rave pop ритмы проекта Real Trvth, перетекающие в dj set от витебского музыканта Aleksandr Shuniborov.

Воскресенье традиционно начнется с дискуссии, после которой зрителей ожидают два интерактивных перформанса: Группа Бергамот научит летать тех, кто еще не умеет (или тех, кто забыл, как это делается); приземление смягчится в Игровой Зоне не-игрушек и различных чудо наборов для творчества Александра Адамова.

Завершит официальную программу фестиваля серия уникальных звуковых перформансов с экстернализованными ушами, гуляющими сами по себе, с DIY электроникой, цитрой, звуками из жизни насекомых, ментоловых пищалок и других неожиданных существ. Соническую разминку проведут Вероника Свободова, Михал Цаб, Мария Комарова и Люция Пахова, предварительной подготовки не требуется.

Перформенск 2021 торжественно завершится афтерпати в баре Lo-Fi, где зрители смогут встретиться со всеми выступающими и провести время в неформальной обстановке.

Вход:

  • всего 10 билетов на целый фестиваль – 15 руб.
  • 20 билетов на отдельные дни по – 7 руб.
  • 15 билетов на каждый фестивальный день на входе в Музее.
  • Вход на мероприятия в Lo-Fi Social Club – по донейшен.

Программа:

  • 3 сентября

Где? Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура

16:00 — 20:00 Открытие фестиваля

Антонин Бринда (CZ) — Перформативные диалоги (интерактивный перформанс)

Антонин Бринда — чешский художник. Работает в областях перформативного / урбанистического / пешего / телесного искусства. Он создает минималистские, концептуальные, длительные перформансы, исследующие такие сферы, как урбанизм, транспортная инфраструктура, международная мобильность.

Перформативные диалоги — упражнение, воркшоп, интерактивный перформанс, метод общения. Цель состоит в том, чтобы исследовать перформанс как альтернативный способ общения — невербального и спонтанного. Вам решать, хотите ли вы стать участником или сохранить роль наблюдателя. К участию приглашаются все желающие, имеющие или не имеющие опыт публичного выступления.

Rabota (BY/DE) — Звуковое Пламя в Минске (звуковое колебание электронных монохордов)

Rabota — объединение практик двух художников: Марики Красиной (1992, Берлин) и Антона Кривули (1975, Минск). Группа основана в 2014 году.

С самого начала совместной работы художники рассматривали собственную общую жизнь как перформативный реди мейд, используя обстоятельства как сюжеты, а личные вещи и фото-видеодокументацию как материал для создания перформативных инсталляций и процессуальных объектов, развивая авто-кураторскую практику, осмысленную как художественный медиум.

Одним из основных понятий, к которым Rabota обращается, объясняя свои работы, является Незнание, как топологическая основа познания, место автономии.

Участники группы Rabota инсталлируют звуковое колебание в пространстве, извлекая веерные волновые интерференции из электронных монохордов, превращая время и пространство в место события. А что же может звук? Звук манифестирует бытие. Отражаясь от будущего, он возвращается к нам, ожидающим на пнях, койках и чемоданах возвращения Прозерпины.

 

  • 4 сентября

Где? Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура

12:00-13:30 Воркшоп: Проба коллективного слушания и импровизации от Люции Паховой. Необходима регистрация.

Люция Пахова — чешская исполнительница, работающая с импровизированной и записанной музыкой, а также с различными альтернативными музыкальными формами. В ее работах внимание уделяется голосу, цитре, объектам и записям с целью установить акустические связи с окружающими людьми и средой.

Люция сотрудничает с разными музыкальными, театральными и танцевальными коллективами, проводит мастер-классы по вокалу, народной музыке и импровизации. Она также организует летний исследовательский лагерь по свободной импровизации и умению слушать.

Может ли слух стать источником коллективной свободной импровизации? Как стать ближе к себе, к окружающей среде и людям через звук? С помощью простых упражнений мы будем экспериментировать с различными уровнями процессов слушания, создания звука и свободной импровизации, чтобы найти в них как наш коллективный звук, так и индивидуальное пространство.

Приносите с собой любые музыкальные инструменты, предметы или голос. К участию в воркшопе приглашаются все желающие, владеющие или не владеющие музыкальными навыками.

14:00-15:40 Перерабатывая реальность: перформансы повседневной жизни. Панельная дискуссия (модератор: Антонин Бринда)

Цель панельной дискуссия — познакомиться с произведениями (перформативного) искусства, которые предпочитают повседневное искусственному, которые воспевают красоту обыденности вместо художественных зрелищ и для которых более привычны общественные места, нежели галереи и театры.

В дискуссии принимают участие художники, которые «перерабатывают реальность» в своих работах. Где граница между искусством и жизнью? Может ли каждый быть художником?

16:00-19:00 Перформансы

Красный Борщевик (BY) — Смех и грех

Красный Борщевик — это это группа художников и художниц из разных городов Беларуси, которые как один организм исследуют темы исключенности/включенности, телесности и сексуальности. Каждый и каждая участницы проекта — независимые художницы, но вместе они находят больше творческих решений и форм.

