Краткий конспект: как получить хорошую работу во времена кризиса

Краткий конспект: как получить хорошую работу во времена кризиса
Во времена кризиса найти работу довольно сложно. Но Алена Владимирская, мастер-класс которой мы посетили на прошлой неделе, уверена: кризис – не навсегда. И дает практические советы по поводу резюме, собеседования и полезных знакомств.

Во времена кризиса найти работу довольно сложно. Но Алена Владимирская, мастер-класс которой мы посетили на прошлой неделе, уверена: кризис – не навсегда. И дает практические советы по поводу резюме, собеседования и полезных знакомств.

Алена Владимирская раньше искала таланты для Mail.ru, руководила проектом Работа.ру, а в 2010 открыла свое агентство интернет-рекрутинга Pruffi. Pruffi, кстати, единственное агентство, которое ищет работников через социальные сети. Такой подход устраивает как минимум «МТС», «Газпром-Медиа», ИД «Коммерсантъ», «Связной» и Mail.ru Group. Алена проводила мастер-класс с Александром Ларьяновским, бывшим директором по развитию бизнеса «Яндекс», в рамках презентации нового проекта.

У КАДРОВОГО КРИЗИСА ЕСТЬ ТРИ ВОЛНЫ

Первая, когда собственники или акционеры компании понимают, что наступает кризис. Тогда начинается первая волна увольнений – истерика. Убирают всё, что не нужно: направления, которые должны были приносить прибыль через некоторое время, – венчурные проекты; убирают то, что собирались убрать давно, но не решались. Еще в первую волну увольняют всех, кто связан с культурой, пиаром и ивентами.

Вторая волна – увольняют всех, кто не приносит прибыль или пользу. Это так называемая «ротация кадров». Увольняют всех, в кого не верят, – и тут есть несколько историй. На место уволенных берут работников на большую заработную плату, надеясь на чудо. Но чуда не происходит, поэтому этих людей также быстро увольняют.

Важно понимать: вакансии, которые появляются во время второй волны кризиса, нужно очень хорошо проверять, общаясь с бывшими работниками этой фирмы.

Третья волна. Как только собственники почувствовали, что компания на дне, они начинают урезать бюджет, и людей, которых наняли во время второй волны, меняют на креативных работников с расчетом на то, что они смогут вывести компанию в новую нишу. Это самая короткая волна, она длится 2-3 месяца. За ней экономика начинает подниматься, а вместе с ней увеличивается количество рабочих мест.

 

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Что писать и что не писать: это главная проблема всех резюме.

«На прошлой работе я делал то, то и то». Это все хорошо, но это не работает, потому что из этого резюме ничего не понятно. Таким резюме вы себя не продаете. Когда вы пишете о своих должностных обязанностях на предыдущей работе, вы ничем не отличаетесь от миллиона других соискателей.

Пишите в резюме свои конкурентные преимущества: они должны быть четко привязаны к вашему практическому опыту и к компании, в которую вы идете. Они должны отвечать на два вопроса: чем я могу быть полезен компании и почему я иду именно в эту компанию.

Резюме в системе KPI (ключевые показатели эффективности). KPI – это понятные и измеримые показатели, по которым можно оценить, что изменилось в бизнесе в результате вашей работы. Если описывать, почему и чем именно вы полезны для бизнеса, на вас будут смотреть как на человека, который может принести большой вклад в компанию.

Резюме должно быть структурированным. Все разделы нужно разбивать между собой двойным интервалом, а все должности выделять жирным. Нужно понимать, что девушка, которая просматривает ваше резюме, просматривает миллионы резюме. Она работает как поисковик, выискивая ключевые фразы, самое главное.

 

КАК ПИСАТЬ РЕЗЮМЕ

- фамилия, имя, отчество;

- должность, на которую вы претендуете. В одном резюме вы можете писать до трех должностей;

- работа. Все ваши работы по ниспадающей категории, то есть с 2015 года и вниз;

- образование. Указывайте только профильные образования. Здесь же нужно указать все сертификаты и дипломы, близкие к вашей специальности;

- референсы. Они важны, потому что на любую позицию все время есть несколько кандидатов. И когда встает выбор, то референсы играют очень важную роль. Чем больше у вас будет экспертных отзывов, тем большая вероятность, что выберут именно вас;

Если резюме размещается в открытых источниках, то нужно указать ФИО своего референса, его должность и обязательно пометку, что дадите его контакты по требованию. Если же вы отправляете резюме напрямую в компанию, то контактные данные человека нужно указать сразу;

- личностные качества. Тут можно писать что угодно, потому что HR’ы давно не смотрят на эти вещи. Ведь все пишут одинаково: стрессоустойчивый, ответственный и дисциплинированный. Если бы так было на самом деле, мы были бы не нужны.

- не врите про свой возраст. Это делается для того, чтобы повысить шансы на трудоустройство, но вычисляется такая афера моментально. Хотя бы по нестыковкам дат в резюме;

- не очень хорошо, когда у вас много мест работы. Если вы часто меняли места работы, вам придется это объяснять;

- не меняйте работу чаще, чем раз в 1,5 года. Ваша ценность теряется, и шанс получить работу в хорошей компании резко падает. Но это не относится к движению внутри одной компании;

- портфолио нужно не только дизайнерам: журналистам, маркетологам, пиарщикам, руководителям проектов;

- резюме не должно превышать 2,5 страниц: Если резюме больше 2,5 страниц, то у вас либо большой опыт, либо (и скорее всего) там есть что-то лишнее.

