«Дрались с сестрой за выпуск». Читатели и создатели вспоминают культовые журналы «Каламбур» и «Один дома»

«Дрались с сестрой за выпуск». Читатели и создатели вспоминают культовые журналы «Каламбур» и «Один дома»
Болтовня, музыка, любовь, мода, шутки и комиксы. «Это была как одна большая школьная перемена», – вспоминают читатели любимые журналы 1990-х и 2000-х. 

Болтовня, музыка, любовь, мода, шутки и комиксы. «Это была как одна большая школьная перемена», – вспоминают читатели любимые журналы 1990-х и 2000-х. 

Бывшие читатели до сих пор спорят: «Ка»  это журнал для мальчиков или девочек? А «Оди»? Наверное, карикатурист Виктор Дубовик, который стоял у истоков «Каламбура», вряд ли задумывается над этими вопросами даже сейчас, когда владеет медийной мини-империей. Которая, в свою очередь, выросла из увлечения рисунками к детским книгам. Тот, кто читал перестроечные газеты и журналы, отлично помнит карикатуры Дубовика в газете «Чырвоная змена». Но мало кто знает, что до этого Виктор работал художником на мебельной фабрике. Кто-то из коллег говорит, что именно «Чырвонка» стала золотым временем карикатуриста. Но поколение 1990-х уверено: главное детище Дубовика – «Каламбур» и «Один дома».

«АЖ РУКИ ДРОЖАЛИ. СТОЛЬКО ТРЕПЕТА Я ЕЩЕ НИ ПЕРЕД КЕМ НЕ ИСПЫТЫВАЛА»

Виктор Дубовик вспоминает, что работали над первыми номерами «Каламбура» три человека: ответственный за финансы, ответственный за техническую часть и ответственный за выпуск журнала. Все материалы, рисунки и тексты делал сам Виктор – делал как для себя, чтобы через какое-то время понять: вроде бы получается.

«Уже с четвертого-пятого номера мы почувствовали отдачу. Директор нашей компании построила грамотную политику по раскручиванию бренда. Есть продукты, которые выпускаются очень качественно, но они не доходят до широкой массы. Нам повезло, что был такой человек, который организовал работу по продвижению продукта, по доставке в школы, пионерские лагеря и так далее».

Кроме удачного маркетинга, еще одним «козырем» издания стал контент.

– Мне в «Каламбуре» особенно нравились «угадайки» в правом нижнем углу страницы. Нужно было выбрать один из вариантов: например, кто твой питомец, 1, 2, 3 – перевернуть и узнать, кто там.

«Среди результатов могли оказаться привычные кошка и собака или, например, крокодил. Подобные приколы в детстве очень веселили нас», – рассказывает минчанин Стас Чернушевич, который собирал все выпуски журнала.

Популярность «Каламбура» росла. Журнал стал выходить два раза в месяц, письма в редакцию приходили огромными мешками. В школах дети с энтузиазмом соревновались, чье опубликовали, а чье – нет. Подзадоривало то, что «Каламбур» дарил «бронзовые», «серебряные» и «золотые» дипломы читателям, отправлявшим много шуток, которые редакция печатала.

Тогдашний читатель «Ка» Андрей Мельников сейчас работает менеджером. А в свое время он был «королем класса». Парнишка буквально заваливал редакцию шутками, которые нравились редактору Дубовику.

– Сейчас помню только одну шутку, по которой нарисовали комикс. И да, мне за эту шутку стыдно (смеется). Я отправил диалог двух ребят на вечеринке: «Наконец-то Леша пришел. Теперь мы можем заняться своим любимым делом!» – «Каким?» – «Ждать, пока Леша уйдет».

За такие вот анекдоты Андрей и получил свой «серебряный» диплом: парнишку перед всем классом поздравляла классный руководитель:

– Помню, поставила меня перед классом и говорит: «Смотрите, журналист!» Родители гордились, друзья умирали от зависти, а я – от счастья.

Кроме того, Андрей, как и тысячи других подписчиков, заводил друзей по переписке.

– Мне было 10 лет, я написал: «Я мальчик из центра Минска, ищу друзей». Оставил свой телефон. Мне позвонила девочка из Серебрянки. Сказала: «Здравствуй, Андрей, я увидела твое письмо. Мне 12, меня зовут Аня. Я хотела бы с тобой познакомиться». Я согласился, предложил встретиться. А мама меня не отпустила в злополучную Серебрянку! Представляете?! Остался я дома и сильно расстроился.

