Ну, как съездил: в Грузию

Евгений и Артур на 23 дня ездили в Грузию: передвигались автостопом, общались с местными и узнавали страну. Путешествовали не одни – в компанию взяли двух девушек из России.

ДО ПОЕЗДКИ

– Идея поехать в Грузию пришла достаточно внезапно, хотя и витала в воздухе около года, – рассказывает Женя. – Если начинать издалека, то в декабре 2014-го моя хорошая подруга Аня подарила мне на день рождения карту визуализации, на которую с помощью нехитрого фотошопа вставила мои фотографии на фоне главных достопримечательностей семи стран. Одной из этих стран и была Грузия. Спустя какое-то время на глаза стала попадаться реклама Грузии в метро, плюс друзья-скалолазы, которые побывали в стране два года назад, рассказали много интересного. И вот мы уже в общем чате обсуждаем предстоящую поездку. Мы – это я, мой друг Артур и наши новоиспеченные каучсерфинговские друзья Дина и Мадина.

Как добраться

Женя и Артур рассматривали три способа, как можно добраться до Грузии.

1) Самый простой и быстрый, но относительно дорогой вариант – прямой самолет из Минска до Батуми, Кутаиси или Тбилиси на выбор. Стоимость билета туда-обратно – от € 310.

2) Менее дорогой, но более долгий – лоукостом Wizz Air из Вильнюса или Варшавы или украинскими авиалиниями с вылетом из Киева.

3) Для тех, у кого масса свободного времени и ограниченный бюджет, – автостопом через Россию с заездом в Грузию по Военно-Грузинской дороге.

Парни остановились на втором варианте. Билеты в оба конца на одного человека с багажом и ручной кладью обошлись в 180 евро.

Что взять с собой

Из походного: туристические рюкзаки на 80, 60, 50 и 40 литров, две палатки (четырехместная для всех и запасная трехместная – на случай, если в дороге придется разделиться), спальные мешки, гермомешки, коврики, горелка, налобные фонарики, знаменитый набор КЛМН – «кружка-ложка-миска-нож», дождевики, аптечка.

Из одежды и обуви: ботинки, кроссовки, ветровки, кофты с рукавом, майки, штаны на флисе, шорты, плавки, термобелье. Сюда же и небольшие полотенца.

Из техники: два фотоаппарата, три power-банка, зарядные устройства.

Из продуктов: «контрабандная» палка колбасы, три банки тушенки и подарки местным: две бутылки водки и несколько банок белорусской сгущенки.

Планы на поездку

Изначально в планах компании были Грузия, Армения и Азербайджан. Но после того, как каждый написал свои must see-места, ребята поняли, что от последней страны придется отказаться.

– Девчонки хотели моря и всякого рода туристических достопримечательностей, – говорит Женя. – Я рвался в Сванетию, чтобы увидеть своими глазами горы. А Артур выступал арбитром и пытался найти золотую середину. По итогу получился приблизительно такой план-маршрут: Кутаиси (мы с Артуром купили билеты из Вильнюса до Кутаиси) – Тбилиси (девчонки прилетали в столицу Грузии через пару дней после нас) – ночной поезд через Зугдиди до Местии (региональная «столица» Сванетии) – трехдневный трекинг из Местии до высокогорного села Ушгули, поход к леднику. На этом наш детальный план заканчивался. Но мы сошлись на том, что обязательно проведем пару дней на море, возможно, попадем в пещерный город Вардзия, Боржоми, обязательно съездим в Кахетию, а потом отправимся в Армению с ее Ереваном, озером Севаном и Татевской канатной дорогой.

Жилье ребята заранее не бронировали. Передвигаться по Грузии планировали автостопом, автобусами, маршрутками и поездами.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

Рассказывать о Грузии, казалось, ребята могут бесконечно. Мы услышали подробнейший многочасовой рассказ о стране, горах, море, местных людях, их радушии, доброте и гостеприимстве. К сожалению, в рамках одной статьи передать всю историю ребят невозможно, но самые интересные моменты мы зафиксировали.

