Бары, галерея и бизнес-хаб: может ли улица Фабрициуса стать новым центром городской жизни?

Бары, галерея и бизнес-хаб: может ли улица Фабрициуса стать новым центром городской жизни?
Район около Института культуры развивается уже давно: еще три года назад сюда пришел прогрессивный бизнес-хаб, позже появился бар, но улица Фабрициуса все еще далека от наполненности, скажем, Октябрьской. Что это – несостоявшийся креативный кластер или все еще впереди?

Район около Института культуры развивается уже давно: еще три года назад сюда пришел прогрессивный бизнес-хаб, позже появился бар, но улица Фабрициуса все еще далека от наполненности, скажем, Октябрьской. Что это – несостоявшийся креативный кластер или все еще впереди?

Едва ли улицу Фабрициуса можно назвать многолюдной. Направляясь в Imaguru по залитой солнцем дороге, обычно встречаешь одного-двух прохожих – и это в лучшем случае. Часть минского завода «Калибр» уже давно расходится по кусочкам. Первым звонком стал стартап-хаб Imaguru, позже сюда переехал бар «ДК», а совсем недавно в заводской столовой провели концерт-свадьбу культовой группы «Кассиопея». Мы попробовали разобраться, есть ли у этой некогда заводской части города потенциал для превращения в культурный центр.

Нынешнее название улица получила в честь латышского командира и комиссара Красной армии Яна Фрицевича Фабрициуса, но до 1929 года она называлась Григорьевской. Застраивалась улица по мере формирования минского железнодорожного узла в 1875–1890 гг. и долго оставалась районом индивидуального строительства. Улица входила в предместье «Уборки» вместе с Добромысленским переулком и поселком Грушево. Тогда эту часть считали окраиной города, тут селились пролетарии, содержавшие свои сады и огороды. Этот район быстро и беспорядочно застраивался деревянными домами, а жизнь мало чем отличалась от сельской.

Сама улица развивалась как заводская, с небольшими предприятиями: в соседнем Добромысленском переулке в 1899 году открылся стекольный завод Сыркина. После введения государственной винной монополии, из-за которой запретили продажу спиртного на розлив, увеличился спрос на стеклянную тару. Но заводу это не помогло: он не продержался и двух лет.

А в 1907 году  на улице Григорьевской открылся новый стекольный завод: через год после запуска здесь трудилось 20 рабочих, бутылок и чернильниц выпускали на 9,3 тысячи рублей. За годы экономического подъема производство расширили и установили на нем газогенераторный мотор. В 1913 году тут работало уже 160 человек. После революции на его основе создали стеклозавод «Пролетарий» – он проработал до 1941 года.

Знаменитой Григорьевская стала и благодаря первой в Беларуси механизированной бензоколонке, которая появилась тут  в 1929 году. Работники, обслуживающие колонку, были очень ловкими: на заправку одного автомобиля у них уходило в среднем 5 минут – рекордная по тем временам скорость.

В годы Второй мировой войны и после нее рядом с корпусом завода медпрепаратов работал колхозный Суражский рынок. Можно только представить, насколько оживленной была нынешняя улица.

1943 год. 1 – Минский завод медпрепаратов, 2 – бетонный мост, соединяющий Московскую улицу с нынешней Чкалова, 3 – Суражский рынок, 4 – частные дома, на месте которых после войны появятся новые корпуса завода медпрепаратов.

В ноябре 1946 года на месте стекольного завода «Пролетарий» открылся Минский патефонный завод. Просуществовав почти 10 лет, он превращается в завод электробытовых изделий, а затем – в весоприбороремонтный завод. За последующие 10 лет он меняет название еще пару-тройку раз и только в июле 1966 года становится заводом «Калибр».

Сейчас завод «Калибр» продолжает работать – правда, в намного меньших объемах. Большую заводскую столовую закрыли: в ее холл этим летом переехал бар «ДК». Основной зал, где раньше обедали рабочие, сдается. Две недели назад там прошел концерт-свадьба группы «Кассиопея». Хотя проведение концерта в этом месте, скорее, исключение: «Это был концерт китчевой дикой трэш-свадьбы», – говорит нам директор группы Александр Богданов.

– На столовую завода «Калибр» мы наткнулись случайно – она находится за шторкой от бара «ДК». Мы специально искали старую советскую столовую, но ни одна так просто в аренду не сдается, нужно заказывать меню – минимум 30 руб. на человека. А тут уже не функционирующая  старая столовая, под боком которой расположен дружественный бар. Мы и решили попробовать. Такой концерт в этом помещении был разовой акцией и вряд ли какое-то другое мероприятие будет тут так же уместно. Потенциала у этого помещения как концертной площадки нет: звук ужасный, как в пещере, 12 окон со старыми рамами и расшатанными в них стеклами выходят прямо на жилой дом, единственный поблизости. Чтобы сделать из этого помещения что-то, необходимы нешуточные вложения. Проще построить новое здание с нуля.

