«Большинству людей плевать, что на них надето». Ольга Кардаш о проблемах вкуса, модных маркетах и новых дизайнерах

«Большинству людей плевать, что на них надето». Ольга Кардаш о проблемах вкуса, модных маркетах и новых ...
Основательница бренда KARDASH, одна из менторов проекта «Активиа» «Живи в гармонии с собой» – о моде в Беларуси, немодных мужчинах и шансе стать бизнесвумен.

Основательница бренда KARDASH, одна из менторов проекта «Активиа» «Живи в гармонии с собой» – о моде в Беларуси, немодных мужчинах и шансе стать бизнесвумен.

Как в Беларуси начать карьеру фЭшн-дизайнера

– У меня все началось с детского увлечения: я ходила в кружок, где училась шить, и мне это очень нравилось. Из профессиональной английской школы я поступила в художественную. Знала, что хочу стать дизайнером, но сначала у меня даже мысли не было придумывать одежду.

В те времена в Беларуси эта сфера не была достаточно развита, а предприятия вроде Центра моды обычным школьникам даже не были известны. Да и тогда бы меня точно не заинтересовала профессия художника в Центре моды – это сейчас я понимаю, что она классная.

Я решила, что буду увлекаться модой, шить, а поступлю на дизайнера интерьера. Но все вокруг говорили, что это не мое и мне нужно заниматься тем, что у меня хорошо получается. Тогда я решила рискнуть и поступила в ИСЗ. И до сих пор не жалею – мне там все нравилось.

– А бренд свой зачем решили создать?

– Юношеские амбиции. Во-первых, когда я окончила институт, в Беларуси появилась Неделя моды, и это было безумно круто и любопытно. А то, что я теоретически могу стать ее участником, подогревало интерес.

Во-вторых, после нескольких попыток работы на производстве я поняла, что это совсем не мое. К тому же тогда начинали набирать популярность фэшн-маркеты.

Работая на производстве и выполняя что-то по договору подряда, я накопила небольшой капитал, который решила потратить на создание своей коллекции. Мне на самом деле повезло, что она нашла отклик у огромного количества людей: кто-то покупал вещи на маркете, кто-то делал заказы, другим не подходил размер, и мы работали индивидуально.

Тогда это был взрыв мозга: я осознала, что могут появиться еще люди, которым понравится моя одежда. Это подстегнуло и дальше делать все самостоятельно, а не работать на кого-то.

– У вас сразу появилась стабильная аудитория?

– Завоевывать аудиторию надо всегда. Думаю, тогда мне просто очень повезло. В то время белорусскими дизайнерами начали интересоваться. Те же маркеты работали, а я как раз попала в ту самую первую струю, когда всем было безумно любопытно, что же это такое.

– А сейчас вы ходите на маркеты?

– Очень давно не ходила. Вообще, первые маркеты у меня самые любимые, я их никогда не забуду. Сейчас, по-моему, люди уже насытились таким форматом. Если раньше там было по 30, максимум 50 участников, то сейчас их становится все больше. Сложно среди этого разнообразия заметить что-то особенное.

Там представлено много достойных ребят, но, придя на маркет как потребитель, вы испытаете легкий шок от разнообразия. Да и примерить что-то там почти нереально, мне кажется.

Мой совет (который, я надеюсь, кому-то поможет): если не хочется пропустить интересный бренд, просто подходите ко всем, кто минимально чем-то зацепил, и берите контакты. У большинства есть сайты и аккаунты в соцсетях, где можно лучше изучить продукцию, а позже прийти на примерку в спокойной обстановке, взвесив все «за» и «против».

 

КАК БЕЛОРУСАМ СТАТЬ ТРЕНДОВЫМИ ДИЗАЙНЕРАМИ

– В Беларуси с модной индустрией все с переменным успехом. Основная проблема связана с печальным экономическим положением нашей страны. Та же Неделя моды, являясь главным модным событием Беларуси, уже немного ослабла: просто ее мало кто поддерживает, нет большого количества партнеров, а это очень дорогое мероприятие. На самом деле дизайнерам сложно найти поддержку.