– Уже спустя пару дней пребывания в стране в качестве девиза всего путешествия мы взяли фразу «плывем по течению», – начинает рассказывать Артур. – Мы поняли, что грузины – очень гостеприимный народ, поэтому решили не отказываться от приглашений и помощи. И в результате такая спонтанность всегда приводила нас к лучшему исходу событий, чем мы планировали изначально.

– Девчонки поначалу злились, что у нас нет четкого плана, – добавляет Женя, – но потом смирились. План у нас был только до гор, а потом уже путешествие складывалось в зависимости от встреч с теми или иными людьми. И да – в Армению мы так и не попали. Но обо всем по порядку.

Прилетев в Кутаиси, первым делом Женя и Артур связались с парнем, у которого собирались остановиться по каучсерфингу.

– Его зовут Виталик, – рассказывает о нем Артур. – Он сам россиянин, какое-то время жил в Украине, а теперь вот уже два года живет в Кутаиси. У Виталика постоянно куча каких-то проектов, а сейчас он пытается наладить производство кваса в Грузии. Это очень своеобразный человек, и у него просто мегаквартира. Например, он очень любит зеленый, поэтому многие вещи у него именно этого цвета. Даже на ноутбуке (не зеленом) наклейка с надписью «Это зеленый».

Для людей, которых Виталик принимает по каучсерфингу, у парня предусмотрены различные квесты – например, помыть холодильник, что-нибудь приготовить, убрать в одной из комнат. Жене с Артуром достался продуктовый квест. Парням нужно было сходить на рынок и купить овощной набор: 1 картофелину, 1 луковицу, 2 помидора и т.д. На вопрос, почему продукты нужно покупать поштучно, Виталик ответил, что грузины всегда удивляются, что можно приготовить из одной картофелины, и накидывают тебе в нагрузку еще кучу всего бесплатно.

– У нас так и получилось, – говорит Женя. – Мы отправились на рынок, подошли к одной из палаток, выбрали самую большую картофелину и протянули ее продавцу. Тот удивился, еще и соседу крикнул – мол, смотри, они одну картофелину покупают! Одну! Набросал нам в пакет еще несколько, а сверху и лука насыпал. Потом уже нам немного стыдно стало так ходить по рынку, и мы начали покупать по килограмму. Но вообще эта система работает, и голодными в Грузии вы не останетесь.

К слову сказать, там повсеместно оборудованы небольшие краники и фонтанчики, где всегда можно набрать воды, поэтому от жажды вы тоже не умрете.

Спустя какое-то время Виталик предложил ребятам поехать с ним в придорожное кафе, расположенное в 30 километрах от Кутаиси, которое собирался открывать друг парня. «Ну а нам что – мы согласились». По дороге компания заехала в уже действующее кафе на первый грузинский обед. Заказали себе две порции шашлыка, три пива, литр разливного домашнего белого вина (как оказалось, меньше литра у них заказать нельзя), салат, острый суп, больше похожий на мясное рагу, хачапури, зелень и различные соусы к мясу. Учитывая 10-процентные чаевые, которые в Грузии включаются прямо в счет, обед обошелся в 49 лари на всех (на момент приезда ребят в страну один доллар оценивался в 2,2 лари).

– Получилось дороговато, и было слишком много еды, – говорят парни. – Порции там большие, и одного блюда более чем достаточно. Но так как попробовать хотелось всего и побольше, мы потом уже брали несколько разных блюд и делили их между собой. А цены, кстати, во всех заведениях примерно одинаковые и невысокие – будь то придорожное кафе или ресторан в городе.

По приезду в кафе друга Виталика ребята познакомились с Алиной и Олегом – украинцами, которые путешествовали по Грузии уже целый месяц, а когда у них закончились деньги, приехали помочь в обустройстве будущего кафе и заодно немного подзаработать.

– Алина и Олег – первые люди, повлиявшие на наше путешествие, – говорит Женя. – Узнав, по какому маршруту мы собираемся добираться до гор (а он у нас был стандартный туристический), они посоветовали нам другой, более короткий путь: через Кутаиси до Лентехи, а затем до Мами, небольшого села в восемь домов, и оттуда уже пешком. Мол, зачем вам идти так же, как все. Мы подумали и решили, что пойти по менее известному маршруту будет и правда интереснее.

