«Дети написали в техподдержку: мы вас взломаем!» Разработчик о том, как школьные дневники превращаются в приложение

«Дети написали в техподдержку: мы вас взломаем!» Разработчик о том, как школьные дневники превращаются в...
Электронные дневники и журналы ведут уже около 200 школ, 41 из них – в Минске. О том, как это работает, поговорили с Андреем Мельниковым, ответственным за продвижение электронных сервисов в компании-разработчике.

Электронные дневники и журналы ведут уже около 200 школ, 41 из них – в Минске. О том, как это работает, поговорили с Андреем Мельниковым, ответственным за продвижение электронных сервисов в компании-разработчике.


Андрей – бывший учитель английского языка. До прихода в компанию работал в ГИАЦ Министерства образования.

– Новые технологии нельзя внедрить мгновенно, – говорит Андрей. – Мы должны учитывать множество факторов: в Беларуси очень много сельских школ, инфраструктура которых оставляет желать лучшего. Или, например, многие пожилые педагоги не владеют компьютером, что тоже усложняет процесс. Но прогресс заметен! К системе подключены 1300 школ по Беларуси, и из них около двадцати уже полностью отказались от бумажных дневников. Инструкции это позволяют.

– И как это работает?

– Нам не пришлось придумывать велосипед: мы просто взяли существующий годами дневник, перенесли в электронную версию и учли все требования белорусской системы образования. На сайте родитель или ученик может просмотреть отметки, домашнее задание, тему урока, которая была сегодня и будет завтра. Если ребенок получил, к примеру, «девятку», учитель может оставить отзыв, за что именно такая отметка. Обновляется сайт автоматически: как только учитель внес домашнее задание, оно тут же появляется у всего класса. Поэтому оправдания ученика о том, что он «забыл дома дневник» или «не записал», уже не сработают.

Электронный дневник контролирует образовательный процесс, и мы видим, что это эффективно. В школах, которые постоянно пользуются им, успеваемость становится выше на 10-15%.

Родители могут просматривать новости класса, отметки и домашнее задание, расписание уроков. Кроме того, у них есть доступ к пакету с дополнительными возможностями. Они смогут видеть все оценки в отдельной таблице и комментарии к баллам, смогут отправлять сообщения учителю. А еще, когда ребенок получит отметку или пропустит урок, папе или маме сразу же придет смс-оповещение.

Конечно, для детей смириться с этим сложнее – все мы были школьниками и немного жульничали. Вчера дети написали письмо в техподдержку, мол, берегитесь, мы вас взломаем! Но, может быть, гораздо лучше, когда родители узнали об отметке днем и к вечеру успели «остыть» или придумать, как поощрить своего ребенка, если оценка хорошая.

Есть еще бесплатное приложение «Дзённік», в котором доступны эти же функции. Оно было разработано компанией МТС.


«ЭТО ПРОГРЕСС, ОТ НЕГО НЕ УЙТИ»

– Дневник и журнал открываются только онлайн?

– Есть требования, которые не допускают использование офлайн-версий в целях безопасности. Если информация хранится на компьютере, кто угодно может скачать данные и унести. Казалось бы, ничего сверхсекретного, но там может быть информация, которую родители не хотят публиковать. Конечно, наша система надежно защищена от взломов: мы храним данные на самых современных серверах, каждый пользователь проходит строгую процедуру верификации. Но это уже технические аспекты, о которых можно говорить очень долго.

Как школа может подключиться к системе?

– Сначала учреждение образования оставляет электронную заявку. Мы ее рассматриваем, проверяем, согласен ли директор. Школа выбирает модератора сайта, который заполняет информацию и вносит данные учеников нужных классов (например, с 5-го по 11-й или с 1-го по 11-й). Чаще всего ответственным за это становится учитель информатики. 

От бумажной версии по большей части отказываются с 5-го по 11-й классы, в основном с 5-го по 8-й – они легче адаптируются. В выпускной год стараются не экспериментировать, чтобы не отвлекать учеников от поступления. Конечно, учитывается и мнение родителей. Если они согласны, то мы выдаем школе специальный сертификат – и процесс запущен. Сайт учреждения образования на нашем портале заводится бесплатно.

– А если мнения разделяются и часть родителей в одном классе «за», а другая – «против»?

– Процент родителей, которые полностью отказываются от привычных дневников, довольно высок – до 90% класса. Бывает такое, что вся параллель единогласно соглашается, а случается, что один-два родителя против. В таких случаях эти ученики продолжают вести бумажные дневники.