Если будет хорошая партнерская поддержка, в лучшую сторону изменится ценник участия для дизайнеров. Сейчас не каждый достойный создатель, который много трудится и делает хорошую продукцию, имеет возможность участвовать. Из-за этого упускаются классные бренды.

– Может, нашим дизайнерам в таком случае стоит участвовать в неделях моды ближайшего зарубежья?

– Это в целом неплохо, но туда нужно ехать тогда, когда ты уверен, что участие оправдано. А смысл представлять себя, скажем, в Казахстане, если к тебе там изначально нет никакого интереса? Ехать туда без каких-то контактов, просто надеясь, что тебя заметят? Пожалуйста, надежда умирает последней. Но не стоит забывать, что это большие эмоциональные и материальные затраты.

Участие ради участия – выброшенные деньги. Лучше их пожертвовать детдому. Я не замечала, чтобы дизайнеры, ездящие в разные страны на недели моды, успешно там продавались.

Наша основная аудитория – белорусы, большая часть которых живет в Минске. Еще есть клиенты из других стран, которые смотрят нас в онлайн-витрине. Но это не основные продажи. С Европой контакт минимальный, потому что наши посылки очень дорого обходятся из-за налоговых сборов, им выгоднее заказывать у своих.

Из соседних стран мы котируемся в России, преимущественно в Москве. Вообще, у россиян хорошее отношение к белорусам: еще со времен Советского Союза существует мнение, что белорусская продукция – это качество.

– А если следить за мировыми трендами, это поможет набрать популярность в других странах?

– Все следят за трендами и всё знают. Ты хочешь не хочешь, а будешь в курсе событий, если работаешь в этой индустрии. Я подписана на большое количество журналов и различных модных ресурсов, которые каждый день в инстаграме напоминают о тенденциях. Думаю, большинство делает так же.

Но главная задача дизайнера – не слепо следовать трендам, а создавать их. Мы не посредники. У каждого бренда своя эстетика и своя аудитория, которая, если уж полюбила, будет с тобой на протяжении не одного сезона. Важно сохранять свою индивидуальность, а не каждый раз кардинально меняться, мы же не масс-маркет. Объединяет бренды влияние социальных изменений, которые в любом случае находят отражение в коллекции. Если ничего не знать о происходящем вокруг, одежда будет слишком специфической.

Для Беларуси актуальны мировые тренды?

– Смотря какие. Нельзя забывать, где ты живешь. Общество в разных странах отличается не только по менталитету, но и по уровню жизни. Очень много трендов мне нравятся только на картинке. Я очень удивлюсь, если зайду в метро и увижу девушку в костюме нереальной формы от Comme de Garsons, которая просто сидит и ждет остановки.

Быть модным, стильным, прекрасно выглядеть важно, но не менее важно органично вписываться в окружающую тебя реальность. У нас недавно была съемка, для которой я купила колготки в крупную сетку. И мне было очень интересно посмотреть, как на нее будут реагировать люди. Пока я шла к остановке, эти несчастные колготки, надетые под джинсы и виднеющиеся на стопе, привлекли ну очень много внимания и вызвали у людей бурю эмоций. Даже мои знакомые начинают слишком веселиться, когда видят меня в них. А это просто колготки.

Мировые тренды – это здорово и классно, но, чтобы быть настолько модной, нужно определенное общество и обстоятельства. Вы же общаетесь не только с людьми, которые на пике моды. Да, мы иногда одеваемся странно для большинства окружающих, но всему есть предел.

– В чем основная идея вашего бренда?

– Роскошь в повседневности. Не важно, чем девушка занимается и куда идет, она должна быть роскошной каждый день. Мне кажется, это главный тренд, которого должен придерживаться любой человек. Очень скучно выглядеть просто. Я всегда радуюсь, когда вижу в городе прекрасно одетых девушек, по которым не видно, что они стараются. И я верю, что они такие каждый день.

