Если не знаете, чем по-настоящему хотите заниматься: психолог объясняет японскую философию икигай – она может вам помочь

Если не знаете, чем по-настоящему хотите заниматься: психолог объясняет японскую философию икигай – она ...
По данным на 2019-й год, в Японии было более 70 тысяч долгожителей – людей, которым исполнилось 100 и больше лет. Некоторые связывают это с питанием и повседневными привычками, а некоторые – с особенной философией.

По данным на 2019-й год, в Японии было более 70 тысяч долгожителей – людей, которым исполнилось 100 и больше лет. Некоторые связывают это с питанием и повседневными привычками, а некоторые – с особенной философией.

В 2008-м ученые провели исследование, которое основывалось на данных более чем 43 000 взрослых, и сделали вывод, что икигай и правда работает. Мы решили узнать про «дело жизни» у минского психолога, который давно увлекается японской культурой.

С некоторыми людьми общение с самого начала идет в очень дружеском ключе – именно так прошла виртуальная встреча с Сергеем Артюшкевичем. Наш собеседник, врач-психотерапевт, психолог и психиатр-нарколог, вместо телефонного интервью настоял на видеоконференции, и мы не пожалели.

Что за икигай?

– Икигай – это такое японское понятие, которое означает «дело жизни». Дело, которое заставляет тебя вставать по утрам и придает некоторый смысл твоему существованию.

Если подходить с экзистенциальной точки зрения, наше существование бессмысленно, у него нет никакого предначертанного смысла. Какой смысл может иметь жизнь? Вот ты в лес выходишь – какой у всего этого может быть смысл? Никакого. Жизнь есть сама по себе, и это прекрасно.

Если и искать какой-то смысл, то в нашей деятельности – в том, чем мы наполняем наше существование. И икигай идеально описывает все компоненты: то, что ты любишь делать, то, что ты умеешь делать, то, что приносит тебе деньги, и то, что нужно другим людям. Вот это все, чем вообще нужно заниматься в жизни.

Как понять, чем именно мне нужно заниматься в жизни?

– А какой компонент чаще всего выпадает у людей, которые приходят к тебе со своими проблемами?

– Чаще всего это «я не знаю, что я люблю делать» – самое первое и самое важное.

Чтобы до этого докопаться… Вот представь: здание разрушили, и осталась куча строительного мусора. Чтобы на этой стройплощадке что-то заново строить, весь мусор надо разгрести.

Большую часть нашей жизни мы живем на свалке прошлого. Наша стройплощадка завалена чем ни попадя, и к настоящему моменту это не имеет никакого отношения. Чтобы услышать себя и понять, чего ты хочешь, к чему лежит твое сердце, приходится сначала весь этот лом разобрать, и это требует времени.

– Что-то нам навязали родители или учителя, что-то – общество: все хотят того самого «успешного успеха». А как выбрать то самое, что отзывается у тебя? Как отделить, где ты идешь на поводу, а где ты настоящий?

– Это очень крутой вопрос, но самые крутые вопросы не имеют ответов. Определить эту грань – где голос социума, а где твои собственные желания, – настолько сложно, что даже не стоит заморачиваться на этот счет.

Только попробовав, почувствовав, как тебе идти по этому пути, что-то поймешь. Тут как в искусстве: пробуешь сначала какие-то чужие манеры и потихоньку складываешь представление о том, что же твое.

В редких случаях бывает, когда человек прямо изначально знает, куда ему идти, и «рубит» в этом направлении, не сомневаясь. У кого-то это чутье развито с детства – можно только позавидовать таким людям. Большинству приходится пройти долгий путь маленьких проб, где суть – в развитии своей чувствительности.

На самом деле много людей приходят с запросом «я не знаю, куда мне жить». Это категория людей от 20 до 40 – люди в процессе поиска: они не знают, куда двигаться дальше, хотят сменить работу.

И как найти этот икигай?

– Икигай находится спонтанно. Но, чтобы высвободить эту спонтанность, нужно поработать. Расчистить это место, чтобы человек почувствовал что-то внутри себя, услышал свой голос. Важен не только первый пункт – про то, что нравится, но и кайф самосовершенствования.

Второй пункт: что я умею делать – это тоже вечный источник проблем. Синдром самозванца: человек не может принять – то, что он делает сейчас, уже достаточно, чтобы считать себя профессионалом. Голоса прошлого тут как тут: «ты недостаточно хорош», «ты должен делать все, чтобы заслужить любовь» и так далее.

Люди либо останавливаются и скучают, закисают в том, что они делают, либо наоборот – бесконечно ломятся в какое-то самосовершенствование: «Вот я пройду еще какие-то курсы, повкалываю 100500 часов – и тогда буду профессионалом».

