«Если хочешь, чтобы что-то появилось, – сделай это сам». Как активисты учат детей понимать искусство

«Если хочешь, чтобы что-то появилось, – сделай это сам». Как активисты учат детей понимать искусство
В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных минчанах, которые меняют Минск к лучшему. Сегодня говорим с участниками детских творческих мастерских о том, как создать нужную книгу об искусстве.

В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных минчанах, которые меняют Минск к лучшему. Сегодня говорим с участниками детских творческих мастерских о том, как создать нужную книгу об искусстве.

Ольга Мжельская, Ирина Лукашенко, Базыль – организаторы мастерских.

Детским творческим мастерским уже больше четырех лет: проект, типичный для многих европейских музеев, создали при Галерее «Ў», чтобы и минские дети могли с интересом узнавать о классическом и современном искусстве. Искусствовед София Садовская и художник Базыль (Bazinato) регулярно рассказывают детям 6-12 лет о стилях и особенностях разных эпох и помогают им понимать искусство. Теперь они решились на новый шаг: сделали книгу для детей и взрослых – и начали успешную краудфандинг-кампанию.

– Детские творческие мастерские не учат детей, как правильно рисовать, – рассказывает Ольга Мжельская, пиарщица проекта. – Для нас очень важен мыслительный процесс ребенка, важно, чтобы он смотрел на работы разных художников и мог при этом самостоятельно думать. Преподаватели в игровой форме задают детям вопросы о том, что те видят на картине, почему этот художник нарисовал именно так, как они относятся к технике, что могло произойти до этого мгновения, а что – через десять минут. Это помогает детям уже в раннем возрасте начинать рефлексировать и развивать свое собственное видение.

– На самом деле мастерские постепенно превратились в орудие борьбы за хорошее понимание искусства, – добавляет Базыль, художник, дизайнер и преподаватель мастерских. – Пространство, в котором мы живем, не так хорошо наполняется искусством, и это искусство не передается детям. Я говорю о нашей системе образования: предмет МХК последние восемь лет отсутствует, а с прошлого года его ввели только для пятых классов. Поэтому мы решили внедряться в эту систему и хоть немного, но заполнять нишу и по мере возможности расширять свое влияние.

– В отличие от школьных занятий мы даем детям больше возможности говорить и выражать свои эмоции, свое видение, – рассказывает Ирина Лукашенко, менеджер проекта. – Каждое занятие обычно разделено на две части: теоретическая, когда мы знакомим с художником и с картиной, и практическая, где дети рисуют что-то свое. И у каждого ребенка может быть свое видение: у одного мальчика как-то получился скомканный лист, и мы его за это похвалили, потому что он увидел форму так. Для нас очень важно, чтобы дети, приходящие на занятие, расслаблялись и чувствовали себя свободными.

– Одни дети ходят к нам эпизодически, кто-то ходит постоянно, – продолжает Ира. – Очень интересно наблюдать, как меняются дети, которые ходят на все занятия. Они начинают мыслить глубже и действительно высказывать свое мнение, а не заученные фразы. Дети в таком возрасте не столько склонны заучивать информацию, какие-то имена, сколько эмоционально заражаться, вдохновляться и передавать эти эмоции другим. И они делятся опытом с родителями, одноклассниками, друзьями. У нас есть девочка, которая в конце каждого месяца собирает всю семью и устраивает ей мини-лекцию, а потом экзамен. И семья в восторге, а для ребенка это хороший новый опыт.

Занятия проводят для совсем небольших групп – мастерские обучают только пятнадцать детей одновременно. Поэтому для расширения своей сферы влияния они устраивают два больших фестиваля для детей и родителей – рождественский зимой и экологический летом. А еще проводят выставки работ, которые дети сами сделали в мастерских, или выставки работ художников, сделанные для детей.

– В этом году выставка проводилась в интерактивном формате. Четыре художника выступили как кураторы – каждый оформил свою «зону». Все они были нарочито незавершенными: был дан только посыл, который дети потом могли подхватить и продолжить, – рассказывает Ольга. – Дети рисовали на стене и на полу кисточками, руками, углем, красками, карандашами. Они были в восторге, потому что могли позволить себе выходить за рамки, разрисовывать стены и пачкать одежду.

В какой-то момент создатели Детских творческих мастерских решили пойти дальше: они поняли, что в Беларуси очень не хватает книги для детей, в которой интересно и понятно рассказывалось бы об искусстве. И восемь месяцев назад начали работу над проектом своей мечты.

– Нам хотелось сделать продукт и для детей, и для родителей, чтобы они вместе могли изучать и понимать белорусское искусство. Мы часто замечали в путешествиях, что в галереях или музеях обязательно есть детская литература об искусстве, а у нас такого нет. А если хочешь, чтобы что-то появилось, – сделай это сам.

– Мы решили создать книгу «Беларускае мастацтва ХХ стагоддзя. Віцебская школа», чтобы знакомить с белорусским искусством через сказки, стихи, игру. Очень важно было найти хорошего редактора, потому что у нас есть опыт, связанный с кураторством выставок и с образованием, но о книгах мы не знали ничего. Нам очень повезло: мы вышли на Адама Глобуса, который согласился стать художественным редактором. Адам Глобус знает все, помнит всех художников и почти с каждым из них был знаком лично. А еще он преподает детям, поэтому стал для нас идеальным редактором.

Каждая глава посвящена определенному художнику и состоит из разных частей: есть часть со сказками, которые писали Адам Глобус, Валентин Акудович и Анна Кислицына, часть со стихами Андрея Ходановича и Лявона Вольского. Есть исторически-биографическая часть, в которой детей знакомят с художниками и их основными работами, и есть интерактивная часть, в которой дети могут играть: рисовать или додумывать истории.

– В этой книге мы разбираем творчество основных белорусских художников – это Марк Шагал, Казимир Малевич, Алеся Последович, Владимир Цеслер, Геннадий Хацкевич, Людмила Русова и Руслан Вашкевич. Они все так или иначе связаны с витебской школой, благодаря которой известно белорусское искусство ХХ века. Нам хотелось не только познакомить читателей с витебской школой, но и показать эволюцию ее идей. Современные белорусские художники часто обращаются к работам витебских авангардистов. 

Участники проекта хотят, чтобы преподаватели могли использовать получившееся на уроках. Потому что в книге есть все для урока – и теория, и практика. А одного урока достаточно для изучения одного художника. Конечно, каждый преподаватель может вносить свои изменения и дополнения, но старт для занятий дан.

Эта книга – начало и пробный шаг. Участники мастерских надеются создать целую серию книг об искусстве. Но это пока только планы, говорят они: как только все получится с первой книгой, можно будет обсуждать и остальные. 

Выход книги «Беларускае мастацтва ХХ стагоддзя. Віцебская школа» зависит от итогов краудфандинговой кампании, которая длится до конца 2016 года. Проект собрал уже 92% от нужной суммы – судя по отклику людей, книга действительно нужна. Ее выход запланирован на начало февраля. А пока еще можно успеть предзаказать экземпляр для своего ребенка, детей друзей или даже себя.


 Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by, 34mag.net, платформы Talaka.by и онлайн-журнала «Имена».


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций», УНП 191694433

Еще по этой теме:
Детские мастерские в «Ў»: как занять ребенка на все выходные
Нарисовать вкус лимона: чему учат в «Детских творческих мастерских» галереи «Ў»
Наш эксперимент: знают ли родители, чем занимаются их дети-айтишники
поделиться