 

ПОЧЕМУ В МИНСКЕ ВСЕ ПЛОХО С МУЖСКОЙ И ДЕТСКОЙ МОДОЙ

– Вы делаете одежду для девушек, как и многие дизайнеры, в то время как детской и мужской дизайнерской одежды значительно меньше. Как думаете, почему?

– Да, у нас есть такая серьезная недоработка. Детскую одежду производить на самом деле дороже, чем многие думают. И дешевле просто не получается, как бы ни хотелось.

Ничего против мужской одежды я не имею, но все попытки ее создания были неудачными – я в этом не сильна. Я считаю, что не надо лезть не в свою сферу, если не уверен в своих силах и если есть кто-то лучше. Это же творчество, здесь нельзя заставить делать то, что человеку неблизко. Единственное – наш бренд делает мужские и детские свитшоты, потому что это довольно универсальная вещь.

В Беларуси есть те, кто делают неплохую мужскую одежду, но их очень мало. Наверное, просто время сейчас такое, что больший акцент делают на женскую одежду. Не хочу обидеть мужчин, но так сложились обстоятельства, тут только понять и простить.

Когда отбирали заявки на гранты в проекте «Активии», я, кстати, в первую очередь просматривала тех, кто акцентировал внимание на мужской и детской одежде.

– Может, дело в том, что большинство дизайнеров у нас девушки, а им шить для мужчин сложнее?

– Возможно. Но вообще, пол дизайнера не имеет значения, поверьте. У тебя либо хорошо получается, либо плохо. Психология моды – это довольно сложный и тонкий вопрос, но его можно изучить. Я постоянно это изучаю и, может, когда-нибудь изменю свое мнение, сделаю мужскую коллекцию. Но это точно будет не в ближайший год.

– А может ли быть проблема в стереотипе, что мужскую одежду делать не так прибыльно?

– Вряд ли. У нас проблема прибыли стоит ребром. Большей части людей вообще наплевать, что на них надето. Очень низкие заработные платы дают о себе знать: у многих другие потребности на первом месте, им мода неинтересна.

Есть и те, кто хочет одеваться стильно, любит это, но маленькая зарплата не позволяет им покупать дизайнерскую одежду. Хотя, если, скажем, девушка-официантка с небольшой зарплатой очень захочет дизайнерское платье, она накопит, купит и будет любить его больше всех остальных вещей.

 

ЗАЧЕМ ОТКРЫВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС – ОСОБЕННО В БЕЛАРУСИ

– Стоит ли вообще начинать делать что-то свое?

– Начинать стоит в любом случае. Пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Для многих молодых дизайнеров это не основная работа, а, скорее, увлечение. И они так прощупывают почву, находят то, что им действительно нравится. У некоторых такое хобби перерастает в неплохой бизнес.

Мне кажется, люди, которые создают что-то в Беларуси, в большинстве случаев делают это в кайф. Всегда приятнее купить вещь, которую кто-то сделал с любовью.

– С чего начинать дизайнеру?

– Только когда есть понимание, что и для кого ты делаешь, можно говорить о создании бренда. Одно дело просто хотеть делать одежду, главное – понимать какую. Этим мне понравилась конкурсантка Даша Лебедева (LSD clothing), которая прошла в финал проекта «Живи в гармонии с собой» от «Активии».

У нее есть четкое понимание, что она хочет создавать одежду для женщин разных возрастов, чтобы одна модель украшала и двадцатилетнюю девушку, и маму этой же девушки. И это на самом деле очень сложная работа, требующая тщательной проработки. И Даша это осознает. У нее очень хорошие наработки, я верю, что она создаст линейку, которая подойдет многим.