Переночевав на втором этаже недостроенного кафе, Женя с Артуром решили вернуться за вещами в Кутаиси – так они попробовали свой первый грузинский автостоп. Как оказалось, в Грузии это совсем несложно – буквально через две минуты они уже ехали на попутной машине. Добравшись до города, парни пересели на городскую маршрутку, стоимость проезда в которой составляет 30 тетри (около 2 000 руб.).

Далее Женя и Артур отправились в Тбилиси – встречать Дину и Мадину в аэропорту. Выйдя на трассу, они поймали машину, которая довезла их прямо до столицы – «а это дорога в 220 километров, так что нам очень повезло».

– Подвозили нас Гага и Мариам – вторые замечательные люди, встретившиеся нам во время путешествия, – говорят парни. – Приехав в Тбилиси, они вызвали нам такси до аэропорта. Грузину такая поездка обойдется в 18 лари, с туристов же таксисты всегда берут дороже. Поторговавшись, мы сошлись на двадцати.

Дина и Мадина прилетели в три часа ночи, поэтому ребята решили, что ехать в город не имеет смысла.

– Сначала мы хотели разбить палатку где-нибудь на улице, но в темноте не нашли подходящего места и решили заночевать в аэропорту, – рассказывает Артур. – Внутри, возле мест для сидения, оборудована декоративная «зеленая» площадка. Мы подождали, пока освободится место для четверых, достали коврики, спальники и легли там спать. Проснулись только в 9 утра – никто нас не трогал и не прогонял.

Кстати, о грузинской полиции: ее там много, и полицейские все время ездят с включенными мигалками – это значит, что они работают. «Там полицейский – твой друг. Ты можешь спокойно подойти к любому из них и спросить все что угодно, вплоть до того, где находится ближайшее кафе».

От аэропорта до города компания добиралась рейсовым автобусом, проезд в котором стоит 50 тетри.

– В Грузии к тебе постоянно подходят люди, – рассказывает Женя. – Сначала это немного чуждо, но потом привыкаешь. В автобусе к нам подошел какой-то парень – предложил нам взять у него билеты на проезд просто так, бесплатно. Начали разговаривать, рассказали ему, что едем в Тбилиси, там забронировали себе комнату через Airbnb, но на карте не можем найти адрес. Парень сказал, чтобы мы не беспокоились, потому что он знает, где это. Вышел с нами на остановке, вызвал такси, заплатил за него, пожелал нам хорошего путешествия и пошел дальше по своим делам. Таксист привез нас прямо под крыльцо дома.

К слову сказать, ребята поначалу говорили, что они все из Беларуси, потому что не знали, как в Грузии относятся к россиянам. Но спустя пару дней поняли, что бояться абсолютно нечего: грузины ко всем относятся одинаково, для них отношения между людьми – это одно, а политика – совсем другое.

Заселившись в комнату, ребята позвонили своему недавнему знакомому Гаге – спросить, где можно пообедать.

– Он спросил, где мы находимся, сказал: «Ждите, буду через 10 минут», сорвался с работы, приехал, отвез нас в ресторан, несколько раз извинился, что не может составить нам компанию, так как должен быть на работе, и уехал, еще раз пригласив нас к себе на дачу – это еще раз о грузинском гостеприимстве.

После обеда ребята погуляли по столице, посмотрели Цминду Самебу, проехали на фуникулере, сходили на кладбище грузинских поэтов, где похоронен и Грибоедов, покатались на колесе обозрения.

– Метро в Тбилиси глубокое и не очень красивое, – добавляет Женя. – Проезд стоит 50 тетри.

На следующий день ребята отправились дальше – их ждали горы. Выйдя на трассу, компания разделилась по двое, чтобы проще было ловить машину. Через какое-то время перед Артуром и Мадиной, стоявшими впереди, остановилась машина, за рулем которой был молодой грузин, который плохо разговаривал по-русски.