– А можно ли говорить об этой улице как о большом креативном кластере? Пусть не таком шумном, как Зыбицкая, но все же.

– Я думаю, что нет. Imaguru – место, которое варится в собственном соку, за долгое время его существования там не прошло ни одного мероприятия, на которое я бы хотел пойти. Переехавший «ДК» еще не успел набрать обороты, да и набирать особо некуда –площадки хватает на одновременное присутствие 60-70 человек.

Улица же хоть и расположена относительно в центре, в шаговой доступности от двух станций метро, сама по себе слишком узкая и имеет только два въезда. Тут не хватает парковочных мест – днем машину не поставить даже в близлежащих дворах. Так что говорить об этой улице как о развивающемся креативном кластере пока очень и очень рано. Как минимум пока там не появятся еще одна-две локации, притягивающие молодежь.

А вот Евгений Пугач, руководитель стартап-направления Imaguru, считает, что за три года существования они смогли значительно оживить Фабрициуса.

– Когда мы искали помещение, первым делом рассматривали вариант на проспекте Независимости, 58 – там когда-то открылось ME100. Но оно требовало колоссальных вложений. Лучшим вариантом оказался завод «Калибр».

Переговоры с администрацией создатели Imaguru вели полгода – завод «Калибр» входит в холдинг Horizont, где не до конца понимали, что именно хочет сделать инициатива, назвавшаяся стартап-хабом, и зачем им это нужно. «Мы объясняли, что за счет нас сама улица сможет оживиться и получить новое развитие, – говорит Женя. – Но в какой-то момент даже услышали: “Лучше б вы вообще не приходили, из-за вас только морока с документами”».

До того как Imaguru въехал на Фабрициуса, 4, помещение два года стояло пустым: «Насколько мы поняли, в этом здании в советские времена была столовая. Большая, трехэтажная столовая, одну часть которой сейчас занимает бар «ДК». Наше здание – это 21-й корпус, а значит, на самом заводе могли работать десятки тысяч людей, поэтому и столовая была такой большой. А потом тут появились мелкие организации и банки».

– Насколько оживилась улица за три года вашего существования? А главное, за счет кого?

– Imaguru мы открывали под собственные проекты. Чтобы проводить Всемирную неделю предпринимательства, крупные конференции, хакатоны, необходима была площадка, которую раньше предоставляли только отели, которых было немного, где было не всегда удобно и дорого. Когда приезжали зарубежные спикеры, они постоянно говорили: «Так, я выступил, провел мастер-класс, а теперь расскажите, где находится ваш центр предпринимательской тусовки?» Но такого в Минске попросту не было. Кто-то в шутку предлагал им сходить в бар, где сидят айтишники, или в Grand Сafe, где сидит крупный бизнес. Они, конечно, смеялись, потому что нельзя подойти к столику и сказать: «Привет, меня зовут Джо, у меня такой-то бизнес».

Imaguru стал именно таким центром. Здесь могут познакомиться, сойтись и даже сработаться незнакомые люди. На постоянной основе у нас в коворкинге работает около 100 человек, и они могут участвовать в открытых мероприятиях, которые здесь же и проходят. То есть отсюда можно не выходить. Но ожила эта улица с точки зрения бизнеса, а не как тусовочная площадка а-ля Зыбицкая. Здесь другой формат. К тому же улица неширокая, с милицией – рядом есть ГУВД И РУВД.

– Фабрициуса в основном ассоциируют с вами. Но какой потенциал дальнейшего развития?

– Сейчас здесь появился бар «ДК», а в зале столовой планируется галерейное пространство, но жители жилого дома напротив уже приходили к нам с жалобами. Они были адресованы не нам, так как по ночам мы здесь не проводим мероприятий, за исключением хакатонов. Но в связи с шумом они и наши косяки припомнили – мы в самом начале здесь косили траву рано утром, пока жители спали.

Но, возвращаясь к оживленности, кафе и бары на соседней улице задумались над тем, чтобы давать скидки клиентам из Imaguru, – это уже говорит о какой-то конкуренции.