А многие просто хотят шить красивые платья. Но ведь нужно четко понимать целевую аудиторию. И продукт для нее должен быть не просто классным, но и уникальным. Нельзя просто следовать мировым тенденциям, сейчас любой масс-маркет так делает. Да, масс-маркет сильно уступает по качеству, но очень выигрывает в цене.

– К чему нужно быть готовым новичку?

– Работать и совершенствоваться придется постоянно. Не бывает коллекций, в которых каждый образ топовый. Есть вещи, которые как были единичными, так ими и остаются, но не потому, что они плохие. Это имиджевая вещь, классная, она сказала о коллекции, но не нашла отклика у покупателей. Нужно быть готовым, что твоя работа не всегда будет суперуспешной.

Когда ты чего-то очень хочешь, первая удача – мотиватор. Ты подпитываешь собственные силы. Но важно делать только лучше и не расслабляться.

Для меня в определенное время был очень полезным проект «Мой бизнес». Он дал мне понимание, что такое бизнес-стратегия и маркетинг, когда я не знала, что делать дальше. Мне повезло, что я туда попала: я стала лучше понимать, как и что делать дальше. И эти знания полезны каждому дизайнеру. Каким бы талантом ты ни был, ты еще и руководитель бренда, который должен принимать определенные решения и развивать бизнес.

– В Минске можно получить инвестиции для своего проекта?

– Это очень тяжело. Нужно пахать как ломовая лошадь, чтобы доказать кому-то, что ты чего-то стоишь, что твоя грандиозная идея способна перевернуть сознание людей. У нас в стране много организаций и людей, которые поддерживают стартапы, но идея должна быть на уровне, чтобы в тебя поверили.

Если вы придете к незнакомому человеку, расскажете ему, что вы просто супер и ваш проект будет успешным, он похлопает по плечу, скажет «молодец» – и отправит работать дальше. А зачем ты ему нужен? Но, если у тебя есть большая цель, тебя отказы не остановят, а только заставят совершенствоваться.

Не стоит забывать, что ваше творчество должно нравиться не только друзьям и родственникам. Я уверена, что можно заработать до уровня малого бизнеса самому. Если тебе все плохо на уровне стартапа, значит, не нужно начинать. Есть смысл просить поддержки, когда ты достиг определенной точки развития и сделал анализ проведенной работы. В пустоту никто не вложится.

У нас в институте было задание: нам давали пять метров белого ситца (ужасная на вид ткань), из которого нужно было сделать что-то хорошее. И многие делали гениальные вещи. Самое сложное – сделать из чего-то простого что-то потрясающее, то, чего еще никто не делал. Из дорогой ткани и обычное платье-футляр будет выглядеть хорошо.

– Когда дизайнер перестает быть «новичком»?

– Это происходит тогда, когда посторонние люди, более-менее увлеченные модой, узнают вашу одежду на других. Вы же издалека определите кроссовки «Найки» и одежду «Адидас». Я думаю, когда узнаваемость бренда выходит за пределы узкого круга людей, являющихся его носителем, дизайнера можно назвать устоявшимся.

Очень глупо считать, что ты устоявшийся дизайнер, если просто представил свою коллекцию на «Неделе моды», пусть и не на одной, пусть и в другой стране. Ставить «Неделю моды» как показатель, думаю, можно в том случае, если она проходит там, где дизайнеров тщательно отбирают, в передовых в этом плане странах.

В 50% случаев участвовать в «Неделе моды» может большое количество дизайнеров, это не сложно: главное – чтобы была возможность, причем в первую очередь материальная. Это плюс к развитию, но не показатель того, что вы достигли чего-то крутого и утвердились как узнаваемый бренд.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ООО «Сетте Студия», УНП 192409356

Еще по этой теме:
«Наши дизайнеры круты и по цене, и по качеству». Как были одеты гости закрытого показа Ольги Кардаш
Где в Минске искать дизайнерскую одежду: 15 шоурумов
Гардероб дизайнера: «Цветные колготки у меня, кажется, были всех оттенков»
поделиться