«А много ли нужно?» Язычник, марксист, панк и кришнаитка рассказывают о своих убеждениях

«А много ли нужно?» Язычник, марксист, панк и кришнаитка рассказывают о своих убеждениях
У многих современных горожан нет устойчивых авторитетов – люди часто ориентируются по ситуации. Мы пообщались с теми, кто знает, где искать истину.

У многих современных горожан нет устойчивых авторитетов – люди часто ориентируются по ситуации. Мы пообщались с теми, кто знает, где искать истину.

 

АЛЕКСАНДР ОПАРИН, МАРКСИСТ

преподаватель философии и политологии,
член Белорусской партии левых «Справедливый мир»,
соредактор интернет-проекта Left.BY

Авторитетные тексты: сочинения Маркса, Энгельса, Ленина; «Очарованный странник» Лескова

– Марксизм частью наших товарищей был догматизирован, а он не прекращал развиваться. Вот, например, пролетарий – это человек, занятый в индустриальном производстве и имеющий только этот источник дохода. А мир-то изменился. Я в каком-то смысле тоже продаю свой труд, хоть и не физическим образом. При этом посмотрите: где управляют собственностью сами собственники? Собственностью управляют менеджеры, такие же наемные работники, как и все. Они тоже продают свой труд, если хотите… Я обычно говорю о наемном работнике и о справедливом распределении доходов. Какую прибыль имеет компания Apple, ее собственники, ее наемные менеджеры – и что она платит работникам в Китае, собирающим телефоны?

 

Про смыслообразующие тексты

Я родился в России, некоторое время отец служил в Германии. С 1977 года я живу в Минске. В пионерах успел побыть, в комсомоле – уже нет. Перестройка, Союз катится к закату, из библиотек списываются многотомные сочинения Ленина, Маркса. В 1991 году (мне было где-то 16) я забрал домой часть брошюр из школьной библиотеки. Как сейчас помню: «Манифест коммунистической партии», «Последние письма и статьи» Ленина, «О государстве» и «Апрельские тезисы» его же. Стал читать, это вызвало живой интерес!

Уже тогда было очевидно социальное расслоение: богатые богатеют, бедные беднеют. Самая популярная профессия по опросам у детей (газеты писали) – проститутка или рэкетир. Это закрепило мою «левую» позицию. В чудесах либеральной экономики, в приватизации, про которые вещали СМИ 90-х, я быстро разочаровался. В прошлом году я был в Венгрии: безоглядная приватизация заводов там привела к нищете. Люди массово выезжают из страны. Товарищи говорят: дети в голодные обмороки падают… В общем, предчувствия не обманули.

Факты репрессий, которые тогда открывались, конечно, возмущали. Я отнюдь не считаю Сталина своим кумиром и к его практике отношусь более чем критично. Были и другие, менее репрессивные модели, которые могли бы развивать Советский Союз. Кого прежде всего репрессировали? Коммунистов. В прошлом году наша оппозиция выходила к КГБ с портретами расстрелянных людей. Кто на них был? Дмитрий Жилунович, он же Цiшка Гартны, глава первого правительства Советской Белaруси; Бронислав Тарашкевич, автор первой грамматики, член КПЗБ.

После армии я oкончил БГУ. Тогда я не лез в политику. Были только убеждения: марксизм предлагает более справедливую перспективу, чем все остальное.

Для меня есть масса смыслообразующих текстов. Один из любимых – Николай Лесков, «Очарованный странник». Я не фаталист, но там красиво написано, как человека находит наказание за совершенные ранее поступки. Обожаю фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для меня это рассказ про дружбу.

 

Про правильность партии

В 2006 году единым кандидатом был Милинкевич, а главой его штаба – Сергей Калякин. Мы верили в возможность избрания демократического президента. Надеялись решать вопросы: социальная справедливость, образование, медицина – в парламенте, который будет не марионеткой в руках кого-либо, а более-менее нормально работающим механизмом. В 2010-м я уже был в партии зеленых. На тот момент она была не столько экологической, сколько именно левой. Я пробыл там 6 лет, под финал даже стал членом Центрального совета. Поменялось руководство, партия стала все больше давать крен в сугубо экологическую проблематику, все больше стала походить на «либералов на велосипедах», как давно называют немецких зеленых. Мне это было уже не интересно.