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ: О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ

Практически никто из нас не умеет проходить собеседования. Хуже всего, кстати, их проходят HR-специалисты. Проблема в том, что мы все не умеем рассказывать о себе, презентовать себя. Мы либо стесняемся и ничего не говорим, либо врем.

Если вас собеседует не первое лицо компании, то вы попали в фильтр. Девушке-ресерчеру, которая сидит перед вами, нет никакого дела до ваших глубоких профессиональных знаний. Их будут оценивать на следующих этапах собеседования. У этой же девушки есть две задачи: посмотреть, насколько вы подходите компании и насколько вы адекватны.

Структура собеседования делится на 3 части. Сначала вы рассказываете о себе, потом вам рассказывают, куда вы пришли и какой специалист им нужен, а в конце вам задают вопросы и обе стороны решают, насколько они полезны друг другу. Первый этап собеседования самый сложный. Тем не менее, вам нужно произвести хорошее впечатление, показать себя с лучшей стороны.

Для того чтобы научиться показывать себя с лучшей стороны, нужны сутки. Для начала зазубрите свое резюме, сядьте перед зеркалом и проговорите его вслух. При этом нужно записывать свой рассказ на диктофон, чтобы потом прослушать его и ужаснуться. Поверьте, вы обязательно ужаснетесь. Дальше внесите правки и повторите все операции еще раз. И опять при прослушивании вы ужаснетесь и начнете вносить правки. Так нужно сделать 5 раз, и занять у вас это должно около 4 часов.

С этой информацией вы должны переспать, она должна уложиться у вас в голове. На следующий день вы повторяете все операции еще 5 раз, каждый раз внося правки. К десятому разу у вас должен получиться четкий, связный, уверенный и спокойный рассказ о себе на 5-7 минут.

После этого хорошо было бы рассказать о себе другу или близкому человеку. Идеально для такого разговора подходит мама. С одной стороны, она вас очень любит, с другой – конструктивно критикует. Снова внеся правки, вы должны рассказать зеркалу о себе еще два раза.

В результате вы получите связный, спокойный рассказ о себе, послушав который девушка-ресерчер проникнется к вам симпатией.

Стоит узнать про компанию, куда идете на собеседование. Покажите HR, что вы пришли не только потому, что это единственная вакансия на рынке, а потому, что вам действительно интересна эта компания. Узнать о компании можно у сотрудников. Напишите пятерым, двое точно ответят.

 

 

ВО ВРЕМЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ

- врать: дело в том, что компании информацию о вас перепроверяют, и если окажется, что вы соврали, то они обязательно это отметят, что может помешать вам в будущем;

- критиковать прошлую работу: работодатель все примеряет на себя и считает, что если критиковали предшественника, то будут и его;

- быть предельно честным: все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Постарайтесь смоделировать то, чего ждет от вас HR. Он ждет, что вы будете долго работать в компании (не менее 5 лет) и будете абсолютно к ней лояльны.

 

 

ЗАРПЛАТА: ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ

Не указывайте в резюме уровень своей зарплаты. Уточняйте минимальный уровень компенсации по этой вакансии, когда вас будут звать на собеседование. При этом очень важно понимать, что это минимальная компенсация, а не итоговая зарплата.

HR никогда не скажет первым, какая зарплата на этой должности. Более того, в некоторых компания HR’ам выписывают премию за экономию фонда заработной платы.

Когда у вас спрашивают: «На какую зарплату вы рассчитываете?» – нужно отвечать: «Я знаю, что средняя зарплата по рынку 8 000 000. Я претендую на 10 000 000, потому что…». И тут нужно назвать свои конкурентные преимущества, по которым станет понятно, почему вы достойны этой зарплаты.

Всегда уточняйте про налоги. Вам предлагают 8 000 000 «чистыми» или из этой суммы еще будут отчисления в пользу государства? После этого уточняйте про премии и бонусы.

Если вас хантят, вы вправе просить 15–30% сверху.

Категорически нельзя говорить: «Я претендую на такую зарплату, потому что у меня ипотека, трое детей». Простите, мы здесь ни при чем.

 

ЗНАКОМСТВА, СОЦСЕТИ И СВЯЗИ

Качественную вакансию никогда не будут публиковать на рекрутинговых ресурсах. Поэтому наиболее интересные вакансии проходят мимо вас. Тем не менее, узнать о таких вакансиях можно. Вас должно знать большое количество HR вашей индустрии, эксперты отрасли, руководители хантинговых агентств, общие эксперты и преподаватели в вашей области. Поэтому чрезвычайно важный навык – научиться знакомиться так, чтобы вас запомнили и обратились к вам в нужный момент.

Социальные сети – это плохо. Для первичного общения социальные сети – это плохо. Идеальная ситуация, когда кто-то представил HR’у или управляющему компании вас лично. Также хорошо знакомиться на конференциях, семинарах и мастер-классах.

Просить представить вас человеку – это не стыдно.

Если все же знакомитесь через социальные сети, то не пишите просто «привет». Туда же относятся «Привет, у меня есть вопрос», «Привет, есть ли у тебя минутка?». Нужно сразу очень четко объяснить, чего вы хотите.

Мы обращаем внимание на людей, которые задают умные вопросы. Умный вопрос – это интересный человек. Умный вопрос – это, скорее всего, хороший сотрудник.

Заканчивая любой мимолетный разговор, важно спросить, можно ли при случае обратиться к этому человеку и предложить ему свою помощь.

Связи решают все. С помощью связей можно сделать все то, что нельзя сделать за деньги.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Robin Davey.

поделиться