«Минчанок в толпе легко отличить по открытым икрам и коленкам». Дизайнер комментирует модные луки наших мам

«Минчанок в толпе легко отличить по открытым икрам и коленкам». Дизайнер комментирует модные луки наших мам
Попросили историка моды и основателя театра моды «Шкаф» Сашу Варламова рассказать нам о моде 80-х.

Попросили историка моды и основателя театра моды «Шкаф» Сашу Варламова рассказать нам о моде 80-х.

С 1981 по 1991 год Саша Варламов работал в минском театре моды, он же был одним из его основателей – впрочем, 1980-е знаменательны для него не только поэтому. Многие взгляды на понятия «красота» и «мода» в то время значительно отличались от современных. Например, ничего удивительного не было в присутствии на подиумах полных моделей – женщин с 52-м и мужчин с 56–58-м размерами одежды, которые абсолютно закономерно занимали место в модных журналах.

– Мода 80-х представляла собой нечто двуликое, – рассказывает Саша, – одно дело, что людям показывали в журналах и на подиумах, а совсем другое – как одевались рядовые граждане ежедневно и по случаю. Да и отечественные модные журналы того времени были глубоко демократичными, я бы даже назвал их рабочекрестьянскими. Предлагаемый взгляд на одежду в нем носил скорее утилитарное значение – как не «ходить голой» в условиях тотального дефицита всего.

Минчанки одеты очень просто, незамысловато даже по тем временам: простые прямые юбки или легкий А-образный силуэт.

В повседневной жизни минчане 80-х часто носили спортивную одежду. Выйти в спортивных «трениках» и мастерке – это было круто. А если каким-то чудом у вас были еще и кроссовки! Adidas могли позволить себе лишь те, у кого был доступ в магазин «Березка», где все продавалось за купоны, которыми рассчитывались с работающими за границей. Короче говоря, в спортивных костюмах ходили первые модники районов – они были звездами и днем, и ночью. К концу 1980-х стало модно надевать поверх спортивного костюма еще и кожаную куртку черного или коричневого цвета – своеобразный дресс-код для дискотек. Эта мода плавно перетекла и в начало 90-х.

– Да, одежда того времени была простенькая, я бы даже сказал «никакая», – комментирует Саша Варламов. – Основная часть, разумеется, советского производства. А ведь БССР была в те времена огромным сборочным конвейером по выпуску ситцевых платьишек и полушерстяных костюмчиков для всего СССР: все однотипное и громадными объемами. Это значит, одна и та же одежда была у каждого первого, второго и третьего. Импорт был, конечно, но его было не так уж просто достать.

Девушки выбирали однотонные (часто серые или бежевые) плащи с воротничком. Практически везде всего по три шва: плечевой и два боковых. Крупные пуговицы и накладные или прорезные карманы – все просто и как у всех. А молодой человек на снимке – скорее всего, работяга. Его клетчатый пиджак и брюки – самая типичная на то время одежда. Брюки из так называемой «полушерсти» по 10-16 рублей: 50% синтетики, 50% – шерсть.

В 80-е годы девушки, если шили что-то сами или у портних, могли отдавать предпочтение юбкам «четырех-шести-восьмиклинкам» из могилевской плащевки (на фото такая голубая юбка выглядывает из-под плаща). Они были на поясе, довольно объемными и длинными: обычно закрывали колено и могли доходить даже до середины икры.

– Почему эти юбки так любили? Пышные юбки романтичны, а если они из плащевки, то очень хорошо стираются и практичны в носке, – объясняет Саша Варламов. – Ткань дешевая и неприхотливая – а это для советского человека было самым главным. Все разнообразие в таких юбках только за счет цвета или, например, контрастной отделочной строчки. Я как-то даже своей сестре привозил из ГДР костюмчик с похожей юбкой.

Кстати, увидеть женщину или девушку в брюках на фотографиях 1980-х достаточно сложно, брюки только-только начинали занимать свое место в моде. Носить брюки для девушки часто все еще было не всегда понятным – считалось своеобразным бунтом появляться в них в обществе. И это в то время, когда во всем остальном мире многие женщины носили джинсы и вовсю эмансипировались.

Минчанок сразу видно в толпе из-за открытых икр и коленок. А вот макияж минчанки 80-х очень любили: белорусская косметика была относительно доступной, можно было рисовать все, что душе угодно.

– Впервые брюки открыто надела Эдита Пьеха, когда приехала в начале 70-х с концертом в Минск во Дворец спорта, – вспоминает Саша Варламов. – Именно она впервые в Советском Союзе вышла в брюках на сцену. Но после концерта она вернулась в гостиницу «Минск», где останавливалась, и ее не пустили в ресторан «Седьмое небо» (тогда это было неофициальное название). Администратор сказала: «При всем уважении к вам мы не можем впустить вас в таком виде в зал». И ужин принесли Пьехе в номер.

И в начале 80-х гг. все еще нечасто можно было встретить на улице и длинноволосых молодых женщин и мужчин в джинсах. А модными тогда стали джинсы по форме «бананы» – райфл, суперрайфл.

– Милиционеры  в конце 70-х могли спокойно вылавливать тех, кто носил джинсы и волосы на манер хиппи, – рассказывает Саша Варламов. – Я не шучу: могли подойти к длинноволосой девушке или парню на улице и насильно «откромсать патлы». «Патлатыми» называли модников и модниц. Помню, от милиции можно было отвертеться, если сказать, что работаешь демонстратором одежды в Доме моды. Они тогда звонили и уточняли: «А правда ли тот или эта показывает моду?» – и только после этого отпусками с «патлами» восвояси. В 80-х длинные волосы все еще оставались редкостью. 