– Школы обращаются к вам или наоборот?

– Переход на электронные версии – процесс непринудительный. Мы не занимаемся сетевым маркетингом, а предлагаем рабочий инструмент, поэтому никогда не приходим без приглашения. Школы обращаются к нам сами. Чаще всего участвуем в конференциях от Министерства образования, где выступают учителя, и рассказываем, как это устроено. Кстати, за прошлую неделю по своему желанию подключились 32 школы. Недавно по просьбе учителей ездили в Гродно и устраивали обучающий семинар. Было видно, что они очень заинтересованы. Хороший пример – лицей БГУ: они создали свой сайт на нашем портале и активно ведут электронный журнал.

Когда я начинал работать, то был очень приятно удивлен: оказалось, от возраста педагога не зависит то, как он заполняет дневник. У нас есть случай, когда работающая на пенсии женщина в 68 лет блестяще вносит все данные, пишет темы урока и полноценно использует все возможности системы.

Это прогресс, от него не уйти. К тому же каждые три года учителя проходят повышение квалификации, где теперь на курсах будут узнавать, как пользоваться электронными журналами и дневниками. Это была наша инициатива, и мы рады, что государство пошло навстречу.

 

 

«Я САМ РАБОТАЛ В ШКОЛЕ. ПОЛОВИНУ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ЗАНИМАЕТ ЗАПОЛНЕНИЕ ОТЧЕТНОСТЕЙ»

– Самое главное – эти ресурсы созданы для того, чтобы облегчить работу учителя. Я сам работал в школе. Помню, что почти половину рабочего времени занимало заполнение отчетностей, ведомостей. С электронными дневниками время на бумажную волокиту сокращается. Печатать всегда легче и быстрее, чем писать от руки. К тому же все можно легко исправить.

Сейчас основная сложность в том, что нельзя полностью отказаться от бумажных журналов и педагогам приходится вести оба. Но мы надеемся, что вскоре ситуация изменится. Все возможности постоянно дорабатываются. Планируем делать онлайн-отчеты, которые сейчас пишут от руки.

Психологический аспект, дело привычки тоже немаловажны. Ведение обоих журналов – это двойная работа. С другой стороны, когда учитель математики хочет заполнить журнал, а он, например, у географа, можно заполнить в это время электронный. А бумажный оставить на следующий день. И, главное, есть версия сайта, полностью адаптированная для мобильных устройств: с ее помощью никто не мешает учителю выставлять отметки в любое время и с любого устройства. Даже со смартфона, сидя в транспорте.

– Теперь дети больше времени будут проводить за компьютером и у телефонов, раз даже дневник там?

– Средний сеанс одного ребенка довольно короткий: там нечего делать, кроме просмотра домашнего задания. Тем более его могут просматривать родители. Если говорить про телефоны, мы были приятно удивлены тем, что 38 % посещений – с мобильных устройств. Еще в апреле было 26%. Сейчас сотрудничаем с мобильными операторами, и они бесплатно предоставляют трафик для педагогов на наш сайт.

– Какие еще нововведения появились?

– Недавно появился «ЯКласс» – российско-латышская разработка, которая построена на уникальном алгоритме, генерирующем неограниченное количество вариантов в задании. Например, если у вас двое детей, то по математике у них будут разные цифры в примере. Это полностью решает вопрос списывания. Там же есть «топ дня»: за каждое задание начисляются баллы, а на главной странице видно, кто на что нарешал. Появляется мотивация.

По примеру этого сайта, где есть топ учеников, планируем сделать топ среди школ на schools.by, где будут соревноваться классы. Победители всем классом будут получать от нас призы. Пока мы в раздумьях, какие именно, но, скорее всего, будет что-то спортивное. Все-таки наша цель – не только успеваемость детей, но и их здоровье.

Совсем новый сервис – schoolpay, платежный через систему ЕРИП. Раньше было так: мама давала деньги, например, на кружок, ребенок нес их классному руководителю, а он – руководству. Сейчас деньги перечисляются сразу в школу, минуя ребенка и учителя. К примеру, этот сервис активно использует Лицей БГУ.

Все наши сервисы, включая онлайн-дневники, журналы, платежи и тесты, можно сравнить с использованием электрического утюга вместо того, что на углях. Зачем мучиться с устаревшими, если есть новая версия, более удобная и, главное, бесплатная?

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: предоставлено героем, pixabay.com.

   CITYDOG.BY В VIBER


поделиться