Сложно, но интересно: вышла почти научная статья о феномене Макса Коржа

2017-03-12
Обзоры  
 
24

Сложно, но интересно: вышла почти научная статья о феномене Макса Коржа

Всё сложно
На сайте nn.by на днях появилась почти научная статья Антона Левицкого о том, почему молодым белорусам так нравится Макс Корж и как он стал ярким феноменом в строительстве национального самосознания. CityDog.by перевел основные тезисы занимательного текста.
0
0
0

На сайте nn.by на днях появилась почти научная статья Антона Левицкого о том, почему молодым белорусам так нравится Макс Корж и как он стал ярким феноменом в строительстве национального самосознания. CityDog.by перевел основные тезисы занимательного текста.

Произведения Коржа сообщают о том, как частная биография забирает локальные ландшафты («Серебрянка»), национальные рамки (учебник по белорусскому языку) и социальные отношения («с чуваками сбор»). Наиболее четко это можно проследить на примере клипов «Слово пацана» (2016) и «Малый повзрослел» (2017).






 

ПОЧЕМУ НАМ НРАВЯТСЯ КЛИПЫ МАКСА КОРЖА

Визуальный ряд и тексты Коржа аккумулируют частный социальный опыт, узнаваемые городские пейзажи и производят из них мифологию самоутверждения. В немецкой гуманитаристике это называется Selbstvergewisserung – «подтверждение собственного представления о себе». Можно перевести термин как «самоутверждение», или «самооправдание», или «самоудостоверение». Но корень немецкого слова объединяет его в один ряд с такими понятиями, как «определенный», «уверен» и «совесть».

Нетрудно заметить, что Корж охотно вовлекает материал личной биографии для формирования высказывания. Это вообще естественное явление в культуре как таковой, но можно ли найти что-то подобное у Солодухи? А если такое делал Михалок, то делал иначе. У Коржа другая локализация: это – масскульт, а к масскульту свои требования, у него своя логика.

Материал, с которым работает Корж, немногочисленный, но четкий. «Лунинецкий лицей» («Стань»), учебник белорусского языка («Малый повзрослел») или белорусскоязычные протагонисты (неуемная фантазия в клипе «Слово пацана»), наконец лунинецкие дискачи из нового клипа. Но уже здесь можно увидеть одну характерную особенность. Хотя клип «Малый повзрослел» посвящен лунинецким дискачам, действие происходит в столице.

 

КОРЖ РАССКАЗЫВАЕТ НЕ ПРО «ГОПНИКОВ», А ПРО «СВОИХ ПАЦАНОВ»

Это пример важного механизма, составной частью и одновременно предпосылкой и целью которого является Selbstvergewisserung. Можно допустить также, что это еще и рыночная стратегия. Очевидно, в эпоху «общества Comedy Club» довольно трудно продать «белорусскую вегетацию» (это выражение польской переводчицы Малгожаты Бухалик) в том не очень симпатичном виде, в каком она предстает, например, из рассказов и романов Владимира Козлова. Последний написал социальную историю той же социальной группы, что и Корж. Но они принципиально отличаются друг от друга – даже на уровне лексики: Козлов пишет о гопниках, а Корж рассказывает историю «пацанов».

Корж эстетизирует не только свое собственное социальное происхождение, осторожно добавляя в него следы своей идеологической эволюции. Он предлагает «политику идентичности» для большого количества жителей Беларуси, опыт мира которых следует из похожей на коржовскую повседневность.

Известно, что даже насилие или преступления, совершенные коллективно небольшими группами (друзей, одноклассников и пр.), в дальнейшем функционируют именно как «истории» (stories), которые стабилизируют и одновременно заново основывают эти группы, превращаясь в непременный ресурс того чувства общности, которое делает такие группы дееспособными и достойными в глазах их участников.

Козлов предлагает очень «интеллигентскую» (в том смысле, в каком это слово употребляется в быту с позднесоветских времен) рефлексию. Хорошо обобщила содержание и послание этой рефлексии польская переводчица Малгожата Бухалик в своей статье. У Козлова – вселенная панельных домов, составленная из очень немногочисленного набора коммуникационных, образовательных и карьерных опций. В нем нет романтики, событий или рефлексий. Выйти за пределы нормативного жизненного проекта (двор, группа друзей-гопников, образование, работа, семья, алкоголь) не может и не хочет даже лирический герой Козлова, подчеркивает Бухалик. Это «вегетация, которая не знает, что она – только лишь вегетация».