Рубашка на парне – отечественного производства, хотя принт и кажется весьма интересным даже по современным меркам. В 1980-х было модно отпечатывать на ткани газетные тексты. Иногда это были снимки – как у парня на фото, – а иногда и вовсе целые статьи, можно было даже читать их. Такие рубашки, правда, получались широченными – приходилось дома самостоятельно делать вытачки: по две сзади и спереди. Их обязательно заправляли в брюки, навыпуск носили только рубашки с коротким рукавом.

Импортные вещи привозили в БССР фарцовщики – по-нынешнему «коммерсанты». Многие потом сидели по тюрьмам – за спекуляцию. Импорт привозился тайком и перепродавался очень дорого, доставался он по большому блату.

– Импорт было намного легче найти и купить в деревенских или сельских магазинах, но не в Минске, – уверяет Саша Варламов, который в то время часто ездил в «фольклорные экспедиции». – Было много югославского, австрийского, румынского, чешского и польского, из стран соцлагеря. Сельские магазины обычно делились на две части: половина – под продукты, половина – под одежду, обувь и другие промтовары. Я очень хорошо помню, что в небольших деревеньках появлялись просто находки – то, чего в Минске днем с огнем не сыщешь.

Компания на фото – редкие модники. За джинсами ездили в Польшу – там они стоили совсем недорого, а в Минске считались диковинкой.

Импортные вещи, конечно, были намного дороже советского легпрома. Средняя зарплата у людей с высшим образованием было около 120 рублей, без него – всего 90 рублей. В лучшем случае заводские могли рассчитывать на 160-170 рублей в месяц. И за эти средства нужно было не только одеться, но и как-то кормить семью. Поэтому покупка интересной вещи в гардероб была целым событием. На некоторые особенные обновки могли откладывать деньги месяцами.

Обычно же минчане шли за одеждой в привычные ГУМ или ЦУМ. По городу были и другие магазинчики с одеждой, но часто – совсем небольшие. А вот ассортимент везде был примерно одинаковым, поэтому лучше было сразу ехать в ГУМ – там размеров и выбора было чуть больше.

Нарядное платье, скорее всего, шилось на заказ где-нибудь в Доме быта. Пайетки в те годы было нелегко купить. А трикотаж у платья – простой советский, ничего из ряда вон выходящего.

А вот мода на подиумах – совсем другое дело. Здесь уже появилось место откровенности и эпатажу. Демонстраторы одежды хоть и не были тонкими и прозрачными, как это привычно сегодня, были очень красивыми девушками. На подиумах появлялись исключительно лишь работы белорусских дизайнеров (в то время – модельеров).

Показ в Доме моды. Конечно, на улицах в крестьянских костюмах минчане не разгуливали. Этот показ, скорее всего, предвыездной – коллекции показывали, прежде чем повезти за границу. И тогда демонстрация фольклорных костюмов считалась хорошим тоном и постоянным элементом показов, отражающих пролетарское происхождение и направление СССР. Сельскую (народную) тематику активно разрабатывали во всех республиках СССР, в том числе и у нас – ведь «каждая кухарка могла управлять государством».

– Конечно, национальные костюмы – это только для подиума или выступлений народных ансамблей. Просто так на улицу ни один минчанин бы в таком не вышел, – рассказывает Саша Варламов. – Мало кто позволял себе выступать в фольклорной одежде, одной из них была София Ротару. Но опять же это были костюмы из ее родного гуцульского этноса исключительно для сцены или экрана, а в жизни она носила одежду «а-ля хиппи».

Еще один показ в Доме моды. На фотографии одна из самых востребованных манекенщиц 1980-х годов. Внешне она была очень похожа на Софи Лорен. Платье точно из импортной ткани – в Минске такую было не достать.

Привычное закулисье в Доме моды. Манекенщиц готовят к показу. На подиуме яркие цвета встречались намного чаще, чем на улицах города. А все потому, что однотонная серая или черная вещь намного практичнее.

Домам моделей было несколько проще создавать новые коллекции – в их распоряжении были импортные ткани и западные журналы моды, недоступные простым людям. Они выдавались в специальных библиотеках по спискам из Домов моделей и хранились под грифом «Секретно». Кстати, белорусские модельеры считались чуть ли не самыми прогрессивными в СССР.

Монотонная минская панорама. Люди одеты скромно и по большей части однообразно – фабрика шьет одна на всех. Большинство вещей куплены все в том же ГУМе или ЦУМе. На девушках ситцевые платья за 4-5 рублей и плащики – по 10-15 рублей.

А это пример «рабочей моды». По словам Саши Варламова, с 1980-х практически ничего не изменилось – в пищепроме до сих пор подобная форма. Чепчики – исключительно декоративные: волосы они под собой не прятали. Причем такие головные уборы бывали и меньшего размера. Но санстанция требовала от сотрудниц обязательно их носить.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Георгия Лихтаровича из книги «Мiнск. Минск. Minsk», 1981, издательство «Беларусь».

Еще по этой теме:
Специалист – о минской моде: «Мы не создаем. Мы потребляем. Такова реальность»
«Есть стереотип: парень-модель – обязательно гей». Мужчины-модели о мужской красоте
Анна Бонд, Анна Молибога и другие модели «за 30» о том, что такое новые стандарты красоты
поделиться