Нарисовать вкус лимона: чему учат в «Детских творческих мастерских» галереи «Ў»

Нарисовать вкус лимона: чему учат в «Детских творческих мастерских» галереи «Ў»
В эти выходные в галерее «Ў» проходит ежегодный экофестиваль «Зялёны weekend», организованный при участии «Детских творческих мастерских». Накануне CityDog.by встретился с командой мастерских – Софией, Ольгой и Ириной.

В эти выходные в галерее «Ў» проходит ежегодный экофестиваль «Зялёны weekend», организованный при участии «Детских творческих мастерских». Накануне CityDog.by встретился с командой мастерских – Софией, Ольгой и Ириной.

  1.  Слева направо: Ирина, Ольга, София.

Идея «Детских творческих мастерских» возникла у руководителей галереи «Ў», Валентины Киселевой и Анны Чистосердовой  и первого координатора проекта Полины Сей, как способ заинтересовать детей современным искусством. Сейчас развитием мастерских занимаются три девушки: София, Ольга и Ирина, у каждой из которых свои задачи. Соня, например, – «искусствовед-вдохновитель». «Мы не называем ее преподавателем, потому что это не совсем вписывается в формат занятий, – говорит менеджер и пиарщик проекта Оля. – Ира координирует работу мастерских и отвечает за техническую сторону. У каждой из нас есть свои задачи, но мы всегда помогаем друг другу, ведь мы команда».

Окончив университет, Соня поняла, что просиживать жизнь в библиотеке за магистерской или кандидатской ей совершенно не хочется: «Мне не хватает усидчивости, и вдохновения на это совершенно нет, а вот работа с детьми действительно доставляет удовольствие. Особенно здорово рассказывать детям об искусстве и видеть их горящие глаза, – улыбается девушка. – В наши мастерские ходила девочка, которая, как оказалось позднее, училась в художественной школе. Мне стало интересно, почему она посещает и наши занятия. Оказалось, что у нее и ее одноклассников не хватает времени рисовать то, что им хотелось бы».

– Школьники часто приходят на занятие достаточно скованными, боясь неверно ответить на вопросы, садятся как на уроке и отвечают по «вытянутой руке», – добавляет Ира. – Но уже после 15-20 минут настроение меняется, они раскрепощаются и чувствуют себя более уверенными, а любые ошибки воспринимают как часть эксперимента и поиск нового.

– На занятиях Соня не дает понятия точки или линии «под запись», а сама спрашивает у детей, что это такое. Они включают свое воображение – и это тоже их раскрепощает, – объясняет Оля.

Соня говорит, что это очень важно для ребенка: «Только так мы можем снять ярлыки, которые повесили на детей в школе или дома, можем уйти от стереотипов. В том числе и от отношения к искусству только в формате “красиво-некрасиво”». 

Основная задача «Детских творческих мастерских» – приобщение детей к искусству: «Во время обучения в художественных школах или академиях искусств детей учат, как надо рисовать, и не принимают творчество в чистом виде, там важна техническая часть рисунка, – говорит Соня. – Дети по-разному воспринимают мир: через тактильные ощущения, слух, обоняние, зрение. И если у взрослых рефлексия может выражаться через мысли на бумаге, то дети до определенного возраста на такое еще не способны. Весь их опыт отражается в рисунках».

Каждое воскресенье «Детские творческие мастерские» на полтора часа дают абсолютную волю детскому воображению и фантазии, чтобы каждый смог показать тот или иной предмет, свои наблюдения и чувства, пропустив их через себя.

– Несмотря на нашу свободу и борьбу за раскрепощение, Соня всегда заранее разрабатывает программу курса. В рамках каждого занятия есть и диалоги об искусстве, и игры, и упражнения, и мастер-классы с разными техниками, – говорит Ольга.

– За 3 года существования «Детских творческих мастерских» мы провели «Книжный», «Театральный» и «Экологический» курсы, – добавляет Ира. – В этом году прошел авторский курс «Баухаус», когда дети изучали разные техники и учились изображать не только предметы, но и вкусы, запахи, звуки. А в рамках самого первого, «Каляровага» курса мы делали, например, «Синий день» – дети разбирались во всех оттенках этого цвета, фантазировали, изучали картины художников, выполненные в этой цветовой гамме, а после рисовали сами.

