Денис Блищ: «Хватит строить метро!»

Денис Блищ: «Хватит строить метро!»
В нашей рубрике об известных горожанах и их отношениях с Минском – Денис Блищ, шеф-редактор Onliner.by. Денис рассказал CityDog.by, почему молодые специалисты не могут получать 300$ и что в Минске нет городского духа, потому что здесь многие – из Бешенкович.

В нашей рубрике об известных горожанах и их отношениях с Минском – Денис Блищ, шеф-редактор Onliner.by. Денис рассказал CityDog.by, почему молодые специалисты не могут получать 300$ и что в Минске нет городского духа, потому что здесь многие – из Бешенкович.

Вы как-то в твиттере писали, что кто за раз не пил 10 литров пива, тот жизни не знает. А вам вообще какие пивные рестораны в Минске нравятся?

– Если честно, никакие. Когда можешь сравнить с ресторанами в других странах, то понимаешь, что всё плохо: нет атмосферы, нет демократичных цен, нет широкого выбора пива – хотя с этим в последнее время уже лучше. Среди наших кафе нет конкуренции, увы.  Мне более-менее нравится «Раковский бровар», но в последнее время к нему есть вопросы по качеству.

У нас неоправданно дорого пить пиво. Если показать наши цены на чешское пиво чеху, то он сначала сойдет с ума, а потом схватит сердечный приступ. Я могу привести пример: в магазине пиво Krusovice стоит 20 000 руб., это 50 крон. В Чехии оно стоит 10-12 крон. 500 % роста цены – ну это совсем!

– А какие развлечения вам больше всего нравятся?

– Вот на концерты я люблю ходить. Лучший концерт, который я видел в жизни, – это минский концерт Rammstein. Я знаю три их песни, но было реально классно.

 

На Мэрилина Мэнсона, наверное, пойду. Я такую музыку не слушаю, но я люблю смотреть на профессионалов, поэтому был и на концерте солиста a-ha Мортена Харкета,  и на Moby.

– Ну это концерты на больших площадках, а клубные как вам?

– С ними большая беда: в Минске нет ни одной нормальной площадки  для клубных концертов. И есть одна более-менее – это Re:public. Все остальные либо померли, либо не выдержали конкуренции с казино. Но самая большая проблема: в Минске нет ни одной площадки, куда можно привезти группу с не самым звездным статусом, но и не мелкую, а что-то среднее, на две тысячи человек. Нет такого места, представляете?

Я слушаю тяжелую музыку. И я был свидетелем того, как на мега-группу приходили 300 человек. Кстати, 3 декабря в Минске будет концерт, который много расскажет о фан-базе и ее платежеспособности. Это концерт очень знаковых для сцены групп Kreator и Morbid Angel, у американцев еще и первые гастроли по СНГ. И билеты для наших широт стоят дорого – около 500 тысяч. И если зал будет полным – значит, здесь жить можно, если нет – ну всё, капут.

Вот вы об этом концерте говорите как о лакмусовой бумажке культурной жизни Минска. А на «Онлайнере» есть абсолютно великая рубрика «Житье мое», по которой можно многое понять о жизни минчан вообще. И когда там бывают особенно грустные истории о зарплате в $200-300, то в комментариях пишут: «Так живет весь Минск». А на ваш взгляд, как в среднем живет Минск?

– Вообще всё зависит от окружения. Если человек пишет, что все живут на $300, значит, в его окружении все так живут. Я вижу другой Минск. В начале карьеры, конечно, молодой специалист может иметь и $300, и даже меньше, но если он не стоит на месте, приобретает навыки, развивается, его зарплата немедленно становится отражением его стараний. В общем, когда человек в 30 лет зарабатывает $300, его можно только пожалеть.

А в Минске вообще зарабатывают неплохо. Думаю, у молодой семьи, если они не маргиналы, то $1000 в месяц выходит. Конечно, есть бюджетники, пенсионеры – там есть вопросы.

 А вам не кажется, что в последнее время Минск меняется? Взять хотя бы все эти новые коворкинги, антикафе и т.д.