Третий круг – про деньги. Это о том, что твое дело чего-то стоит– оно должно тебя кормить. То, что ты делаешь, ценно. Многие склонны обесценивать свой труд, свои навыки, свои умения, себя как таковых.

Четвертый круг – человеку важно быть включенным в социум, понимать, что ты – часть чего-то большего. И если то, что ты делаешь, важно для кого-то другого, ты не одинок.

Когда разбираешь каждый из этих пунктов, разрешается очень многое – развязываются узелки, которые не дают человеку жить счастливо. Каждый из этих пунктов – это мини-запрос.

– Тогда возьмем кейс: одна моя подруга-парикмахер хорошо делает свое дело, ей нравится, она этим зарабатывает. Вроде бы искать социальные смыслы особо не надо – люди довольны своим внешним видом. Но у нее есть ощущение, что она в колесе и все бесцельно. Предполагаю, что все из-за начальства…

– Очень часто люди подменяют понятия «что» и «как» – вместо того чтобы разгребать какую-то конкретную житейскую проблему, они начинают заниматься исканиями смысла жизни. Очень часто мне про это говорят люди: «Вроде все устраивает, и дело хорошее, и нравится, и приносит что-то, и людям важно, и я что-то умею. Но плохо складывается – или офис не очень, или отношения в коллективе душные».

Важно понимать: что ты делаешь – это про икигай, а как ты это делаешь – уже другое. Например, неумение сказать «нет», обозначать свои границы. Говорить: «Я вот такой человек, со мной можно вот так и так, а вот так со мной нельзя. Если мы будем нормально общаться – то у нас будет работа, а если мы не будем, то лучше я пойду».

У нас как раз об этом есть два гида: «Как научиться говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым» и «Как научиться принимать «нет» и не чувствовать себя отверженным».

С чего мне начать?

– Меня зацепило слово «чувствительность» – в последнее время оно стало важным для меня: это было причиной перейти на кофе без кофеина, например. Какие способы ты знаешь, чтобы развить чувствительность и наконец понять что-то про себя?

– Есть такая шутка на эту тему: «Мы активно живем! – Нет, вы не активно живете, вы неутомимо суетитесь».

Если говорить про восточный медитативный подход, то созерцательность и внимание к деталям, внимание к моменту возводится в культ. Из всего можно сделать духовную практику: вырезаешь зайчиков или обрабатываешь рис, читаешь книжки или читаешь лекции. Если подходить ко всему внимательно и быть чувствительным к тому, что происходит, не торопиться…

Развитие чувствительности начинается с тела. До банального – мы часто забываем дышать. В искусстве публичных выступлений одна из самых важных вещей, которым я когда-то научился, это: 1) следить за тем, дышишь ли ты, 2) следить за тем, как себя чувствует твое тело. Даже просто в разговоре с кем-то хорошо бы отлавливать: а что со мной сейчас происходит? как бьется мое сердце? волнуюсь ли я? чувствую ли пол под ногами?

Все практики, начиная от восточных и заканчивая бегом, отлично развивают чувствительность. Конечно, можно нестись как лось сквозь заросли, думая о том, что ты должен пробежать 8 километров сегодня, иначе ты не выполнишь свой план.

– Это «бежать за инфарктом», как другая моя подруга говорит.

– Да-да, а можно делать это совершенно по-другому: бежать и прислушиваться к тому, что тело тебе говорит, чувствовать этот ритм, который позволяет тебе твое сердце и твое дыхание. Когда ты что-то делаешь в согласии со своим организмом, это может быть очень медленно.

Зато в какой-то момент можно поймать ощущение, что у тебя пустая голова и все, на чем сконцентрировано внимание, – это то, как работает прекрасный механизм: твое тело. Удивительная машина! И бежать можно очень долго, наблюдая, как в согласии находятся дыхание, сердцебиение, работа мышц.

Есть такая городская практика, которая может перевернуть голову: ты куда-то спешишь, двигаясь с потоком людей. Но попробуй остановиться и пойти с той скоростью, с которой тебе реально хочется идти. Да, это может быть для других немножко неудобно. Да, для тебя это может быть непривычно, и сразу же вылезают все тараканы, которые есть у тебя в голове, – о том, что ты должен соответствовать чужим ожиданиям, быть для всех удобным. А вот есть твоя собственная скорость.

То же самое с едой: начинать есть, когда ты голоден, и прекращать есть, когда ты насытился. Когда ты не торопишься, все оказывается возможно. Можно не переедать. Вовремя начинать, не дожидаться, пока у тебя начнется голодная кома, чтобы не забивать потом желудок по самую макушку всякой вредной едой.

Танцевально-двигательные терапевты говорят прекрасную фразу: «Доверяй полу». Пол никуда не денется. Это то, чему ты можешь доверять. Научился заземляться – вот и начинаешь отлавливать какие-то более тонкие вещи про то, что ты чувствуешь: тебе грустно, тебе страшно, тебе тревожно, тебе радостно?

