Врач-геронтолог: как не стариться в 30 лет, куда девать стресс и почему еда и вредные привычки – не главные враги

Врач-геронтолог: как не стариться в 30 лет, куда девать стресс и почему еда и вредные привычки – не глав...
Поговорили с врачом-геронтологом, кандидатом медицинских наук Любовью Ворониной о насущном.

Поговорили с врачом-геронтологом, кандидатом медицинских наук Любовью Ворониной о насущном.

– Давайте начнем с того, какая сейчас средняя продолжительность жизни в Беларуси и как она отличается у мужчин и женщин?

– К сожалению, если брать продолжительность жизни в Беларуси, то она намного ниже, чем во многих европейских странах или в Америке. В среднем это сейчас 71–73 года, причем женщины в среднем доживают до 76–78 лет, а мужчины где-то до 62–63 лет, хотя данные слегка разнятся между Минздравом и Минтруда. Конечно, это мало. По градации ВОЗ сейчас молодость длится до 44 лет, средний возраст – до 60, старческий начинается с 75, а долгожители – это люди старше 90.

60 лет – не конец жизни

– А в целом продолжительность жизни увеличивается?

– Да, во всем мире наблюдается тенденция к увеличению продолжительности жизни. И эта тенденция прослеживается последние 100 лет. Если в начале XIX века продолжительность жизни была 42–44 года, то сейчас, например, в Скандинавии, Израиле или Японии средняя продолжительность жизни – 86–88 лет.

Институт народонаселения строит математические модели, согласно которым, если такие темпы роста средней продолжительности жизни будут сохраняться (а они, вероятно, и будут сохраняться), то люди, родившиеся в XXI веке, будут в среднем жить 100 лет. И это, заметьте, самый средний показатель.

– То есть старость будет наступать все позже и мы будем очень активны и в 60, и в 80 лет?

– Это происходит уже сейчас. В ряде развитых стран средний возраст политиков, бизнесменов, ученых и общественных деятелей уже 70 лет. Это что же получается, что пожилые люди активно творят историю планеты? Поэтому уже есть ряд сообществ и стран, где ученые и клиницисты выступают с предложением еще сдвинуть возрастную градацию, чтобы молодость длилась дольше. Ведь если продолжительность жизни будет 100 лет, то, получается, человек 50 лет живет активно, а еще 50 доживает, так что ли? В общем, сейчас акцент смещается с продолжительности жизни на качество жизни в пожилом возрасте.

Что нам делать, чтобы состариться позже

– Скажите, а что нужно делать нынешним 30–40-летним, чтобы жить дольше?

– О том, какой стиль жизни является идеальным для того, чтобы быть долгожителем, вам никто не сможет сказать. Представления в этой области меняются очень быстро. Ученые уже давно поняли, что старение генетически не детерминировано, а является побочной программой развития человека. Более того: до сих пор спорят о том, что такое старение. Если бы нашли маркеры, то есть факторы, на которые можно было бы подействовать, то нашли бы и геропротекторы – средства, которые надо принимать в молодом и среднем возрасте, чтобы предотвратить старение.

Проблема в том, что человек является не только биологическим существом. Например, используя методы генной инженерии, можно увеличить продолжительность жизни грызуна или примата, но на человека распространить такие закономерности сложно, потому что человек помимо тела обладает еще социальной и психологической надстройкой. И даже если мы понимаем, как воздействовать на биологию, то сейчас очень сложно сказать, как воздействовать на эти надстройки. Но даже и в том, что касается биологии, важно понимать, что за тысячелетнюю историю человек создал для себя настолько искусственную среду обитания, что многие биологические закономерности на нас уже тоже нельзя перенести.

– Но какие-то представления о том, какие люди живут дольше, все-таки существуют?

– Когда в разных странах исследуют долгожителей, то никто не ставит на первое место биологические вопросы, приоритет всегда отдается социальным факторам.

Правда, исследования в разных странах могут очень сильно отличаться. Например, в Японии основным фактором считают приверженность интересам семьи или компании, профессиональные интересы. А американцы считают, что важен уровень доходов. Они даже вывели интересное наблюдение о том, что продолжительность жизни увеличивается на год, если доход увеличивается на 10 000 $ в год. В итоге каждая культура и этническая группа ищет свой ответ на вопрос, какие люди живут дольше.

Мне кажется, что все упирается в вопросы наличия целей и ощущение своей ценности. Например, женщины обычно живут дольше. Конечно, они генетически немного более устойчивые, у них немного другая ферментная система и психоэмоциональная надстройка. Но среди долгожителей соотношение женщин к мужчинам 8:1; в некоторых регионах 1:1 – и это, как правило, жители сельской местности, например скотоводческих регионов США. Иногда делают занятные выводы, мол, мужчинам полезно общаться с животными, это снимает стресс и поэтому они живут дольше, но я думаю, что в некоторых регионах мужчины живут дольше, потому что продолжают работать и чувствуют свою нужность и важность.