Меня давно звали в партию «Справедливый мир». Почему снова в партию? Все-таки партия по закону имеет какие-то полномочия, с людьми проще работать в партии, чем без нее. Ну и я за то, чтобы входить в политику по возможности законными методами, занимать места, скажем, в парламенте. Вот в следующем году, скорее всего, попробую выдвигаться кандидатом на местных выборах.

 

Про частную собственность и коммунистическую семью

Я живу в квартире, которая при приватизации полностью отошла матери. Зарплата моя и моей супруги – вся наша собственность. А много ли нужно? Зарплаты «по 500» вполне… Мы с коллегами как-то посчитали: примерно два раза в год мы попадаем на хорошие премии. Этого хватает на жизнь, даже что-то отложить можно.

Моя супруга работает полный рабочий день. Как правило, у меня больше свободного времени – готовкой часто занимаюсь я.

Буржуазный брак придуман не Марксом. Он описан еще теоретиками либерализма, в частности Бенджамином Франклином. У него есть фраза, что у каждого буржуа должны быть две женщины: жена для лактации, любовница для релаксации. У Эриха Фромма: буржуазный брак – это обмен физического здоровья женщины на экономическую состоятельность мужчины.

Коммунистический брак – это союз равных партнеров, в который можно свободно войти и так же выйти. Если жена желает быть домохозяйкой, пожалуйста. Если она желает работать, то и полномочия по дому должны быть распределены, а не как в карикатурной советской семье: муж пришел уставший с работы – лег на диван, жена пришла отдохнувшая с работы – стала варить борщ.

 

Про воспитание справедливости

Детей я хочу научить справедливости: равенство доступа и возможностей для различных слоев населения, мужчин и женщин. Взаимопомощь, взаимовыручка – это ценности. Хотя этому ощущению научить тяжело. В школе одна девочка торгует конфетами в 9 лет. Дочка рассказывает: она сначала дала конфету, а потом деньги стала просить. Я говорю: бойкотируй ее требования, это несправедливо, сначала вроде делиться, а потом требовать плату.

Справедливость в армии хорошо видна. Марш-бросок: сначала груз распределяется одинаково, потом у кого-то автомат взяли, у кого-то вещмешок. Все должны прийти вместе. Эта как принцип Ubuntu, что значит «вместе». Один французский антрополог экспериментировал в Африке. Детям в племени он сказал: кто первый прибежит к баобабу, получит конфету. Дети взялись на руки и побежали. А конфета-та одна! Француз не понимает! Это деревенский африканский коллектив, там условия выживания такие: один не выживешь. Но это настолько вошло в культуру, что они даже за конфеткой бегут вместе.

 

Про запрещенную символику

Я ношу копию командирских часов. У меня есть и настоящие командирские, но они сломались. Дома есть и красное знамя, хоть на стене оно не висит. Мы по молодости сняли со столба старый флаг БССР: к празднику город украсили, мы шли, сняли. Где-то лежит. Когда я работал в БНТУ, в шкафу нашел табличку «Кафедра марксистко-ленинской философии». Я забрал – стоит дома на полочке. Не то чтобы это такой фетишизм, просто надо себя обозначать, пространство организовывать соответствующим образом, идеологически что ли, чтобы люди видели. Особенно венгры радуются, когда к нам приезжают: у них же всю символику запретили.

 

Про советского человека

Я считаю себя вполне советским человеком. Пространство для меня – от Бреста до Владивостока. Но в Беларуси прошло мое детство и юность. Я люблю эту страну, город. С большим удовольствием приезжих товарищей вожу на экскурсии по Минску. По поводу национального и интернационального дискуссии ведутся даже у нас в партии. Я за то, чтобы не закрываться в своих национальных квартирах. У рабочего нет отечества, и у капиталиста нет отечества. Капитал – глобальный. У пролетариев всегда одна и та же проблема. Если мы будем бороться в одной стране, мы не победим. Идея коммунизма предполагает отмирание государств, так как государство – эксплуататор, хоть и выполняет на определенном этапе полезные функции по отношению к обществу.