Группа возникла в 2018 году в рамках проекта «Квир-арт мастерские» от журнала от гендере и сексуальности MAKEOUT.

Смех — это естественная реакция организма. В ней участвуют 80 групп мышц, а скорость, с которой воздух вырывается в процессе, может достигать 100 км/ч. Мы непроизвольно смеемся над болью людей и отличиями между ними, когда нас что-то очень радует и когда нам страшно. Почему мы смеемся?

Вика Гребенникова, Алина Голубева (BY) — Стол

Виктория Гребенникова — белорусская визуальная художница, коллажистка и фем/квир активистка.

рформанс показывает застолье — момент семейного собрания — и перерабатывает болезненность “традиционных” норм.

Основа перформанса — аудио с голосами женщин, которые смеясь, перебирают фразы. В этом разговоре выявляется внешняя агрессия, привычная и обыденная, встроенная в семейный быт, нераскрытая и нормализованная. Родительско-детские отношения оголяются и замедляются на фразах, сказанных нам когда-то нашими семьями.

Мы сидим за столом, за которым нужно следовать традициям. Но это стол, вынесенный из пространства традиций, наша семья нетрадиционная, мы квиры, мы делаем все неправильно и живем плохо.

Федир и Йохана (CZ) — Медитации для дивана

Федир Кис родился в Украине, с четырех лет живет в Чехии. В своих исследованиях он прошел путь от технической специализации к искусству: техническое обслуживание авиатехники (старшая школа), музыковедение (Философский факультет Масарикова университета в Брно), электромеханика (Колледж ремесел и услуг, г. Моравсе-Будеёвице), альтернативное актерское мастерство и театр кукол (Театральный факультет Академии исполнительских искусств, г. Прага), магистерская программа по актерскому мастерству (Театральный факультет Академии исполнительских искусств, г. Прага). В данный момент работает в Праге в театрах Studio Hrdinů, Alfred ve dvore.

Йохана Шмидтмайерова окончила актерскую специальность отделения альтернативного и кукольного театра Театрального факультета Академии исполнительских искусств (Прага) под руководством профессора Карела Макони и режиссерского коллектива SKUTR. Также прошла стажировку в Escola Superior de Teatro e Cinema в Лиссабоне. Актриса театра и кино. В данный момент сотрудничает с театрами Studio Hrdinů, Komedie Theatre, Minor, Meet Factory, Na Zábradlí Theater, Goose on a String Theatre.

Пылесос слишком громок для медитации. Мы хотели бы найти способ, при котором душа и тело могли бы отдыхать, когда пылесос включен. Это руководство по медитации для расслабленного существования среди вещей, которые занимают больше места в нашем сознании, чем нам бы хотелось бы, и препятствуют концентрации.

 

Где? Lo-Fi Social Club

20:00-04:00 Sound(e)scape Vechar. Вечер экспериментальной музыки и звука

Алесь Цурко, Настя Шакунова (BY) minimal ambient, poetry

За более чем 20-летнюю музыкальную карьеру композитор Алесь Цурко проявил себя в разных областях: работал аранжировщиком и продюсером, диджеем, звукорежиссером. Играл на ударных и гитаре в коллективах, исполняющих гаражный панк и хардкор, в образцовом эстрадно-симфоническом оркестре.

Основатель Общества Развития Новой Музыки — сообщества, которое занималось развитием и продвижением современной академической белорусской музыки. Автор и со-автор инсталляций и мультимедийных проектов, экспонировавшихся в Австрии, Беларуси, Бразилии, Германии, Польше и Японии.

Настя Шакунова поэт. Работает на стыке феноменологии и импрессионизма. Победитель международного поэтического конкурса «Рухавік 2015», участник международного литературного фестиваля «Вершы на асфальце 2016», лауреат Конкурса современной поэзии фонда Роберта Боша (2017).

Disposición Asoleada (BE/EC) — Золотые ступеньки в белых руинах (lo-fi, raga)

Disposición Asoleada (исп. солнечный нрав) – псевдоним музыканта из Эквадора Давида Харрина. Он выступает на брюссельской психо- и нойз-сцене с 2003 года. Исследования Давида варьируются от акустических lo-fi экспериментов до мрачных звуковых рисунков, от глитч-электроники до рага-ориентированных трансфигураций на шестиструнном банджо. Участник Sage Alyte, éole cristal, Amanita Vulva.

Композиции Disposición Asoleada вдохновлены музыкальными традициями его страны, которые он сочетает с элементами свободной импровизации, индийской и иранской музыкальной текстурой. Его работы также обращаются к понятию звукового ландшафта, используя источники, генерирующие случайные шумы и атмосферу, напоминающую природную среду. С помощью этих искусственных полевых записей музыкант стремится создать кавер-группу, воссоздающую музыку природы.

ASTRALAPITHECUS (BY) – звуковое хулиганство, практикуемое с 2002 года (noise, experimental)

Carrageenan (BE) minimal raw beats

Матье Леве — звукорежиссер из Брюсселя. Помимо основной деятельности под пседвонимом Carrageenan, он также является участником проектов Carcass Identity, Vermisst Susi и Crash Toto. Его музыка выпускалась на Tanzprocesz, Swallowing Helmets, Czaszka Records. Ранее выступал в Северной и Восточной Европе, Великобритании, Японии (Cafe Oto, Salon des Amateurs, Kraak Festival, Forestlimit Tokyo) и гастролировал с Bear Bones Lay Low, Accou, Spoils & Relics, CIA debutante, Descendeur, Uj Bala.

Владеет лейблом Cold Moss. После первого LP «Let’s Go There», вышедшего на Cold Moss, «Invisible Design» это второй альбом исполнителя, совсем недавно выпущенный на Czaszka Records.

Сольные минималистичные сырые биты от брюссельского полуночного сталкера Матье Леве. Его живые выступления часто превращают зал в черную дыру звучания аналоговых перкуссий и сильно искаженного даб-баса, погружая слушателей в разгул электронных тональных и атональных потоков. На Перформенске музыкант представит электронный звуковой перформанс, инструментальный и склоняющий к танцам и вхождению в транс.

harmash (aka i/dex) (BY) electronic live set

С раннего детства увлекся музыкой, играя на гитарах отца и экспериментируя с самодельными коробками-примочками. Начал записывать свою музыку в 1990-е гг., используя синтезаторы, полевые записи и радиошумы.

Real Trvth (BE) nu rave pop

Real Trvth — творческий псевдоним брюссельского музыканта Кристофера Геннена. Этот сольный проект сочетает в себе мощные звуки синтезатора из девяностых с жизнерадостными мелодиями и трэп-ритмами, время от времени сопровождаемыми пением, вызывающим ностальгию по прошлому. Nu rave pop из Бельгии.

Aleksandr Shuniborov (BY) dj set

 

  • 5 сентября

Где? Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура

14:00-15:40 Переработка воспоминаний, панельная дискуссия (модераторки: Юлия Мажей, Мария Комарова)

Понятие памяти идет рука об руку с понятием переработки, так как оба процесса придают большее значение долгосрочному и незабвенному, нежели быстрому и заменимому. К сожалению, никогда нельзя полностью доверять своим воспоминаниям, поскольку человеческий мозг может создавать поддельные воспоминания, путаницу, которая возникает только из сфабрикованных ложных истин.

Не ища каких-либо определенных ответов на столь широко обозначенную область исследований, эта дискуссия стремится бросить взгляд на вопросы, связанные с переработкой мыслей, объектов, существ, воспоминаний.

16:00-19:00 Группа Бергамот (BY) — Полет. Перформативная практика

Бергамот – творческая группа, основанная в 1998 г. Ольгой Масловской и Романом Троцюком. Группа обращается к темам коммуникации, гендера, социальных ролей. Работает с перформансом, видео, фотографией, объектами.

Адамов Александр (BY) — Игровая зона. Интерактивный перформанс

Александр Адамов (р. 1996) — белорусский художник. 2017 году окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности культурология и менеджмент. В 2018 году получил степень магистра искусствоведения. С 2018 года занимается арт-практиками. С 2019 года работает сценографом в различных театральных проектах.

19:00-21:00 Звуковые перформансы

Вероника Свободова, Михал Цаб (CZ) — ПИКНИК

Вероника Свободова в работе со звуком применяет подход, который безошибочно обнаруживает связь с театральной сценографией, искусством инсталляции и перформансом. В своих работах она связывает пространство, время и ситуацию. Важен не сам звук, а то, как он создается в процессе. Часто работы представляют собой прямую реакцию на определенное строение ландшафта или архитектурных пространств.

Мария Комарова (BY) — 555 жуков

Мария Комарова — это белорусская художница, которая работает на стыке пост-драматического театра, звука и визуального искусства. Большинство ее работ выделяется использованием обычных вещей в необычный контекстах, а также стремлением изменить угол зрения и слушания в отношении повседневности.

В 555 жуках Мария использует рэдимейды и diy для создания обстановки, в которой элементарные предметы обретают новый смысл в спонтанных связях друг с другом. Объекты становятся чем-то другим, конкретными звуковыми существами со своими собственными качествами. Кажущиеся примитивность и повторяемость звукового ландшафта переносят слушателя в мир ментоловых пищалок, одноглазых сирен, лимонных головастиков, имбирных тигров, пластиковых жуков и других насекомых.

Люция Пахова (CZ) — Bzum Bzum

Люция Пахова — чешская исполнительница, работающая с импровизированной и записанной музыкой, а также с различными альтернативными музыкальными формами. В ее работах внимание уделяется голосу, цитре, объектам и записям с целью установить акустические связи с окружающими людьми и средой.

Люция сотрудничает с разными музыкальными, театральными и танцевальными коллективами, проводит мастер-классы по вокалу, народной музыке и импровизации. Она также организует летний исследовательский лагерь по свободной импровизации и умению слушать.

В своем выступлении художница будет импровизировать со звуками цитры, голосом и полевыми записями, собранными в деревнях и на природе.

Где? Lo-fi social club

Afterparty