Другой вопрос, что у завода есть огромные пустующие площади. Кому они их сдадут? Именно от этого будет зависеть развитие. Вдоль улицы сейчас разбросаны разные организации: есть школа танцев на пилоне, кулинарная школа «Оеде», креативное агентство «Молоко», небольшие IT-компании, а в соседнее здание перебрался проект «Стартап-школа». К тому же все эти годы ремонтируется Национальный центр художественного творчества детей и молодежи – возможно, с его открытием тоже станет веселее.  

Жилой дом напротив Imaguru, где есть недовольные.

Кулинарная школа расположена слева от входа в Imaguru.

Найти вход в «ДК», если вы там еще не были, сложно. Грубая стрелка черного цвета вроде бы о чем-то говорит, но поймешь не сразу: возникает легкое ощущение квеста со слишком правдоподобными заводскими декорациями. Тем более близлежащие организации после вопроса о «ДК» отправляют в концертный зал «Минск».

Если довериться стрелке, окажетесь на третьем этаже – тут и вправду находится бар, где проходят те же вечеринки, что и на прошлом месте на бульваре Толбухина. Владельцы «ДК» интервью не дают, но мы поговорили с одним из организаторов вечеринок UNISEX Кириллом Колбасниковым о том, как сильно новое место влияет на формат бара.

– Я звычайны хлопец, у якога шыла ў задніцы і няма асаблівых прэферэнцый па складанасці задуманага: гей-эксперымент на дзень ПДВ – калі ласка, тэхнічная дапамога мастацкім праектам задарма – а чаму б і не!..

Наш праект UNISEX – серыя канцэптуальных вечарын, дзе шмат свабоды спалучаецца са спробай знізіць узровень дыскрымінацыі ў грамадстве. Шмат свабоды выяўляецца праз тое, што граць мы запрашаем не толькі дасведчаных дыджэяў, але і сяброў, якія і кантролер бачаць у першы раз, але чый музычны густ нам блізкі.

“ДК” мы выбралі даўно – яшчэ той, што знаходзіўся на Талбухіна. Я тады быў знаёмы з кіраўніцтвам бара, і было вельмі лёгка і проста дамовіцца і паспрабаваць рабіць вечарыны. Усё ішло добра, але пасля “ДК” стаў належыць іншым людзям, з якімі мы не толькі працуем цяпер, але і ў вельмі добрых чалавечых адносінах. Яны дапамагаюць нам, а мы па магчымасці ім. А пасля рабяты мусілі перавозіць “ДК” у іншае месца, бо з адміністрацыяй папярэдняга ўзніклі нейкія непаразуменні. Пайшоў насустрач завод “Калібр”, які прапанаваў ім вельмі добрыя плошчы, – так “ДК” апынуўся ў новым месцы. Пасля пераезду стала крыху больш складана зацікавіць людзей прыйсці: можа, месца яшчэ новае, а можа, і нашы хібы ў PR.

– Наколькі вуліца Фабрыцыуса можа паўплываць на развіццё бара? Не ведаю. Шчыра кажучы, мне падаецца, што не месца ўплывае на развіццё, але колькасць намаганняў і аддадзенай энергіі саміх стваральнікаў. Ці стане папулярнай сама вуліца, прагназіраваць складана. На гэтай вуліцы знаходзіцца адразу некалькі аддзяленняў міліцыі, і думаю, што ім не так гэта ідэя падабаецца, як нам з вамі. Хутчэй, развіццё гэтага месца можа паказаць, хто насамрэч чым займаецца: хто развівае клубную, андэграўндную ці любую іншую культуру, а хто замінае развівацца любой ініцыятыве, бо гэта прыносіць дыскамфорт, “падрывае спакой і парушае прывычны лад жыцця”.

За шторкой слева от «ДК» сейчас находится помещение, где дух старой советской столовой остался – и это вряд ли изменится. Единственное, меню тут собираются заменить и «кормить искусством», говорит Анна Лок, арт-менеджер и куратор, соорганизатор квир-фестиваля «Дотык».

– В моих планах сейчас на месте столовой сделать галерею, комьюнити-центр. Она не будет ориентирована на квир-искусство. Но все равно будет сделана под критическую площадку для левого искусства. Она будет оборудована для выставок, презентаций и фестивалей. Почему именно это пространство? Заводские объемы очень вдохновляют. Когда мы вместе с коллегами из бара нашли помещение, то поняли, что оно органично разбивается на зоны.

– Почему вы планируете оставить пространство столовой таким, какое оно есть?

– Мы пришли в столовую, когда она была, можно сказать, действующей – только-только закрылась. Здесь пахло котлетами и периодически пахнет пирожками – за углом остался магазин. Но тут абсолютно социалистически-футуристичные лампы, кованые решетки и прочие элементы декора, которые не хотелось бы уничтожать. Конечно, она вымылась и вычистилась, но мы не собираемся делать лофт – это будет абсолютно советская столовая, где будут кормить искусством.