Но у СССР сделать этого не получилось. Стали строить страну, чтобы защитить маленький социалистический плацдарм. Опыт не весь позитивный. Мы это признаем… Но и отказываться от этого опыта полностью не стоило бы: даже негативный опыт – это движение вперед, а в СССР была еще и масса позитива, который становится все более видным на исторической дистанции. Социальные гарантии, от которых мы теперь вот отказываемся…

 

ЕКАТЕРИНА ФИЛИППОВА, ВАЙШНАВИ

последовательница ведической культуры,
преданная религиозной общины «Международное Общество Сознания Кришны»

Авторитетные тексты: «Бхагават-гита», «Шримад-Бхагаватам»

– Всю сознательную жизнь я искала счастья. Внешние обстоятельства складывались довольно успешно: дружная семья с теплыми отношениями, друзья или люди, готовые обо мне позаботиться, хорошая работа. Кто же на самом деле я?  Зачем я здесь? Какова цель моей жизни? Я продолжала поиски: общение с творческими успешными людьми, христианская церковь и крещение. Как я недавно осознала, это был первый шаг навстречу к Богу.

По милости друзей я попала в Минский храм Сознания Кришны. Красивые девушки в сари, бритые молодые люди в солнечных одеждах, книги с учением, запах благовоний, изображения индийских богов, музыка, безумно вкусная еда, но особенно в сердце запали киртан (пение мантр) и философия. Я смотрела во все глаза, и мне не верилось, что люди живут так, как говорят. Это был вызов моему сытому материальному существованию и отвечало внутреннему состоянию. Мне захотелось понять глубже, почему же они такие счастливые и что ими движет. Откуда такое бескорыстие и отдача? Я стала приходить в храм регулярно.

Моя семья восприняла все спокойно. Старший брат к тому времени тоже интересовался сознанием Кришны.  Мама, верующая женщина, к нашему выбору отнеслась с юмором и пониманием. Однажды она сказала мне, что гордится мной и рада, что мы нашли свой духовный путь, который благотворно на нас влияет. Эти слова глубоко тронули!

 

Про выбор в пользу Бога

Ведическое знание полностью перевернуло мою жизнь, сделало ее радостной и более осознанной. Я нашла ответы на все вопросы, которые не давали покоя! Мне открылись знания, которые я применяю на практике и вижу, как четко они работают. Среди последователей ведической культуры очень много успешных людей, а самое главное – по-настоящему счастливых.

Ведическая культура призывает сделать выбор в пользу Бога, любви и сострадания ко всем живым существам. Как тело каждый день нуждается в еде, точно так же мы нуждаемся в пище духовной для внутреннего развития.

Веды говорят, что для того, чтобы человек был счастлив и удовлетворен, он должен реализовать себя в четырех сферах: здоровье, семья, социум и духовность. Если где-то брешь – внутри пустота.

Почему-то многие думают, что, чтобы поверить в Бога, нужно, чтобы Он как-то проявился в нашей жизни, но на самом деле это не Он должен нам доказывать, что Он существует, а мы Ему, что достойны Его внимания.

Мы утро посвящаем Богу, день – социуму, а вечер отдаем семье. Мы возносим молитвы и повторяем святые имена Бога на четках, изучаем священные писания «Бхагават-гита» и «Шримад-Бхагаватам», слушаем лекции о самоосознании.

Относительно правды мы ориентируемся на три источника: первый – это совесть, второй – священные писания, третий – наставления святых. Если какие-то вопросы непонятны, мы идем к духовному наставнику: так меньше шансов заблудиться.

 

Про гармонию материального и духовного

У человека есть материальная природа и духовная природа. Материальная природа проявляется в том, что мы любим, в нашей профессии, любимом деле. А духовная – это вечная природа служить, санатана-дхарма. Когда обе эти природы задействованы, мы можем почувствовать себя по-настоящему счастливыми. 

Веды дают самый сильный метод для самоосознания и достижения любви к Богу, это воспевание Его святых имен – Махамантры: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». В любой традиции есть имена Бога – просто берите и повторяйте. Это средство быстро очищает сознание. Мы любим петь и танцевать: воспевать славу Бога на улицах. Нам разрешили проводить харинаму в Ждановичах.

«Международное общество сознания Кришны» активно в социуме: образовательные проекты, «Пища жизни», создание экоферм. Во время чеченских компаний члены проекта «Пища жизни» кормили мирных граждан горячей едой, в Украине с самого начала конфликта и по сей день люди получают еду.

 

Про работу музой у любимого

Мне очень нравится носить сари. Это красиво, женственно, удобно и просто классно. Еще мы носим на шее бусы (кантхималы) из священного дерева туласи. Это благоприятно для защиты сознания.