– Как мы поняли, он сказал, что едет в сторону Кутаиси, но не доезжает до города 20 километров, – рассказывает Артур. – Ну, мы согласились, сели в машину, по пути забрали и Женю с Диной. Едем, а через какое-то время он сворачивает – оказалось, что он нам пытался объяснить, что едет в сторону Кутаиси, но на озеро в двадцати километрах от того места, где мы стояли. Мы подумали, что раз уж так получилось, то поедем с ним на озеро – хоть покупаемся, освежимся после жары. Девочки, правда, психовали и хотели ехать дальше. Но тут Мадине стало плохо. Удалось уговорить ее не ломиться в дорогу, а поехать в гости к этому грузину – Гиго.

По пути ребята впервые купили чачу. «Алкоголь в Грузии делают абсолютно все, чачу там можно купить везде. Если сторговаться, 2 литра обойдутся в 10 лари».

– Приехали мы к Гиго в его деревню, где он строил себе коттедж, – рассказывает Женя. – Как оказалось, у него буквально пару дней назад родился ребенок. Он сказал, что ему нужно съездить к врачу, показал, где можно поставить палатку, и уехал. Вернулся уже со своим другом – Сабо, чемпионом по армрестлингу, который разговаривал только по-грузински. И тут в девчонок начали вселяться бесы – они начали психовать, что у этих грузин есть коварный план и они сейчас всех убьют. Ну, во время такого путешествия, конечно, определенная доля риска есть, но нас видели в этой деревне, видели, к кому мы приехали. К тому же, когда мы заходили все вместе в магазин, с Гиго все здоровались и разговаривали – значит, его все знают.

– В общем, решили мы поехать в лес жарить шашлык, – продолжает Артур. – Зашли по пути в магазин, возвращаемся к машине, а она не заводится – бензин закончился. Женя с Гиго пошли куда-то за бензином. Девчонки начинают нервничать еще больше – стали уже даже фотографировать номера машины, чтобы кому-нибудь отправить. Через какое-то время Женя с Гиго вернулись с бензином, залили его в бак, но машина все равно не завелась. Забрали сумки, решили вернуться домой. Самая короткая дорога обратно – через лес. Атмосфера накалялась: девчонки уже уверены, что были правы, мы пытаемся их успокоить и в то же время видим, что Гиго все понял. А ему было очень обидно, что так все сложилось: он хотел показать свое радушие, принять нас в лучшем виде, но все шло не так.

– Добрались мы до дома. Там уже было поспокойнее, – добавляет Женя. – Хотя девчонки все равно с нами не сидели. А мы пили с Гиго и Сабо чачу, говорили тосты по-грузински – первый тост у них всегда за мир, кстати. Потом уже и грузинские песни начали петь, а позже нашли в интернете слова белорусской «Купалинки» и вместе с этими молодыми грузинами пели ее под какую-то балалайку.

На следующий день компания двинулась дальше и добралась-таки до Кутаиси. Там немного погуляли, пообедали и поехали до Цхалтубо. Грузин, который их подвозил, посоветовал, где лучше поставить палатку, попросил подождать его 15 минут и уехал. Вернулся – привез ребятам большой арбуз, литр чачи и два литра вина. «Мы ему в ответ сгущенку подарили».

На следующий день компания добралась до Лентехи, по пути заехав в пещеру Прометея. Далее ребятам нужно было доехать до расположенного в тринадцати километрах Мами, но никакой транспорт туда не ходил, поэтому за 50 лари они заказали машину у местных. Добравшись до цели, компания впервые разбила палатку в горах – на высоте 1200 метров.

Следующих три дня ребята провели в горах. К вечеру третьего дня начал накрапывать дождик, и компания стала думать о том, где разбить палатку. Путешественники дошли до озера, расположенного на высоте 2800 метров, и вдруг увидели дом. «А в нем печка-буржуйка, береста, посуда – какие-то абсолютно простые вещи, но там это просто как подарок с небес». И только они зашли в дом, разбили внутри палатку, как начался ливень. «Если бы не этот дом, нас бы просто смыло».

– Переночевали, наутро доели всю оставшуюся еду и пошли дальше, – продолжает Женя. – Добрались до перевала – а там просто космос! Стоишь, а все горы вокруг ниже тебя. А те, что выше, далеко и их почти не видно. Если бы еще были продукты, точно остались бы там на день. Ни одна фотография не передаст всю красоту и глубину открывшейся перед нами картины – это нужно увидеть собственными глазами.