– Минск действительно несколько изменился в последнее время. Но не все эти изменения качественные. Что-то позитивное происходит: появились хостелы, коворкинги эти, велодорожка из ниоткуда в никуда. Минск не самый плохой город в мире, в нем можно жить, но как столица он так себе. 

 

В Минске нет городского духа. Здесь не хочется гулять по улице и сидеть на скамейках. Нет комплексного подхода к городу. Да и людям здесь ничего не хочется.

– Так а чего этого духа нет?

– Объясняется всё просто: здесь все горожане во втором поколении, ну может кто-то в третьем. Я ничего плохого сказать не хочу, но если ты приехал из Бешенкович, ты и здесь сделаешь вокруг себя Бешенковичи. А там же ничего не происходит. Я говорю и про себя в том числе. Я не лучше многих минчан, я тоже не участвую в создании городской среды. Я просто езжу с работы домой.

Парадоксально, но какого-то духа больше в районах спального характера. Например, 24 года я прожил на Ангарской. И местные люди составляют четкую и понятную субкультуру: это дети рабочих в кепках, которые говорят на общем языке, вместе ездят на хоккей и пьют на скамейках.

Я не говорю, что это хорошо, но когда ты туда едешь, то знаешь, чего ждать. И свой дух есть в Шабанах и Чижовке. А в центре Минска нет ничего, выжженная земля.

Единственное место, которое кажется куском настоящего города, – это угол Ленина и проспекта возле «Макдональдса». Там люди ходят постоянно, встречаются, что-то там происходит. Вот таким должен быть весь город. Единственное позитивное изменение – пешеходная на Маркса. Может, это что-то даст.

Говорят, что в следующем году может быть несколько пешеходных улиц.

– Это очень здорово. Пусть перекрывают проспект – от главпочтамта до площади Победы, пускай люди гуляют и наслаждаются жизнью. А то у нас с работы – шах-шах-шах – и домой, а в выходные все сидят дома, потому что делать нечего. А так сразу появится ощущение города, а не Бешенкович. 

– А вы раньше еще минскому общественному транспорту симпатизировали.

– Это раньше я интересовался его планированием. Но сейчас я понял, что власти развивают транспорт неправильно. В Минске нужно прекратить строить метро. А вместо него нужны трамваи – это принципиально решит проблему сообщения между окраинами и центром. Но это абсолютно другое сознание нужно: объяснить человеку, что трамваи лучше метро, невозможно. У нас же трамвай – это такая коробка, которая болтается, куда-то едет, случилась авария – всё стоит. Например, я был в Ницце: когда трамвай едет, сразу включают зеленый, все останавливаются. Потому что в машине едет 4 человека, а в трамвае – 200, он главнее. Если бы у нас такое построили, было бы классно. 

Город 10 лет страдает от стройки метро в Малиновке: всё перекопано, людей выселяют 

 

из частного сектора, они  стоят с вытаращенными глазами и плакатами. Кому нужны эти подземные дворцы? Я не говорю, что метро – это плохо. Но если нужно строить дешево и быстро – стройте трамвайные пути.

– А что вам в Минске еще не нравится?

– Мне категорически не нравится здание Национальной библиотеки. Строить в 2004 здание по проекту 1989 года как-то странно. И это градостроительная ошибка, которую уже не исправить.

– Занятно, что она вроде никому не нравится, но как только приезжают друзья из другого города, их обязательно ведут к этой библиотеке.

– Так и я веду! Нужно же показать гигантский кусок бетона, который портит весь район. 

Но могу сказать, что мне кое-что нравится. Минск получит подарок, когда построят офис «Беларуськалия». Жаль, что проект немного упростили – сам кристалл сейчас правильной формы, а задумывался как неправильной, природной формы. Но все равно это прорыв архитектурной мысли в Беларуси. И показательно, что многим архитекторам старой школы это здание не нравится. А вот дом «У Троицкого» им нравится.

 Фото CityDog.by.

поделиться