Выставки

В поисках рая

10 января 2014 - 3 февраля 2014

Справки: тут.

Билеты: 25 000 руб. (студентам), 50 000 руб. (взрослым).

В поисках рая

Художник Роберт Генин (1884–1941) принадлежит к «потерянному поколению», жившему в период между двумя мировыми войнами, имевшими катастрофические последствия для всего мира. Родившийся в деревне Высокое Климовичского уезда Могилевской губернии, сын еврейского лавочника, своё начальное художественное образование Генин получил в Вильно и Одессе. В 1902 году молодой художник уехал в Мюнхен, после чего жил и работал попеременно в Германии, Швейцарии и Франции. В 1936 году, полный энтузиазма, он вернулся в Россию, чтобы осуществить роспись стен общественных зданий в Москве. Осенью 1941 года Генин покончил с собой.

Богатая фантазия, впечатлительность и склонность к авантюризму не позволили Генину сделаться провинциальным фотографом в Климовичах, как того хотел воспитывавший его дед. Вся жизнь Роберта Генина свидетельствует о том, что он не мог долго засиживаться на одном месте. Жажда новых впечатлений охватывала его снова и снова, и он устремлялся в неизвестность, навстречу приключениям. Началось это ещё в 1902 году, когда в восемнадцатилетнем возрасте он бросил Одесское художественное училище и, влекомый мечтой, поехал в Мюнхен, а затем в Париж. Подобное произошло и в 1926 году с поездкой в Индонезию, на остров Бали. В тот раз ожидания Генина оправдались, а путешествие обусловило настоящий творческий прорыв. Через десять лет, в 1936 году, художник вновь отправится на поиски рая – в СССР, но возврата из этого «рая» уже не последует, а результат окажется трагическим.

В 1912 году Генин побывал в Италии, где испытал сильные впечатления от фресок Джотто. В Париже он восхищался работами Пюви де Шаванна. Под его влиянием и под воздействием итальянских фресок искусство Генина в период 1911–1914 годов обрело черты классической монументальности, определённой «фресковости». В его работах прекрасные обнажённые люди работают, отдыхают, живут, окружённые идеальными пейзажами. Эти поэтичные работы воспевают единение людей друг с другом и с природой. Романтическая утопия, населяющая произведения Генина раннего монументального периода 1911–1914 годов нашла своё отражение и в цикле автолитографий «Фигурные композиции» (1912), который принёс молодому художнику известность. Эти композиции задумывались как эскизы фресок для нового здания музея в Щецине, но осуществиться планам помешала начавшаяся война.

 

«Его картины – суть немые напевы по-детски чувствительной души, которая ищет в искусстве самое себя, свои тихие переживания, своё сокровенное счастье. Будничный пейзаж с отдыхающим пастухом и овцами, пасущимися на спокойной широкой равнине, становится для художника символом торжественно-мирного порядка, в котором он открывает кротость божественного закона и его заботливую силу. Он отражает этот божий промысел в структуре картины, на редкость мягкой и в то же время почти кристаллической. Картины молодого мастера олицетворяют социалистический идеал, счастье равенства и труда. Быть может, Генин первый художник, который из социальной идеи делает художественный идеал, ибо искусство XIX века предпочитает изображать труд как трагическую обязанность человека, мечтающего в глубине души о счастливой поре безделья; для Генина же труд – это закон и красота. Возможно, этим идеям принадлежит ближайшая будущность» (профессор Фриц Бургер, 1914).

 

С началом Первой мировой войны Роберт Генин понял, что больше не может изображать прекрасное обнажённое тело – ведь война превратила его в пушечное мясо. Он перестал рисовать идеальных людей, занятых символическим трудом в утопическом раю – рай был разрушен взрывами бомб. Генин обращается к изображению реальной жизни. С 1915 года стиль художника приближается к развившемуся в то время немецкому экспрессионизму. Однако стремление к идеалу не оставило Генина. В 1926 году он предпринял путешествие на остров Бали в надежде хоть там найти счастливых людей, живущих в полной гармонии с природой.

История внезапной популярности острова Бали в немецкоговорящей Европе связана с именами фотолюбителя Грегора Краузе (1883–1959) и искусствоведа Карла Витта (1891–1980). Изданная ими в 1920 году книга «Bali» содержала несколько сотен фотографий, запечатлевших балийцев и балиек в естественной обстановке, на многих снимках – обнажёнными. По этим фотографиям европеец мог воспринять Бали как землю обетованную, где живут мужчины и женщины, не ведающие стыда. Генин, очень неравнодушный к женской красоте, пришёл в восторг от книги о Бали. Она должна была напомнить Генину атмосферу его собственных картин с идеальными обнажёнными человеческими фигурами, над которыми он работал до Первой мировой войны. Теперь перед художником открывалась возможность не только перенестись в то счастливое мирное время, но и самому очутиться в настоящем райском месте – всё свидетельствовало в пользу того, что это не утопия.

Путешествие Генина на Бали началось 23 февраля 1926 года из Генуи. Не позже чем через месяц после начала путешествия он прибыл на остров, как раз к большому празднику – балийскому Новому году, который обычно отмечается в марте. Покинул Бали художник, вероятно, 21 июня 1926 года, если верить записи на сохранившемся наброске. Таким образом, Генин прожил на острове около трёх месяцев, и на осенней выставке Берлинского сецессиона, открывшейся в октябре, уже демонстрировалась его живопись на балийские сюжеты.

Из Индонезии Генин вернулся переполненным богатейшими впечатлениями и привёз множество зарисовок с натуры. Ожидания художника полностью оправдались, а балийские впечатления придали мощный импульс его творчеству. По возвращении в Европу Генин писал, что балийские работы – это лучшее из того, что ему удалось сделать, и что он нашёл «свой» стиль. Нежные балийские пастели трогают свежестью и лиризмом. Наиболее характерны изящные «головки» балиек с цветами и их грациозные фигуры с обезьянками.

В 1928 году в Берлине была издана книга Роберта Генина «Далёкий остров» с его текстом на немецком языке и рисунками (Robert Genin. Die Ferne Insel. Aufzeichnungen von meiner Fahrt nach Bali in Wort und Bild. Berlin, Wegweiser-Verlag, Volksverband der Bücherfreunde, 1928). Его рукописная книга «Бали» с путевыми впечатлениями художника и многочисленными рисунками с натуры была приобретена директором Музея прикладного искусства в Кёльне Карлом Виттом и в настоящее время хранится в Музее Людвига (Кёльн).

 

«Возвращение» и одновременно «открытие» имени Роберта Львовича Генина для белорусского зрителя состоялось в 2012 году, когда часть произведений художника экспонировалась на выставке «Художники Парижской школы из Беларуси», организованной Национальным художественным музеем Республики Беларусь и представившей работы мастеров – уроженцев Беларуси из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь и Музея Марка Шагала в Витебске, а также частных собраний России и Беларуси.

Выставка «Роберт Генин. В поисках рая» продолжает знакомство с творчеством художника, представляя зрителю произведения двух ключевых периодов – цикл «Композиции с фигурами» (1912), переданный в дар Национальному художественному музею Республики Беларусь Алексеем и Мариной Родионовыми в 2012 году, и работы, созданные художником во время его путешествия на Бали в 1926 году.

 

Алексей Родионов, Светлана Прокопьева