Дружбы, любви или разговоров в жизни «гопников» Козлова нет – равно как нет практической альтернативы тому, «как у всех» («до него не доходит, что можно жить иначе»). В «вегетацию по-белорусски» оборачивалась и оборачивается белорусская стабильность – или в эпоху развитого социализма, или агроренессанса. Именно эту сторону белорусской стабильности показал, например, немецко-иранский журналист Навид Керман, суммируя свои впечатления от Солигорска.

Корж создает из того же материала совсем другую историю. Это не критика, а доброжелательная констатация, которая позволяет сохранить целостность личности и составить из собственного жизнеописания приятную, респектабельную биографию – непротиворечивый и положительный рассказ о «воспитании чувств».

 

КОРЖ КАК ЛЕГЕНДАРНЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ИСТОРИК

Здесь Коржа продуктивно сравнить с историком Миколой Ермоловичем, который когда-то отказался от критического осмысления генеалогии Беларуси, объявив 980-й год годом ее рождения и отождествив древнюю Литву с современным ему национальным проектом.

Цель таких рассказов – не рефлексия, а укрепление существующей группы, накопление ее достоинства и, что важно, дееспособности. Последнее – может, в меньшей степени – касается Коржа, который работает в рамках рынка (поп-культуры), тогда как Ермолович рассказывал свои истории в рамках логики совсем другого рынка, имея в виду в конечном итоге националистическую мобилизацию (настолько, насколько каждый националист держит ее в уме – не обязательно осознанно).

Корж продает социальную историю «пацанов». Кто-то приобретал историю тысячелетней Беларуси Ермоловича, кто-то купит историю про «слово пацана» – уверенный в себе рассказ о верности своей общине, бескорыстной дружбе, настоящей любви. И все это оснащается современными визуальными спецэффектами, подчиняется хорошо продуманной драматургии – как образной, так и словесной.

Эта драматургия успешно переплавляет спальные районы Минска в достойные декорации, разграничивает «пацанов» и всех остальных – «не понять тому, кто не», увлекается собственной пассионарностью («будь уверен, выживу в любой Дыре») и обнаруживает весомое романтическое самосознание («там, где ждет любовь»).

Особый момент локальности этой творческой доработки заключается в том, что частью этой «рыночно-пацанской» визуальности и драматургии стал, опосредованный и уплотненный тысячей пересказов (условный, поскольку не он один), Ермолович. Есть смысл так объяснять и белорусский язык, и панораму Верхнего города, и даже белорусский троллейбус, случайные и необязательные отсылки к национальному нарративу, которые кое-где можно встретить в этих клипах.

Почему все это важно? Маргарита Фабрикант, исследовательница белорусского национализма, в одной из своих статей следующим образом подвела итоги работы «белорусского этнонационализма»: «Таким образом, программа “национального возрождения” конца 1980-х – начала 1990-х годов была осуществлена только в небольшой и менее значительной части, а основные идеи большинством населения были отброшены».

Такая оценка хотя и соответствует в немалой степени действительности, требует дальнейшей дифференциации и проверки. Она не позволяет адекватно объяснить, почему белорусскоязычная надпись «Минск» имеет такое важное значение в образности клипов Коржа. Не может объяснить и оценить эту механику, которая наглядно демонстрирует незамеченный успех белорусского этнонационализма в тени «прозрачных» выборов и референдумов.



   

