«Чтобы получить работу, нужно обманывать». Минчане о поисках работы после сорока лет

«Чтобы получить работу, нужно обманывать». Минчане о поисках работы после сорока лет
Поиск работы в Минске сейчас – задача не из легких: кризис. Но, чем старше становится человек, тем меньше вакансий находится. Мы поговорили с тремя минчанами за сорок о том, какие сложности встречаются на их пути к хорошей работе.

Поиск работы в Минске сейчас – задача не из легких: кризис. Но, чем старше становится человек, тем меньше вакансий находится. Мы поговорили с тремя минчанами за сорок о том, какие сложности встречаются на их пути к хорошей работе.

 

ЛЮДМИЛА
47 лет

– Я работаю медсестрой – из-за той зарплаты, которую получают медработники, мне хочется найти что-то другое. Либо какой-то приработок, либо вообще что-то другое, лишь бы это лучше оплачивалось.

Трудностей с поиском работы много. Даже в медицине, несмотря на нехватку кадров, требования все равно предъявляют высокие. У медсестры обязательно спрашивают категорию, а где молодым взять категорию? В моем возрасте уже психологически сложно пойти и сдать этот экзамен. Хотя я решилась, но, чтобы сдать экзамен, нужно пройти курсы. Их я проходила на старой работе три года назад, и их «срок действия» истек. А чтобы пройти еще раз, мне нужно довольно долго проработать на новом месте. Вот и получается замкнутый круг. Я знаю свои обязанности, хорошо с ними справляюсь, но, когда нет категории, на это не смотрят.

В медицине есть еще одна проблема: ты приходишь на ставку, а тебе дают полторы. И по закону ты можешь отказаться, но если ты откажешься, то кому-то придется работать на две – а у тебя будут напряженные отношения с коллективом.

Я ищу подработку уже год точно. Я не бросаю основную работу медсестрой, потому что боюсь остаться совсем без работы. Я искала работу в разных сферах, давала даже объявление в газету «Из рук в руки», что женщина с медицинским образованием ищет приработок. Я знаю, что есть много инсулинозависимых людей, которым надо колоть уколы, есть бабушки, которым нужна сиделка. Но мне по этому объявлению звонили только мужчины, которые говорили, что им нужен массаж в не совсем классическом понимании этого слова. Когда я по телефону пыталась их вразумить, ссылалась на свой возраст, мне отвечали: «Да, я люблю таких». Конечно, после этого я перестала давать объявления.

На тяжелую физическую работу, где надо, например, упаковывать моющие средства и таскать коробки, берут с радостью. Но это, во-первых, тяжело, а во-вторых, платят там копейки. На офисную работу делопроизводителем или секретарем, естественно, в моем возрасте уже не попасть. Там главное – хорошие внешние данные, а после этого уже спрашивают про владение компьютером и языки.

Я пыталась устроиться стикеровщиком, но там почему-то тоже требуется опыт. А где его взять, не начав? Я даже предлагала, чтобы мне платили меньше на начальном этапе, пока я не научусь. Но мне отказывали.

Еще пыталась устроиться уборщицей или посудомойкой, но в какое-то приличное заведение не попасть, а в захудалое берут, но опять же с огромными требованиями и крошечной зарплатой.

Я поняла, что, чтобы получить работу, нужно обманывать. На форумах люди пишут, что надо говорить, что опыт работы у тебя есть, приходить без опыта, а там уже улыбаться, просить, уговаривать, чтобы тебя оставили. Но мне это не нравится, я не могу и не хочу никого обманывать.

 

НАТАЛЬЯ
42 года

– Я преподаватель русского языка и литературы. Занятость у педагога достаточно большая. Я решила ее сократить, чтобы была возможность найти подработку, потому что все мы знаем, какая у учителей зарплата. Я оставила себе полставки и начала искать. Вначале рядом с домом нашла вакансию педагога дополнительного образования. С моим опытом и любовью к детям меня быстро взяли, я вела занятия, и мне все очень нравилось. Но была одна проблема: когда заканчивается сезон, то есть 31 мая, заканчивается и работа. Я, конечно, расстроилась, потому что в школе я работала, как и все, не за зарплату, а эти занятия приносили мне неплохой доход.

