«В Европе вас бы к автомобилю и близко не подпустили». Как мы пытались бороться с фобией молодого водителя

«В Европе вас бы к автомобилю и близко не подпустили». Как мы пытались бороться с фобией молодого водителя
В рамках Недели любви к автомобилю ŠKODA предложила CityDog.by избавить главреда от фобии молодого водителя. Небезуспешно, надо сказать. 

В рамках Недели любви к автомобилю ŠKODA предложила CityDog.by избавить главреда от фобии молодого водителя. Небезуспешно, надо сказать. 

«Блин, ты куда прешь, дебил?» – Серега резко стал выкручивать руль автомобиля. Мы заскользили по только что взявшемуся льду и ровнехонько поцеловали припаркованный впереди старинный бусик. Мои нервы не выдержали, я чертыхнулся и принялся поносить Серегу – человека, который по собственной инициативе взялся сопровождать меня во время первых выездов в город. Правда, он, водитель с 6-летним стажем, никогда не садился на место пассажира и поэтому не знал, как искажаются габариты авто с этого ракурса. Потому-то и закипишил.

Мы выскочили смотреть, что же я наделал с моей машиной и этим треклятым бусом. Осматривая место ДТП и вмятину на практически новом авто, я понял, что это будет последний раз, когда садился за руль. На дворе стоял декабрь 2014 года, прошло несколько месяцев с того момента, когда ГАИ выдала мне права. 

Почему фобия молодого водителя опасна для всех 

Сергея Овчинникова, директора Центра контраварийной подготовки, эта история не особо впечатлила. Оказывается, у многих минских водителей после того, как они получили права, развивается фобия вождения.



«Кто-то пару раз очень неудачно съездил попрактиковаться на машине и решил, что лучше будет пользоваться общественным транспортом. Кто-то боится садиться за руль своего нового дорогого авто: мол, только бы не попасть в ДТП, – рассказывает Сергей Олегович. – И тут нужно четко понимать: речь идет не только о фобиях молодого водителя, но и о безопасности на дорогах. Ведь, попадая в стрессовую ситуацию за рулем, вы потенциально можете поставить под угрозу безопасность пешеходов, водителей и пассажиров». 

 

Как правильно сесть за руль и тронуться с места

Автодром Липки, куда мы приехали тренировать мои запрятанные куда подальше умения вождения, находится недалеко от Илимской. Полтора километра по плохонькой грунтовке с МКАДа – и вы оказываетесь на территории шикарнейшего полигона, где днем испытывают МАЗы, автобусы «Белкоммунмаша», машины «Амкодора», а по вечерам тренируются такие неумехи, как я.

Трехкилометровая трасса – вызывающе ровная, без единой выбоины и щербины – ведет к площадке, где Сергей Олегович и пытается научить меня контролировать ситуацию за рулем.

Начинаем с правильной посадки. Главное  – удобно устроиться: две руки на руль, спина не должна отрываться от сиденья, а ноги достают до педалей и не упираются в баранку.

Далее – настройка зеркал. И вот тут кроется одна из проблем, на которую в белорусских автошколах практически не обращают внимания:

– В Европе водителя давно приучили: боковые и заднего вида зеркала – не панацея для водителя. Безусловно, ими нужно пользоваться. Но также нужно пользоваться своей шеей. В наших школах, к сожалению, на это не обращают внимания. А в Европе не поверните вы голову на экзамене, чтобы посмотреть, что делается на соседней полосе, вас к автомобилю и близко не подпустят.

Смотрите: когда вы перестраиваетесь из полосы в полосу, обязательно поверните голову и проверьте, не попал ли рядом едущий автомобиль в мертвую зону. Вам не нужно всматриваться – просто на секунду поверните голову и убедитесь, что рядом никого нет: ни машины, ни мотоциклиста.



После этого – первый шаг на Голгофу: пытаемся тронуться с места и не заглохнуть.

– Удивительно, но практически все молодые водители стрессуют по этому поводу. Как научиться жать сцепление и газ параллельно? А на самом деле все просто: сначала топите сцепление. Потом понемногу нажимаете на газ, чтобы прочувствовать обороты.

И далее – лайфхак:

– Приотпустите сцепление , чтобы автомобиль начал чуть-чуть двигаться. Зафиксируйте педаль сцепления в этом положении. Посчитайте «один, два, три», автомобиль немножко разгонится – а теперь плавно отпускайте сцепление и нажимайте на газ активно. 

 

Оказывается, молодые водители боятся тормозить

Следующее задание – разгон авто и резкое торможение. Поверьте, на трассе в Липках это не задание – настоящий кайф.



– Да, те, кто впервые садятся за руль, боятся резко тормозить. Если не дай бог они попадают в какую-то экстремальную ситуацию, то торзмозят очень плавно.

– Что значит «боятся резко тормозить»? – спрашиваю я, разогнавшись, а потом резко бью по тормозам.

– Да, отлично! Почувствовали, как сработала АБС? Почему боятся? Одна моя ученица сказала, что опасается, мол, при экстренном торможении машина может перевернуться. Представляете, как это мешает ей нормально ездить и насколько этот страх опасен для других водителей?