С момента моего знакомства с ведической мудростью прошло 5 лет. За это время в жизни произошло много событий. Я долго работа в компании velcom, в сфере IT, у меня была достойная заработная плата. Потом я познакомилась со второй половиной. Он сказал, что обязанность по обеспечению семьи он берет на себя и теперь я могу заниматься своими творческими проектами. Мне нравится, что у меня появилось время заниматься тем, о чем я давно мечтала, и быть музой для своего любимого человека.

В мире сейчас столько тех, кто ищет духовность в разных конфессиях. Вегетарианских кафешек за два года открылось уже три: у людей есть потребность становиться чище. В человеческой природе заложено идти к свету. Сейчас благодаря доступности знаний эта потребность может быть полностью удовлетворена.

 

АЛЕСЬ МІКУС, ПАГАНЕЦ

34 гады, рэдактар часопіса і сайта “Свайкста” (“Святло”)

Аўтарытэтныя тэксты: аўтэнтычны фальклор, працы навукоўцаў-міфолагаў

– Год 96-97. Я ўключыўся ў нацыянальнае рушанне: спачатку “Малады Фронт”, пасля “Белы Легіён”. Падкрэсленая мужчынская ідэнтычнасць, у нейкім сэнсе агрэсіўнасць, абарона, я на сваёй зямлі, я маю за яе адказнасць. Хоць ні ў якім выпадку нельга сказаць, што паганства было афіцыйнай рэлігіяй “Белага Легіёна”.

У 2001 годзе мы стварылі суполку “Гега-рух” – свайго роду моладзевую фракцыю этна-цэнтра “Крыўя”. “Гега” – мясцовая, з Гродзеншчыны, назва крэмня. Так заклаўся грунт майго паганства.

Імя я не змяняў. Ніякіх Святаславаў, Радагошчаў. Прозвішча ў мяне і так балцкае.

Год – гэта аснова светагляду, які можна назваць паганскім. Зімовае і летняе сонцастаянні, веснавое і восеньскае раўнадзенствы, Дзяды: важна быць у гэта ўключаным. Я асабіста люблю летняе сонцастаянне. Я яго проста адчуваю, дзе б ні знаходзіўся. Гара, агонь, шэст, ноч не спаць, спевы…

Аднойчы, калі менскія фалькларысты сабраліся на Купалле, усе (паўсотні чалавек!) убачылі знакі ў небе – абрыс спарыша. Гэта не былі сляды ад самалётаў. Пра гэта магчыма казаць толькі фенаменалагічна!

 

Крыніцы ведаў пра язычніцтва

Варта слухаць, што рабілі раней, варта верыць, знайсці смеласць рабіць гэтак жа – і ў адказ з’яўляюцца рэчы, якія ніяк не растлумачыш. Людзі, якія цяпер на Гомельшчыне вясной хаваюць стралу, ставяцца да гэтага сур’ёзна. Каб зразумець, трэба паставіцца гэтак жа.

Варта арыентавацца на высновы сур’ёзных навукоўцаў. Гэта нашы сучаснікі Сяргей Санько, Уладзімір Лобач, Таццяна Валодзіна. Іх навуковым высновам я давяраю. Амаль усё, што напісаў маскоўскі лінгвіст Уладзімір Тапароў. Цэлую пляяду выключна вартых навукоўцаў-міфолагаў спарадзіла Літва: Грэймас, Велюс, Бераснявічус, Разаўскас. З іх перакладзена мала, але, калі чытаць штосьці замежнага па тэме, дык толькі іх.

Хаця паганства не з’яўляецца “кніжнай” рэлігіяй. Найбольшае значэнне маюць абвешчанні ўсярэдзіне чалавека ў працэсе святаў і спеваў.

 

Пра ахвяру

Паганская ахвяра – гэта ў першую чаргу завязванне сувязі з пэўнай сілай. Ужо ў старажытнасці ахвяры сталі рабіць, напрыклад, з воску ці з цеста, як птушачку на Гуканне вясны. Дзякуючы першаахвяры паўстаў свет. Было мора. У ім з’явілася згушчэнне, яно раскалолася, і так усё пачалося. Акт рассячэння – першаахвяра. Жывёлу рэзалі, але гэта раней, цяпер так рэдка хто робіць.

Святых камянёў многа ў Гродзенскай вобласці і ў Паазер’і. Камень сімвалізуе першапачатковае згушчэнне ў моры. У абрадах ля іх людзі змяшчаюць сябе ў тую першасітуацыю. Адтуль выйшаў свет ідэальны, без хвароб. Так можна, напрыклад, сям’ю закладаць, лекавацца. Ад камяня ты ўжо ідзеш абноўлены. Ці, скажам, ад крыніцы.