Из этих маленьких-маленьких вещей сплетается что-то более глобальное: куда ты хочешь двигаться, что тебе «дзынькает». В этом плане мой кумир – это клоун Слава Полунин, он на московском TED выступал про счастье. Человек-квинтэссенция икигая. Ему повезло, он давно умеет себя слушать.

Как не идти на поводу у своих комплексов

– Говорят, бегать лучше в одиночку: когда ты бегаешь в группе, ты следуешь за кем-то и, скорее всего, бежишь не на своей скорости. Так же и с поиском себя – это дорога через одиночество. Но многие боятся одиночества: как отважиться и бросить себе этот вызов – остаться одному?

– Люди, которые боятся одиночества, чаще всего не могут насытиться пребыванием с кем-то: это люди, которые всегда голодны. Люди, которые привыкли жить чужими чувствами, чужими желаниями, ожиданиями, не привыкли сами понимать, кто они, и предъявлять другому себя. Они всегда с кем-то, но всегда очень одиноки – потому что их никогда не видят.

А когда пребывание с кем-то не насыщает, тогда невозможно и отойти от стола. «Я смотрю эти фильмы». – «Ах, я тоже смотрю эти фильмы». – «Я не люблю редиску». – «Ах, я тоже». Такое договаривание друг за другом. Мы очень любим и ценим похожесть, потому что похожесть – это безопасно. Но настоящая встреча происходит, когда мы начинаем ценить разницу. Такая встреча очень наполняет.

Позвольте себе быть другим, сказать: у вас вот так, а у меня по-другому.

– Что влияет на уровень счастья, а что нет?

– На уровень счастья влияет уровень несчастья. Есть тысяча вещей, которые делают нас несчастными. Мое личное мнение и житейская философия: человек счастлив по умолчанию, и ничего не нужно для этого – только разгрести свои несчастья.

Доходит до абсурда – в моменты спонтанного счастья, которые с нами случаются, мы сразу же ищем, к чему его привязать: кому-то позвонить, что-то съесть, что-то посмотреть.

Раньше я занимался парапланеризмом, и мы поехали летать в очень пасмурную погоду. Октябрь – мерзко, сыро, мокро. Внизу поля, на семидесяти метрах висит полоса тумана. Летишь туда – холодно, погано, вода течет по стропам в рукава, но на высоте 300 метров пробиваешь туман, а там солнце. И понимаешь, что оно весь день было там, ты просто его не видел.

Солнце там всегда, просто облака иногда приходят и его от тебя закрывают. «Это просто, но не всегда легко» – если ты умеешь всегда помнить об этом, ты просветленный.

Как разобраться с собой, мы пишем в новых пабликах рубрики «Все дома» в Instagram и Telegram.

– Есть ли еще какие-то советы для тех, у кого есть проблемы с тем, чтобы сделать выбор?

– Самая действенная техника для выбора, которую я знаю, – это позволить себе не выбирать, а побыть в неопределенности некоторое время. Выбирая между одним и другим, мы часто выбираем, на поводу у каких комплексов идти – какой своей проблеме отдать предпочтение, нежели какому своему желанию или какой своей страсти. Поэтому часто делаем выбор, руководствуясь непродуктивными вещами.

Чтобы это увидеть, иногда нужно позволить себе выдохнуть и лечь на воду.

– Прокрастинация – это история о том же? Если прокрастинируешь, скорее всего, идешь на поводу у какого-то бреда и нужно остановиться и подумать?

– Да. Прокрастинация – это сопротивление, активная борьба с каким-то делом. И тут важно увидеть, по каким граблям ты ходишь. На эту тему есть психотерапевтический анекдот:

Что-то происходит. Это нулевой уровень осознанности.
Первый уровень осознанности – я получаю по лбу.
Второй уровень осознанности – я получаю по лбу ручкой граблей.
Третий уровень осознанности – я иду, прохожу через сарай и наступаю на грабли, получаю по лбу.
Четвертый уровень – обойти грабли.
Следующий уровень – а чего они тут валяются?

В русском языке для слова awareness я пока не нашел короткого перевода. Лучше всего это понятие можно выразить как «бытие в курсе происходящего». Осознанность – в этом слове слишком много интеллектуального, а осознавать, что чувствует твое тело, – там интеллекта минимум, нет логических конструкций.

Если вернуть себе чувствительность и осознанность, иногда выборы отпадают сами собой. Потому что все творчество, адаптация – все хорошее, что с нами происходит, – происходит спонтанно. Нужно только освободить эту спонтанность из-под завалов прошлого и социальных долженствований.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Unsplash, архив героя.

поделиться