Многие школьники начинали читать свежий выпуск, не отходя от газетного киоска. Одной из таких «одержимых» была минчанка Аня Данилюк, которая в этом году заканчивает  Институт журналистики:

– Однажды в центре внешкольной работы «Ветразь» объявили конкурс на лучшее сочинение. Среди организаторов был и мой любимый «Каламбур». Перед началом конкурса перед нами выступал сотрудник редакции. Столько благоговейного трепета я еще ни перед кем не испытывала. Аж руки дрожали. В конкурсе я не победила, но получила поощрительный диплом и внушительную стопку журналов за минувший год. Этот подарок был сродни велосипеду на день рождения!

Слева – обложка «Ка» 2016 года, справа – 1999-го.

– Возможно, нынешним читателям со мной не повезло, – иронизирует Лилия Худик, которая редактирует «Каламбур» на протяжении последних двух лет. – Из меня «приколистка» так себе, ставлю более высокие цели! Когда я пришла сюда работать, мне хотелось добавить в журнал больше историй, ввести рубрики об искусстве, об интересной музыке.

Но что интересно: во времена электронной почты дети по-прежнему присылают бумажные письма. Свои стихи, рассказы, рисунки. Многие читатели делают обзоры на литературу, присылают свои мнения по разным вопросам из абсолютно разных уголков Беларуси, из отдаленных деревушек России.

«ЭТО, ВИДИМО, “ВЕСТНИК АПОКАЛИПСИСА”»

В 2000-м редакция заметила, что «Каламбура» стало слишком мало. Поэтому на свет появился журнал «Когда ты один дома»: времена менялись, интересы читателей тоже. Тот же Андрей Мельников, который покорил «Каламбур» своими шутками, но не смог покорить Аню из Серебрянки, решил брать на абордаж новый журнал. И, как водится, стал писать письма – теперь уже с очень специфическими шутками.

– Как-то я написал, что если в GTA San Andreas подплыть к дельфину и нажать кнопку «Е», то можно на нем поплавать. Естественно, никакой кнопки «Е» не было. Но мою шутку опубликовали, и после этого на протяжении 10 выпусков ребята постоянно атаковали раздел «Вопросы и ответы». «Мальчик Андрей писал, что можно поплавать на дельфине. Я пытался, но у меня не получилось. Почему? Что делать, подскажите?!» Кто-то пытался помочь, мол, неправильно кнопку нажимаешь или версия не та. А кто-то поддакивал: «Здорово поплавал на дельфине! Спасибо Андрею».

Дизайнер Роман Давыдко был одним из тех, кто пришел в редакцию подростком и уже около десяти лет сотрудничает с журналами.

– Для начала мы с друзьями сделали что-то вроде пилотного выпуска, распечатали его в цвете. Через несколько месяцев мне предложили попробовать себя в качестве верстальщика. Посадили за компьютер, было очень страшно. Но что-то заверстал. Мне показали ошибки, и я стал готовить по несколько полос. У нас была команда «Геймер-клуба»: мои ровесники писали материалы – я их редактировал и верстал.

– Я думаю, феномен «Оди» прост: да, интересы меняются, но подросткам всегда нужна своя локальная «тусовка», где они могут общаться, отдыхать, узнавать что-то новое, проявлять себя. Даже когда ты один дома, ты «в клубе» по интересам, – уверена Маргарита Гуревич, нынешняя редактор «Оди». Она и не предполагала, что когда-нибудь возглавит любимое издание.

– Аудитория у нас действительно талантливая и разносторонняя: хорошо пишут, рисуют, мастерят. Бывают, конечно, очень забавные случаи. Как-то раз мы получили креативный коллаж, который я обозначила стилем «христианский панк»: портрет Иисуса с картинками из манга и аниме и странными подписями. Мы шутили, что это, видимо, «вестник апокалипсиса».

Тот самый «Вестник апокалипсиса».

Такие рисунки сейчас приходят в редакцию.

Новая и старая обложки «Один дома»: 2016 и 1998 год. Для сравнения: в 2016 году тираж журнала 13 550 экз.,  
в 2001 году он был 204 500 экз.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героев.

Еще по этой теме:
За день. Минский программист выиграл конкурс фотографии National Geographic – его опубликуют в журнале
Один номер за 800 долларов – минчанка собирает журналы Vogue
От 20 тыс. в час до 10 млн в месяц: сколько платят на подработках студентам
поделиться