Город глухих

Город глухих
Только не говорите, что наушники доставляют вам лишь звуковые сигналы. Эти тампоны в ушах отрезают нас от своих. А других отстраняют от нас. Я, Аня Чистосердова, только одного не могу понять – это хорошо или плохо?

Только не говорите, что наушники доставляют вам лишь звуковые сигналы. Эти тампоны в ушах отрезают нас от своих. А других отстраняют от нас. Я, Аня Чистосердова, только одного не могу понять – это хорошо или плохо?

Один раз наушники сослужили мне очень плохую службу. Это было давно, лет 13 назад. Я ехала на курсы в универ и слушала «химических братьев». Была зима, на голове шапка, а под ней наушники. Тут я замечаю, что молодые люди напротив что-то пытаются мне сказать. Но по губам читать я не умею. Делаю тише – и вдруг понимаю, что эти и еще двое сзади не совсем довольны моим внешним видом, что, мол, я слишком ярко и заметно выгляжу на фоне нашей серой зимы. Я не была готова обсуждать с ними, кто как должен быть одет. 

 

Если честно, я до сих пор люблю под музычку на работу ездить. Просто хочется отключить мозг, ничего и никого не слышать – ни людей, ни себя. Но, вместе с тем, ты много  пропускаешь, когда в наушниках. Вот, например, недавно  со мной рядом в транспорте ехали двое дедушек лет восьмидесяти. Таких, что называется, «с блеском в глазах». Один из них ехал на фестиваль поэзии и активно рассказывал, кого он там будет слушать, что там будет переводная поэзия со шведского, украинского, польского и наши белорусские поэты. А второй дедушка ехал в библиотеку с целью сдать одни книги и забрать другие – у меня чуть прилюдно не случился культурный шок. Это ж до чего другая жизнь у людей!

А еще недавно произошла уникальная история в Вильне. Я сидела в кафе, ожидала друзей. И вдруг входят две семьи с огромным количеством детей. Они засели за один большой длинный стол – одна семья – беларускамоўныя, а другая – поляки. І вось яны паміж сабой на польска-беларускай мове размаўляюць, абмяркоўваюць, што яны будуць сабе замаўляць. К ним подходит официант, который обращается на русском языке. Они делают заказ, а потом поворачиваются друг к другу и говорят: «Глядзі, як дзіўна: мы зараз ў Вільні, польска-беларускія сем’і, падыйшоў літоўскі афіцыянт, замову прыняў па-расейску!» Я это к тому, что нужно время от времени снимать наушники и выходить на улицу. 

Понятно, что быть слепым и глухим (я фигурально выражаюсь) в этом городе проще всего. Кстати, вы заметили, что чаще всего в публичные дискуссии в общественном транспорте ввязываются люди старшего возраста?

Наши ровесники стараются дистанцироваться: «Отстаньте от меня, я в наушниках». Это своего рода визуализация нежелания вступать в какие бы то ни было контакты. Впрочем, если бы у людей старшего возраста была в свое время возможность пользоваться всякими гаджетами, то они наверняка не гнушались бы белых червячков ipod’a из ушей. Папа мой, человек  не молодой, до сих пор любит ходить в наушниках слушать радио. Я думаю, дай им волю, они бы с удовольствием ехали и слушали радио «Культура» или «Мелодии века» у себя в наушниках. Но был ли бы от этого Минск тем, чем он есть сейчас, – вот вопрос.

…Я до сих пор иногда вставляю наушники, когда еду на работу. Мой саундтрек к кинофильму «Из дома до Галереи» состоит из нескольких миксов. Из квартиры до трамвайной остановки – старый добрый Джей Кей. В шестерочке или единичке (трамвайчиках) я слушаю что-то мелодичное – боссанову или ню-джаз, что-то такое павольнае. Тот ритм, который у тебя в ушах, должен подходяще подкрепляться видеорядом за окном.  

А как только я доезжаю до Якуба Коласа и площади Победы, у меня выключается плеер и включается телефон – люди начинают звонить. Рингтон я убрала: раньше звонил My baby just cares for me Нины Симон, а потом я поняла, что мне не нужны лишние звуки. Сейчас телефон у меня радостно и самозабвенно вибрирует чьим-нибудь именем или юзерпиком на экране. И это тоже звук моего Минска, от которого иногда нужно абстрагироваться. 

Я пытаюсь вслушиваться в Минск. Его музыкальная ритмика спокойная, часто чересчур. С огромным количеством повторяющихся припевов – часто надоедающе заунывных. Куплеты зачастую не отличаются один от одного. Изредка врываются литавры. Хардкора в городе, на мой взгляд, не хватает. Не визуально, а именно музыкально. Минск слишком мелодичный и с чрезвычайно простой структурой. В последнее время она начинает усложняться, но всё равно – три аккорда. 

Мне стыдно признаваться в банальных вещах, но это мои три любимых аккорда. Я их возьму даже ночью, если разбудят. На каком инструменте возьму? На духовых, конечно. Ибо в Минске духовой оркестрик звучит всегда актуально и незаюзанно. 

поделиться