 

Пра гендар у фальклоры і паганскі сэнс жыцця

У фальклоры, вядома, розная роля ў мужчын і жанчын. Жанчыны спецыялізаваліся на замовах, звязаных са здароўем і сям’ёй, а мужчынскай замовай можна наклікаць ці адклікаць дождж, хмары, зоры. Мужчынская замова змяняла свет. Паганцам яшчэ давядзецца фармуляваць свой адказ на “гендарны” выклік сучаснасці.

Падставовыя каштоўнасці ў нашым светаглядзе – шанаванне дзядоў. Князь Міндоўг, які быў паганцам, пісаў да Папы Рымскага: “Прыслухоўваюся да Вашых слоў, бо Вы старэйшы, а я старэйшага лічу як за бацьку”. Радаўніца, восенькія Дзяды – важна адчуваць сябе ў ланцугу пакаленняў. Важна спяваць спевы дзядоў.

У расшыфроўках арнаментаў шмат спекуляцый і фантазій. Не трэба туды лезці, асабліва з сучаснай устаноўкай, каб усё растлумачыць. Я скептычна стаўлюся да такіх вытлумачэнняў, але станоўча – да максімальна шырокага выкарыстання сімвалаў з арнаментаў. У Латвіі шалікі, значкі, бранзалеты, вулічныя інсталяцыі з такімі сімваламі – адчуваеш сябе абароненым. Але якім чынам гэта адбываецца, цяжка сказаць.

Сэнс жыцця ў тым, што яно ёсць, у тым, каб перажываць яго максімальна глыбока, а значыць ярка. Сэнс у гармоніі фізічнага і звышфізічнага, мужчыны і жанчыны, неба і зямлі, двух частак спарыша. Гэта самая вялікая ў свеце загадка. Яе ніхто не разгадае.

 

АЛЕКСАНДР КУЛЛИНКОВИЧ, ЛИДЕР ГРУППЫ «НЕЙРО ДЮБЕЛЬ»

– У меня было очень сильное увлечение двумя музыкантами: это Петр Николаевич Мамонов и группа Dead Kennedys. «Нейро Дюбель» получился из смешения быстрого американского хардкора и Мамонова. Его поведение на сцене, все эти кривляния я перенимал, потом появилось что-то свое. Обычно все песни – «Я такой хороший, пошел туда, подумал об этом» или «Он меня бросил» – поются от имени героя. Мамонов поет свои песни от лица антигероя: «На досуге танцую буги». Я был в приятном шоке. Оказывается, и так можно!

Музыкой я хотел заниматься сколько себя помню, лет с шести. Все мужья моей сестры были музыкантами. С одним из них я и создал группу «Нейро Дюбель». У него были оригинальные английские пластинки: The Beatles, Deep Purple. Мне было запрещено к ним подходить. Я, конечно, слушал тайком. Я подумал: почему я не могу писать песни? И придумал какие-то дурацкие стишки.

У меня нет ни возможности, ни желания распускать группу. Я понял, что ничего больше не умею и не хочу. Я думаю, что «Нейро Дюбель» будет жить столько, сколько и я.

 

Про свободу по Кропоткину

Сборник сочинений Кропоткина я открывал с любой страницы и читал перед сном. Тогда я верил в идеи анархизма. Некоторые его определения запали в мою душу навсегда: свобода по Кропоткину. Приведу пример свободного и несвободного человека. Прилетает жена, просит мужа встретить в аэропорту. Один говорит: «Слушай, не могу. Обещал Сереге перевезти мебель. Он на меня рассчитывает». Второй вариант: «Не могу. Если не появлюсь на работе к 10, меня уволят». Первый – свободный. Он отказывает себе в удовольствии встретить жену в аэропорте по моральным принципам: другу обещал. Человек, который отказывает себе в удовольствии из-за боязни наказания, не является свободным. Когда я делаю какие-то вещи, я понимаю, что поступаю не как свободный человек, а потому что боюсь наказания.

Сейчас такого текста нет. Книга, которую я могу открыть на любом месте, когда мне скучно или чересчур весело (и такое бывает), – «12 стульев» или «Золотой теленок». Со слогом Ильфа и Петрова жизнь кажется не такой грустной.