Спустившись в Ушгули, компания остановилась у женщины, номер телефона которой им дали друзья, уже побывавшие в этих местах. Ночлег, ужин и завтрак им обошлись в 50 лари с человека плюс 20 лари со всех за стирку.

На следующий день Женя, Дина и Мадина прогулялись к леднику, а Артур, потянувший связки на ноге, остался в поселке договариваться о машине.

В Ушгули компания познакомилась еще с одним человеком, повлиявшим на их путешествие, – Махо, который пригласил их к себе в Уреки, поселок на море.

– В тот момент у нас была переломная ситуация, – говорит Женя. – Перед нами стоял выбор: поехать в гости к Махо или отправиться в Армению. Если в Армению, то нужно было все бросать и ехать, нигде не останавливаясь. К тому же нас там никто не ждал. Девчонки хотели ехать в Армению, а мы нет – не хотелось спешить куда-то просто ради галочки. В то же время разделяться с девчонками тоже не хотелось, но и держать никого мы не могли. В общем, Дина с Мадиной попсиховали один вечер и остались с нами.

Дальше в дороге ребят подобрал грузин, который ехал в гости к своему другу.

– Когда грузины идут в гости, они никогда не звонят и не предупреждают, – рассказывают парни. – А объясняют это так: если я позвоню, он же будет меня ждать, готовиться, потратит кучу денег, и я буду чувствовать себя некомфортно. А так я просто приеду, он в любом случае будет мне рад, и я знаю, что он поделится всем, что у него есть, но при этом я не причиню ему столько беспокойств.

– Мы доехали до места, где водителю нужно было уже сворачивать, а нам ехать прямо – до Уреки оставалось еще около 90 километров, – добавляет Артур. – Так этому грузину было так неудобно оставлять нас одних на дороге, что он хотел уже отвезти сначала нас и только потом поехать к другу. Насилу уговорили его ехать дальше и о нас не беспокоиться. Грузины – очень радушный народ. Белорусы ведь тоже гостеприимные, но как-то больше для своих. А в Грузии и для чужих людей готовы сделать все что угодно. В некоторые моменты было даже неудобно.

Добравшись до Уреки, компания остановилась у Махо и разбила палатку у него во дворе. Первый день ребята провели просто на пляже, загорая и купаясь в море.

На следующий день поехали с Махо и его другом Вахтангом покататься. Проехали через Батуми и отправились на водопад.

– Там Махо и Вахо замутили арбузную чачу, – рассказывает Женя. – Срезаешь верхушку арбуза и заливаешь в него чачу. Накрываешь срезанной верхушкой и оставляешь на какое-то время напитываться. Потом нарезаешь уже алкогольный арбуз и ешь – это очень вкусно!

– На обратном пути в Уреки вдруг выяснилось, что у Махо в тот день был день рождения – ему исполнялось 40 лет, – добавляет Артур. – То есть в свой праздник он целый день провел с нами и даже ничего не сказал. Мы решили его отблагодарить: купили картошки и нажарили драников, а девчонки замутили торт.

Оставшиеся дни в Грузии ребята купались в море, ездили по маленьким городам и поселкам по приглашениям новых знакомых. Побывали и в Боржоми – покупались в минеральных источниках.

– Грузия учит в первую очередь тому, что нужно доверять людям, – заключают парни. – Грузины хотят личным примером показать, что ко всем людям нужно относиться хорошо – тогда и к тебе все добро вернется. Они хотели, чтобы мы это запомнили и впредь поступали так же. Эта страна в корне меняет и образ мыслей, и отношение к тем или иным вещам. И то, что мы все это рассказали, – это своего рода наша благодарность тем людям, которые помогали нам совершенно бескорыстно: мол, нам от тебя ничего не нужно, просто мы хотим, чтобы ты видел, что так бывает. У них даже тост есть «за человеческие отношения!». Там чувствуешь себя Гостем с большой буквы. И мы очень надеемся, что сможем продолжить их «дело».

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.