Наша площадка призвана привлечь сюда еще больше людей. Наше отличие от того же «Корпуса 8» в том, что они развиваются в коллаборации нескольких институций. Может быть, не вместе, но рядом. Здесь иначе: фокус Imaguru на IT и бизнес, поэтому они могут не думать о развитии Фабрициуса как тусовочной улицы. А сейчас здесь появится культурная часть, но, опять же, это будет не формат Зыбицкой. Здесь, скорее, будет галерейная атмосфера, поэтому массового паломничества мы не ждем. А несколько университетов рядом могут благоприятно повлиять на развитие культурной жизни.

Если идти по Фабрициуса в сторону депо метрополитена, то в жилом доме можно увидеть черную дверь с характерной для этой улицы надписью «Молоко». Совсем недалеко отсюда, в Молочном переулке, 87 лет назад открылся первый в Беларуси Минский молочный завод – сейчас на его месте находится «ВТБ-Банк». За черной дверью расположено креативное агентство «Молоко». Ребята въехали сюда совсем недавно, но считают, что у улицы есть все шансы развиться в культурный кластер.

Денис Мисюля, креативный директор «Молока»

– Помещение, в котором мы находимся, было практически в таком же состоянии – изменился только цвет. Балки в некоторых проемах – это куски железнодорожных путей. Раньше так строили, не было других материалов. Кирпичи, которые вы видите, принесены сюда из разрушенных домов Минска – строительство дома было завершено в 1949 году. Толстые стены и высокие потолки еще хранят историю. Например, во время ремонта мы даже нашли здесь потолочные рисунки, но, к сожалению, сохранить их не удалось.

– Почему выбрали это место? Наверное, из-за планировки, свободного пространства, которое позволяет организовать рабочую зону, лаунж и лекторий, где сотрудники смогут делиться опытом и организовывать презентации. В планах также проводить совместные просмотры роликов и лекции – хотя бы с одним спикером в неделю.

– А насколько вам интересна сама улица?

– Инфраструктура здесь замечательная. Если нужно послушать лекцию – Imaguru в двух шагах, пойти отдохнуть – есть «ДК». Сейчас здесь все равно не хватает движа и выбора, как, например, на улице Октябрьской, к тому же административная часть преобладает. Но, думаю, было бы правильно огромные пустующие площади заселить творческими мастерскими и креативными компаниями, к которым можно было бы обратиться за какими-то точечными услугами. Например, к типографии, придя в которую можно было бы заказать печать на завтра.

Если бы здесь начали появляться подобные компании, которые взаимодействовали бы друг с другом, развитие шло бы быстрее. Октябрьская, например, удобнее: там запросто можно найти зону для фотографов, ивент-спейсы, рекламные агентства, а летом улица вообще выглядит максимально по-европейски.

На Фабрициуса много машин и пока государственные учреждения превалируют над креативными. Здорово, если бы смещение пошло в сторону европейского подхода к модернизации городских площадей. Нам было бы приятно видеть эту часть города как спокойную и доступную, когда можно оставить машину дома и отправиться на работу на велосипеде. А после рабочего дня зайти в соседний бар или кафе, чтобы выпить по бокалу и поехать домой на велосипеде, метро или такси. Мне бы хотелось, чтобы Фабрициуса осталась спокойной вечерней улицей, где можно послушать джаз или блюз, пусть даже из колонок. Я считаю, что эта улица не должна превращаться в драйвовую или танцевальную. У нас уже есть такие улицы. Хотелось бы, чтобы она стала городским примером неспешности и спокойствия, где заглушается шум проспекта и ты осознанно уходишь от скорости города.

Эксперт программы ЕС «Культура и креативность» Микола Скиба из Киева говорит, что креативные кластеры не всегда объединены общим пространством, хотя географическое соседство, безусловно, важно.

– Кластер – это объединение компаний, которые дополняют друг друга и вместе образуют цепочку добавленной стоимости. Кластер во многих вариантах успешно работает благодаря тому, что все люди усиливают друг друга: сумма их усилий больше, нежели все они по отдельности.

В Киеве, например, таких кластеров пока не образовалось, за последние два-три года у нас появилось лишь несколько хабов, которые стали действительно видны на карте города. Хаб, скорее, подразумевает под собой пространство, им может быть площадка или завод, в котором есть коммуникации и общее понимание правил, но не обязательно «добавленная стоимость». Хаб отличается от кластера тем, что для кластера нужно мышление в долгосрочной перспективе, стратегический подход и наличие команды, которая готова быть «сервисной».