Я начала искать следующий вариант. Когда-то я окончила парикмахерские курсы и получила разряд, поэтому решила подрабатывать парикмахером. Но лучше бы я этого не делала. Не хочу сказать ничего плохого ни про заведение, ни про его работников, но как-то мне было некомфортно – я проработала несколько месяцев и ушла.

Дальше история сложилась забавно: на Новый год я загадала работу в Питере. И желание сбылось, причем самым неожиданным образом. Я осталась в Минске, а работаю сейчас в Санкт-Петербургской школе кино. Нашла я эту работу через знакомого – он предложил, а я решила попробовать. Они искали преподавателя по курсу скорочтения и развитию памяти, а я как раз окончила такие курсы и могла преподавать. Ко мне приходят мотивированные, нацеленные на успех люди, и мне это очень нравится.

Я люблю работу в школе, это мое призвание, но там мой потолок уже достигнут. Я могу стать методистом, завучем или директором, но мне это не интересно. Я получаю удовольствие от живого общения с детьми, от возможности вкладывать в них, что-то преобразовывать в их сознании. Отказаться от педагогики совсем я не смогу, даже если за это не будут платить в принципе. Но в то же время я не хочу быть только в этом, мне этого мало.

Тяжело ли искать работу в моем возрасте? Мне кажется, наоборот – в определенном смысле возраст может быть плюсом. Когда я пришла в питерскую школу кино, устроиться мне помог мой опыт преподавания и накопленные за годы знания. Конечно, бывает по-разному, но мне не нужен работодатель, который считает возраст недостатком. Ведь не только нас выбирают – мы тоже имеем право выбирать.

 

ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ
48 лет

– Я раньше работал руководителем службы безопасности, но мне не продлили контракт, и вот уже три месяца я ищу работу. В нынешнее время работу найти почему-то сложно, особенно на руководящую должность. Вакансий мало: за три месяца я сходил всего на несколько собеседований. Я ищу работу через интернет или через знакомых, но через интернет найти что-то проще.

Еще пока я работал, периодически смотрел предложения и ходил на собеседования. Но тогда мне было не очень нужно. А когда стало нужно, количество предложений резко сократилось. Не могу сказать, почему конкретно: может быть, это я слишком дорого стою или кризис повлиял. На каждом предприятии свои потребности, в соответствии с ними они и платят зарплату. У меня большой опыт работы: я работал с сетью магазинов, и работать, например, с одним магазином мне уже не хочется, для меня в этом нет развития. И работодатель на собеседовании понимает, что я могу больше, чем им надо. Соответственно, и запросы по зарплате у меня больше, чем они могут мне платить. Хотя, может, я еще пару месяцев поищу работу, и амбиции спадут.

Я ищу работу по своей специальности, потому что опыта работы в других сферах у меня нет, и в моем возрасте уже сложно начинать что-то новое. Да и работодателям неинтересно брать человека без опыта – только если через знакомых можно попытаться устроиться.

Я часто менял работу, и для меня в этом не было ничего сложного. Я работал, набирался опыта, потом мне хотелось развиваться и больше зарабатывать, и я уходил. Это всегда было движение вверх, поэтому психологического дискомфорта не было. Сейчас, правда, не я ушел, а мне не продлили контракт, поэтому было какое-то расстройство и беспокойство. Но, в принципе, сложности в смене работы для меня нет – если есть смысл в ее смене. Конечно, это индивидуально, мне всегда хотелось куда-то двигаться, а есть люди, которые всю жизнь работают на одном месте, и это, наверное, тоже хорошо. Но у меня так не получается.

С возрастом работу искать становится сложнее. Никто, конечно, не указывает в вакансии возраст, ведь это запрещено законодательством. Но, чем старше человек, тем меньше его хотят брать на работу, ведь энергии с возрастом становится меньше, да и болеешь чаще. С другой стороны, опыт тоже играет роль, поэтому все может меняться в зависимости от того, что ищет работодатель и что нужно работнику. Бывает по-разному: есть же и шестидесятилетние, которые дадут фору сорокалетнему. Но это, скорее, исключение из правил.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, hirabl.com.

Еще по этой теме:
«Сменил 20 мест работы и прошел 150 собеседований»: минчане-антитунеядцы с «упитанными» трудовыми книжками
Как меня увольняли в кризис – анонимные, но реальные истории минчан
«Михалыч, я все – увольняюсь». Минчане рассказывают об увольнениях по статье
поделиться