 

Про панк-рок в быту

Лозунг «Секс, наркотики, рок-н-ролл» очень красивый, как и флаг анархии. Из тех, кто рисует букву «А», настоящих анархистов один на сотню. Остальные увлечены идеей. Мы, музыканты, были без башни. Мы и теперь немножечко такие. Не хочу обижать другие стили, панк-рок – очень искренний, музыка оголенного нерва. Естественно, она близка людям: мы все бываем с похмелья или в истерике. У меня к тому же тексты дурацкие: две строчки редко между собой связаны. Соответственно, каждый может найти что-то свое.

Я не думаю, что рок-н-рольщикам не нужны гонорары. Почитайте мемуары любого музыканта того времени. Они любили деньги и ими пользовались. Мало было музыкантов, которые поддерживали кубинскую революцию, как Джон Леннон. Все покупали особняки и дорогие машины, а поклонникам можно было спеть: «Секс, наркотики, рок-н-ролл. Ребята, все здорово!» Так что это для меня не совсем жизненное кредо, но это кредо жизни на сцене. Я могу петь песни от имени наркомана, озабоченного человека или алкоголика.

Меня страшно раздражает, когда говорят: «Какой же ты панк!..» Есть люди, которые играют джаз. Они не обязаны носить костюмчики. Те, кто играют трэш, не обязаны ходить в косухах и поедать летучих мышей. Мы играем панк-рок – в быту это никак не проявляется.

Между сценой и жизнью у меня никогда не было конфликтов. Были недопонимания. Знакомые главные редакторы очень любили пугать первокурсниц-практиканток интервью с Куллинковичем. Для них шок, что я могу связать три слова и от меня не воняет дерьмом!

 

Про алкоголь

Да, мы выпиваем перед концертом. Когда ты еще и ведешь себя соответственно образу, то кажется, что ты мертвецки пьян. Глоток коньяка помогает голосу. За двухчасовой концерт я выпиваю половину 180-грамовой фляжки. Вы же не видите меня 24 часа в сутки. У меня есть по этому поводу два примера. Когда я переселился в Уручье, мы с маленьким сыном пошли в магазин. Он спрашивает: «Пап, почему в нашем районе одни алкоголики?» Я говорю: «Понимаешь, возле нашего дома три магазина, один из них ночной. Как ты думаешь, кого ты будешь видеть чаще?» Но это не означает, что в стотысячном районе все алкоголики! У меня был приятель – и я был убежден, что он редкий пропойца. Я ему говорю: «Дима, ты, блин, как-то завязывай что ли». А он ответил: «Ты не поверишь, мы встречаемся раз в полгода, и я всегда в этот момент выпивший! А вообще я не пью».

От наркотиков умерло много моих друзей, многие ушли в какой-то свой мирок из-за них. Как каждый молодой человек, который пережил перестройку, ветер перемен, раньше я относился к ним просто. Наркотики не употребляю вообще. Кроме алкоголя, сигарет.

Бывали переборы с алкоголем. Я и перед группой извинялся из-за этого: лидер подвел коллектив.

 

Про любовь к комфорту

Я не тусовочный человек. Одеваюсь в основном в секонд-хэнде. Но я не буду это выпячивать и специально говорить в интервью. Мне нравится комфорт. У меня есть квартира, я хотел бы дом. Машину не хочу, потому что мне по медицинским показаниям нельзя водить. Я думаю, этого хотят все. Я считаю, что 9 из 10, которые говорят обратное, лукавят или кокетничают. Тот же Шнур не скрывает любовь к комфорту. У многих есть семьи. Себе ты, может, не хочешь хорошие ботинки, но ты наверняка хочешь их для своего ребенка – или дорогие сапоги для супруги. Это деньги, ты должен зарабатывать. У большинства получается не идти вразрез со своими убеждениями. Я не знаю примеров откровенного цинизма: человек поет о бомжатнике, а сам живет в «Хилтоне».

Рок и панк подразумевают определенное актерство. На сцене я злой капитан, а в жизни добрый и плавать не умею. 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героев.

Еще по этой теме:
Минские стимпанкеры: «Компьютер для меня – моральное испытание»
«Ислам – это про любовь»: минчане рассказывают, как поменяли вероисповедание
«Корни проблемы не в исламе». Главный муфтий Беларуси об ИГИЛ, беженцах и ксенофобии
поделиться