К успешным, имеющим свою аудиторию и программу, можно отнести «Арт-завод Платформа». Он находится на северной окраине Киева в ревитализированных корпусах Дарницкого шелкового комбината. В 2001-м там открылся ТЦ «Дарынок», и, чтобы привлечь сюда больше людей, добавили арт-составляющую. В 2014-м открыли коворкинг, и благодаря частным инвестициям началось освоение пустующих цехов. Сегодня это один из самых больших в Киеве коворкингов с деловой зоной в 25 000 кв. м, а всего в распоряжении «Платформы» 160 000 кв. м. Тут на постоянной основе «прописалось» несколько форматов, один из них – фестиваль уличной еды, который в теплый сезон проходит чуть ли не каждые выходные. Еще там проходит «Кураж-базар» с флимаркетом и элементами шеринговой экономики. А сейчас туда удалось перетянуть «Гогольфест» – один из самых крупных украинских фестов, включающий театр, современный танец, экспериментальное кино, дискуссионную площадку и прочее.

– Если говорить о подобных форматах на государственной основе, то это «Мыстецкий арсенал» – бывший военный завод, основанный в 1802 году, с уникальной архитектурой, арочными сводами высотой до 8 метров. Вопрос, что сделать с этим сооружением, решался долго: было много вариаций от «украинского Лувра» и центра современного искусства до делового центра с элитной застройкой. Я работал в команде, которая предлагала сделать там многофункциональный креативный центр по модели кластера. Мы проработали всю площадку и провели архитектурный конкурс, в котором выиграла японская команда. Но из-за кризиса 2008 года проект положили под «сукно», где он и лежит по сей день. А сама площадка со временем стала работать как культурная, но очень нерегулярно.

Недавно у нас изменили законодательство: теперь директоров культурных учреждений стали избирать на публичных конкурсах, где они должны приходить и защищать свои концепции. Фактически идет борьба концепций, а не личностей, – и ситуация изменилась. В «Мыстецкий арсенал» пришла Олеся Островская-Лютая с проектом лабораторного формата. Тем не менее «Мыстецкий арсенал» продолжает оставаться не до конца задействованным: из 9,8 гектаров площади в центре города работают только два этажа и небольшая open air-площадка. Вопрос упирается в государственный бюджет – эта основная проблема государственного формата.

– А что, по-вашему, определяет успех и развитие креативного хаба?

– Успех часто появляется после постепенного запуска, без объявления мегапроекта. Если говорить об опыте других стран, важна группа людей, готовых взять на себя ответственность, людей с четким видением и социальным капиталом. А с другой стороны, что-то должно стать катализатором. Например, изменение основы для экономики. И, конечно, должна быть культура того, как вести себя с такими вещами. Примером может быть Рурская область в Германии. Когда в Zollverein остановилось производство, все буквально законсервировалось – ни один болтик не пропал, место было номинировано на статус культурного наследия ЮНЕСКО, а части рабочих было предложено остаться гидами. Прошло уже почти 40 лет, а они до сих пор там работают.

– А можно ли сказать, что в городе должно существовать какое-то ограниченное количество креативных кластеров или хабов?

– Таких показателей нет: все зависит от того, как город позиционирует себя и насколько он готов привлекать внешнюю аудиторию. Город – глобальное образование, которое должно мыслить и глобальными категориями тоже. Весь вопрос в том, кому это будет нужно.

– На улицу Фабрициуса, где появился первый в Минске стартап-хаб, недавно пришел бар, и в скором времени там откроется галерея. Как считаете, находящиеся неподалеку жилые дома могут стать помехой для развития этого места?

 – А почему это должно быть помехой? Если найти общий язык и предложить жителям какую-то инициативу… Ведь среди жителей могут найтись таланты: кто-то хорошо печет – для него это может стать площадкой для продаж, или дядька с золотыми руками сможет устраивать мастер-классы. Как показывает опыт, обычно жилые дома только усиливают развитие, просто ко всему надо найти подход. Необходимо вовлекать местных жителей, потому что кластер не должен выжигать территорию вокруг себя – он должен взаимодействовать.

Официальная группа Программы ЕС «Культура и креативность» в Facebook. Присоединяйтесь!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героев, CityDog.by, artzavodplatforma.com, vk.com.

Еще по этой теме:
Вдоль по Зыбицкой. Как ненужная улица со сквотом превратилась в минский Бродвей
Октябрьская: революция. Как заводская улица превратилась в арт-объект
Адметныя: как построить первый стартап-хаб в Минске
поделиться