Еда, спорт, стресс, образование – что важнее

– А что касается движения и питания – они важны?

– Физическая активность важна на протяжении всей жизни. У нас люди чаще всего не хотят заниматься спортом. Я не говорю о большом спорте, но о физической нагрузке, которая бы приносила удовольствие. Возможно, на каком-то этапе необходимо заставлять себя заниматься, но потом это будет приносить удовольствие. Низкая калорийность питания также ассоциирована с долгожительством, как и меньшая частота дыхания. Уменьшение частоты дыхания – это вполне реально, йога существует уже тысячелетия, все упражнения и тренажеры для дыхания взяты оттуда.

Что касается средств, которые якобы являются геропротекторами, то все они предложены на основе разных теорий и вопрос их безопасности не исследован. Поэтому это все обсуждаемо. Зато все согласны с тем, что адаптогены – вещества, которые повышают устойчивость организма к условиям неблагоприятной среды, – косвенно удлиняют жизнь. Это всевозможные витамины, ферменты, зеленый чай и продукты пчеловодства. Также четко выявлено то, что большая продолжительность жизни ассоциирована с уровнем витаминов A и E.

– Какие еще факторы могут значительно повлиять на продолжительность жизни?

– Уровень стресса и общее психологическое состояние влияет на все процессы в организме. Люди за рубежом чаще живут дольше, в том числе и потому, что ходят к психологам и психоаналитикам, там они расслабляются, выговариваются – и у них уходят эти застойные стрессы. Конечно, стресс есть в жизни человека всегда, но застойных стрессов – когда они постоянные и человек уже даже не замечает их – нужно избегать. Это эмоциональное напряжение, на которое сразу же реагирует и тело. Поэтому советуют ходить в спортзал, сауны, на массаж, иглотерапию и дыхательные практики – там происходит глубокая релаксация, которую по-другому очень сложно достичь. Если бы мрачные мысли крутились только в голове, это было бы не так страшно, но ведь они влияют на весь организм.

– А высшее образование и общий уровень культуры как-то влияют на продолжительность жизни?

– В Японии проводили исследования и считают, что уровень образования на продолжительность жизни не влияет. Об образовании чаще всего говорят в связи с болезнью Альцгеймера и старческим слабоумием. Действительно, чтобы предупредить эти болезни, надо тренировать мозг. Причем чтение книг или решение кроссвордов здесь не помогут, потому что они задействуют старые связи, а надо, чтобы в мозгу постоянно образовывались новые связи.

Лучшего всего осваивать навыки, которые задействуют мозг и мышцы. Поэтому в университетах третьего возраста часто обучают лепить из глины, рисовать, играть на музыкальном инструменте или танцевать. Кстати, среди тех, кто знает и использует три языка, почти не бывает болезни Альцгеймера, редкость она и у тех, кто знает два языка. Особенно хорошо, если иностранный язык изучается в старшем возрасте, тогда это очень способствует образованию новых связей в мозге.

Почему мы живем меньше, чем на западе

– Как вы думаете, почему белорусы живут не так долго, как хотелось бы?

– Тут, конечно, можно сказать, что белорусы живут меньше из-за того, что у нашего населения все еще очень много вредных привычек. И это, конечно, правда. Но японские и американские исследователи рассматривают вредные привычки как далеко не самый значимый фактор. А вот социальная составляющая как раз на первом месте.

Иногда кажется, что нужно продлить пенсионный возраст для наших людей, потому что работа – это стимул жить. А когда человек перестает работать, у него очень часто совсем исчезают цели. У нас это особенно касается мужчин, многие из которых выходят на пенсию, начинают болеть и умирают. У многих из нас нет хобби и каких-то интересов, поэтому часто пропадает цель в жизни – и что самое страшное, такое нередко можно замечать у людей среднего, а не пожилого возраста.

Поэтому первое, что нам придется изменить – это свое отношение к пенсии, ведь пенсия – это не конец жизни. Мне в этом случае очень нравится пример Жанны Кальман – французской долгожительницы, которая дожила до 122 лет. В 85 лет она фехтовала, в 100 – ездила на велосипеде, а в 117 – бросила курить. Когда к ней обращались за советом, она обычно говорила: «Не читайте газет и не смотрите новости, реже бывайте у врачей, ешьте, что хотите, но в небольших количествах. И пейте не больше одной бутылки вина в день».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, Danny Eastwood.

Еще по этой теме:
Как жить долго и счастливо: минчане, которые занимаются спортом в 58, 67 и в 88 лет
Вечеринки «за 60», китайская гимнастика и бильярд – где развлечься минским пенсионерам
Все по-честному: «Грязные сидения в автобусе, стекающая по стеклам вода – это недопустимый сервис для общественного транспорта»
поделиться