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2017-03-12
Обзоры  
 
24
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
ava
Я - молодой белорус, мне НЕ нравится Макс Корж!
ОТВЕТИТЬ
Посмотрите на него, он НЕ слушает Коржа - он молодец!
ОТВЕТИТЬ
Пока вы задроты пытаетесь обосрать Коржа, он делает вещи. Смеритесь, неудачники
ОТВЕТИТЬ
Система вещей 12-03-2017, 11:54
+57 63 6
Строитель национального самосознания )
Автор упорот до дыр.
ОТВЕТИТЬ
Я даже отказываюсь критически осмысливать эту тему, мне просто мерзко.
ОТВЕТИТЬ
ava
Комментарий со ссылкой ожидает проверки модератора.
ОТВЕТИТЬ
Виталий 12-03-2017, 13:24
+70 75 5
Пойду дальше Левицкого. Корж - миссия, новый Иисус.)))
Он поет про Небо, которое поможет нам. Тем самым прославляет Господа нашего.))
Выливая воду на фанов во время концертов, он как будто окропляет адептов.))
Символический Корж.
ОТВЕТИТЬ
Збс упрлс
ОТВЕТИТЬ
музыка музыкай, а кліпы Слово пацана і Малый повзрослел якасныя і вельмі атмасферныя.
ОТВЕТИТЬ
ava
Антон, похоже, слишком много думает и слишком мало оглядывается по сторонам. Есть Украина - там есть Бумбокс (не только, просто первое, что пришло в голову), есть Беларусь - есть Макс Корж. Никакого феномена не вижу
ОТВЕТИТЬ
WitchBitch 12-03-2017, 14:27
+16 32 16
Спецом посмотрела сейчас эти клипы,чтобы понять о чем речь вообще. Суть в том, что сейчас идет мода на рейв культуру, и чувак,видимо, насмотревшись забугорных фильмов/клипов/неведомой фигни попытался сделать что-то похожее на свой лад. ИМХО, это полная шляпа и колхоз,на которую ведутся малолетки пытающиеся казаться "модными и крутыми".
ОТВЕТИТЬ
Аляксей Захарук 12-03-2017, 15:03
+11 11 0
Ну так конечно - мейнстрим. Причём сейчас он очень быстро меняется и лунинецкому пареньку придётся через пару годиков опять менять концепцию своего творчества. Подросшие ребятки уже не проникаются его первыми хитами 2012 года.
ОТВЕТИТЬ
Аляксей Захарук 12-03-2017, 14:56
+32 32 0
Ну, давайте ещё вспомним феномен «Ласкового мая», «Руки Вверх» и прочий масскульт (он же ширпотреб)
Никакого феномена здесь нет - просто каждому поколению свои герои. Эти «герои» видят ситуацию и чувствуют, что сегодня «пипл хавает». Это очевидно - даже диссертации писать не нужно.
ОТВЕТИТЬ
Ростик 12-03-2017, 15:10
+27 30 3
впервые я услышал Коржа, когда был призван в армию осенью 2012 года.
Сослуживцы крутили его песни на повторе, переписывали тексты, заучивали.. Боже, как же долго я потом лечился нормальной, качественной музыкой.. Но иногда до сих пор всплывает песня про уролога..
Как бы память стереть?
ОТВЕТИТЬ
у вас там крышак в редакции съехал такое впиливать?
ОТВЕТИТЬ
Вот не знаю! Росли в 90-х на Цое,Гребенщикове,Шевчуке,Серьге,Чиже,ГРОБ,Алисе,Арии и как-то особо не было времени мыслить о "своих пацанах",мы просто ходили в косухах и камелотах,казаках,выпивали и знакомились,вся эта новая мода - сплошной колхозный пафос.
ОТВЕТИТЬ
мимопроходил 12-03-2017, 18:49
+25 27 2
Ой, уважаемый, вы прям удивили - Цой и камелоты это те же "свои пацаны" с района, только покрашены по-другому. Не было никакой разницы между любителями арии, любителями скутера, и любителями кого там еще любили в 90-е - Оникса что-ли. Тот же принцип формирования общества на основании цветовой дифференциации штанов, та же иерархия, те же выяснения отношений, основанные на грубой силе. Просто понятия "свой" и "чужой" выглядели для всех по-разному, а социокультурная парадигма была одна.
ОТВЕТИТЬ
ПАН САХI 12-03-2017, 20:26
-7 5 12
Рускi рок - лайна кусок!
ОТВЕТИТЬ
а беларуски ( з габрэем Вольским на чале) ?
ОТВЕТИТЬ
Статью не читала, но осуждаю.
Если на заглавной фотке Корж, то теперь я знаю, как он выглядит.
А нет, пока писала коммент, забыла. Ну и ладно.
ОТВЕТИТЬ
маслице 12-03-2017, 23:53
+6 15 9
серьезно? судя по комментариям ко всем статьям про коржа, сейчас намного более модно высказывать своё фи и выставлять себя невпупенным интеллектуалом, который слушает только баха и моцарта, чем слушать коржа. так что это ещё посмотреть надо, кто тут мейнтримный, мамкины вы д'артаньяны
ОТВЕТИТЬ
Вас послушать, так кроме Коржа, Моцарта и Баха музыки другой и нет. Зачем в крайности-то впадать?
ОТВЕТИТЬ
ava
Разбор Коржа Шариковым на комсобрании
ОТВЕТИТЬ
Пацан 13-03-2017, 15:47
-5 4 9
Пока вы задроты пытаетесь обосрать Коржа, он делает вещи. Смеритесь, неудачники
ОТВЕТИТЬ
Гийом 14-03-2017, 01:01
+2 2 0
Ты с какого района?
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY