Кино

Палитры

26 апреля 2017

Справки: тут.

Вход: 3 руб.

Палитры

В очередной программе дискуссионного клуба BLOWUP Национального центра современных искусств 2 фильма из документального сериала Алена Жобера «Палитры» «Держа в руках чистый цвет» о работе «Грустный король (Грусть короля)» Анри Матисса (1952, Центр Жоржа Помпиду) и «Краски страстей Господних» – о «Распятии» Пабло Пикассо (1930, Музей Пикассо). 

Фильмы из цикла «Палитры» раскрывают тайны, которые может таить в себе произведение искусства. Используя самые различные современные методы (инфракрасные лучи, рентген, видео и мультипликацию), автор фильма Ален Жобер анализирует картины, проводя поистине уникальное историческое исследование. В течение получасового сюжета зритель получает емкую и интересную информацию - от исторического, политического или индивидуального контекста живописной работы до рассказа о персонажах, запечатленных на картинах; от структуры полотна до типа кисти и приемов, используемых художником. 

Анри Матисс и сегодня воспринимается нами как современный художник хотя бы потому, что всегда говорил о необходимости передачи «эмоций за счет простых средств» – цвета и линии. Матисс отказывается от смешения цветов, мелких деталей и полутонов , чтобы не заглушать свежее звучание краски. Матисс превращает каждую фигуру – женщину, птицу или яблоко – почти в знак, стараясь передать саму ее суть. «Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введёт в пластический язык» – утверждал Матисс. Он радикально изменил видение мира: если великие художники прошлого старались передать объем, то Матисс весь мир перевел в плоский рисунок. 

«Распятие» было написано Пикассо в Париже 7 февраля 1930г. Художнику чуть больше 48 лет, он богат и знаменит и уже 12 лет женат на Ольге Хохловой, с которой познакомился в 1917 году в Риме, где Ольга танцевала в составе труппы «Русский балет» Сергея Дягилева. К 1925 году в отношениях пары наступает кризис: Пикассо привлекает богемная жизнь, Ольга же скучает, устраивает сцены ревности, скандалы становятся все более частыми. В такой непростой период жизни художника в начале 30-х годов и было создано «Распятие». Обстановка Голгофы и многие персонажи узнаваемы: Иисус на кресте, солдаты, играющие в кости на его тунику, центурион, пронзающий мученика копьем... Других персонажей узнать сложнее. Кажется странным, что художник, известный как атеист, проявляет интерес к религиозному сюжету. Видимо, «Распятие» имеет некую скрытую подоплеку...

Henri Matisse, Sorrow of the King (1952)