 

Как прочувствовать габариты и никого не задеть на парковке

Овчинникова язык не поворачивается называть «инструктором» по вождению: преподавателем, опытным старшим товарищем – да. У него негромкий голос, в движениях нет и намека не резкость (и этот человек – чемпион страны по ралли?!), а к его лайфхакам прислушиваются даже те водители, которые на сто процентов уверены в своих компетенциях.

Понятное дело, что габариты вы сможете прочувствовать лишь по прошествии энного времени эксплуатации железного коня – или полчаса потренировавшись на фишках. А вот лайфхак про парковку «гараж»:

– Когда вы стоите перпендикулярно автомобилю, рядом с которым хотите припарковаться, начинайте поворачивать, когда стойка вашего заднего колеса поравняется с передней фарой этого авто.

– А как понять, что стойка поравнялась?

– Для начала вам нужно четко ориентироваться, где находится ваше колесо. Выйдите из машины, подойдите к колесу и откройте салон. Видите, арка колеса находится на уровне ремня на заднем сиденье. Поэтому именно на него вы и можете ориентироваться.



Движение задним ходом, маневрирование в «стесненных условиях» (как уверенно двигаться в ограниченном пространстве, например между стоящими автомобилями), чувство габаритов – по словам Сергея Олеговича, если вы отточили именно эти навыки, считайте, что фобия поездки у вас улетучилась.



– Мы подписались на акцию ŠKODA в Беларуси «Неделя любви к автомобилю», потому что моральная сторона ответственного вождения – в том числе борьба со страхами, – рассказывает Овчинников. – В Беларуси стали поднимать вопрос о психологической помощи таким водителям, но, в принципе, ситуацию можно исправить другим, более простым способом. Вам просто нужно понять, какие ситуации вызывают у вас стресс и как из этих ситуаций можно выходить.

 

Как забраться в голову водителю и помочь преодолеть его стресс

На следующий день мы встречаемся возле первого аэропорта – тут как раз заканчивается выставка вооружения Milex. Очевидно, на наши простейшие гаджеты – необычной формы очки, регистратор с двумя камерами и лэптоп, на котором загружается специальная программа, – никто из проходящих мимо посетителей выставки не обращает внимание. Хотя немецко-канадские девайсы у Овчинникова очень ценные и достаточно дорогие.



На самом деле Овчинников сейчас будет тестировать оборудование, аналогов которому в Беларуси нет. Благодаря очкам инструктор может понять, куда смотрит водитель во время езды.

– Наша задача – выработать у водителя алгоритм безопасной езды. Куда нужно, а куда не нужно смотреть, на что необходимо оперативно реагировать и как это делать, чтобы не создавать аварийноопасные ситуации. И главное, чтобы не бояться садиться за руль.

Поняв, что полутора часов вчерашних тренировок мне пока маловато, мы решаем усадить за руль еще одного нашего журналиста, у которого опыта побольше. Через 40 минут, когда тестирование закончится и мы просмотрим всю сессию поездки, записанную на видео, он признается: «Кажется, я вообще всю жизнь неправильно ездил».

Калибруем очки, поправляем камеры на регистраторе, запускаем программу на компьютере – поехали.

Посмотрите видео: на равнозначном перекрестке, да еще с помехой в виде припаркованного автомобиля водитель не посмотрел на потенциальную угрозу и не притормозил. «А если оттуда будет выезжать машина?» –на вопрос Сергея Олеговича водитель не знает, что ответить.

«Во время движения каждые 7 секунд нужно контролировать ситуацию, – рассказывает Сергей Олегович о том самом «поворачивайте голову». – Это один из основополагающих принципов так называемого “защитного вождения”: у водителя должно быть два варианта разрешения проблемы на дороге – безопасная дистанция и вариант ухода вправо».

А эта ситуация – классическая: на перекрестке автобус поворачивает налево. Посмотрите, реагирует ли на него водитель. Что было бы, если бы этот автобус разворачивался? Водитель не оценил потенциальную угрозу.

– Самое простое в таких ситуациях – бояться, а мы учим оценивать ситуацию и адекватно на нее реагировать. Именно для этого делаем такой тренажер. Записываем сессию, разбираем ее с водителем, а потом на других улицах Минска закрепляем знания.

– Сергей Олегович, от нашего водителя прозвучала фраза «Кажется, я вообще всю жизнь неправильно ездил».

– И это не самое страшное. Ведь увидеть, понять и осознать свои ошибки на дороге – это и есть безопасное движение. И самое главное – водителям, которые боятся садиться за руль, я всегда говорю: пока вы не получите удовольствие от езды, вы не справитесь со своей фобией. А удовольствие придет, когда точно будете знать, как ездить безопасно. И научиться этому достаточно легко.

  

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ООО «Сетте Студия», УНП 192409356

Еще по этой теме:
Мингорисполкому предложили закрыть движение авто по Немиге (фото)
«Меняю на авто»: оцените, какую недвижимость предлагают взамен на машину
«Наших автомобилистов разбаловали». Эксперт о том, как рубль может перевоспитать водителей
поделиться