– Каждое занятие начинается с 20-минутных разговоров об искусстве, художниках и их работах. Дети смотрят слайдшоу, листают тематические книги по искусству. Но у нас не стоит задача дать максимум цифр или истории, – улыбается Соня. – Главное, чтобы через время ребенок, проходя мимо этой картины в музее, смог остановиться напротив, вспомнить ее и подумать, что же все-таки вдохновило художника на эту работу, что хотел рассказать нам автор.

Во время одного из занятий Соня провела эксперимент, придуманный швейцарским художником Иоханнесом Иттеном, одним из основоположников школы «Баухаус»: она показала детям лимон и попросила нарисовать его. А после, когда все рисунки оказались практически идентичными, разрезала лимон на дольки и попросила детей попробовать их, а затем спросила: «А рассказывают ли ваши рисунки желтого овала о вкусе лимона?» Эксперимент детям понравился: «Новые рисунки фрукта были уже совершенно другими, в них появились личные ощущения и чувства», – вспоминает Соня.

Занятия становятся важными и для родителей, говорит Оля: «Кто-то оставляет ребенка на время занятия и идет по своим делам, кто-то пьет кофе в «Ў-баре», но часть родителей остается наблюдать за процессом обучения. С одной стороны, они получают новые знания о современном искусстве в простой игровой форме – а взрослые тоже любят играть – и решают для себя, что им интересно, а что – нет. Но важнее то, что родители начинают по-другому смотреть на рисунки своих детей. Не пытаются их оценивать или сравнивать с чем-то реальным, существующим в повседневном мире, ведь сам процесс творчества в возрасте до лет 12 важнее результата. Мы убеждены, что хвалить нужно за усилия. Не критиковать, не захваливать, но всегда задавать вопросы, которые будут помогать воображению ребенка, и помогать дополнить картинку».

Занятия для детей проводят осенью и весной, а еще есть два ежегодных фестиваля в декабре и июне. Занятия платные, но детям вручают все необходимые материалы: бумагу, краски, карандаши, мелки и пластилин. В основном в мастерские ходят дети от 7 до 12 лет. Девушки проводили занятия и для деток от 4 до 6 лет, но позже отказались от этой идеи: «Чем меньше ребенок, тем больше должен быть лист, на котором он рисует, – мелкая моторика у него еще не так развита, и ребенок рисует чуть ли не всем телом, измазав руки, ноги и щеки. Даже 15 минут разговоров об искусстве, которые у нас предусмотрены, для маленьких детей утомительны – они еще не готовы к этой информации. Но мы думаем в этом направлении».

«Детские творческие мастерские» с интересом думают о том, как лучше привлечь детей, живущих в соседних домах. «Сейчас к нам чаще всего приходят дети посетителей и друзей галереи “Ў”, но мы размещаем информацию в СМИ и соцсетях, поэтому круг посетителей значительно шире “своей тусовки”».

Планов у девушек много – осенью, например, в галерее планируют повторить «Книжный» курс, во время которого дети сами создадут свои книги, от текста до иллюстраций. Есть в планах и курс керамики: «Глина – это материал, с которым нельзя получить мгновенного результата: требуется обжиг, глазуровка и еще один обжиг, и на это могут уйти недели. Сейчас дети привыкли мгновенно получать то, чего хотят, но в реальной жизни не всегда так получается. А этот курс кроме творчества даст еще возможность почувствовать процесс создания вещи».

Выставка «Малюнкі на шпалерах» будет идти в галерее «Ў» (пр-т Независимости, 37а) до 14 июня. 6 и 7 июня в рамках выставки пройдет ежегодный экофестиваль «Зялёны weekend», с программой которого можно ознакомиться здесь – вы еще успеваете на мастер-классы! 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Детский стоматолог: «У нас дети и поют, и танцуют, и стихи рассказывают»
Организатор детского феста в Малиновке: «От пьяных парней нас отделяла невидимая стена»
Детские мастерские в «Ў»: как занять ребенка на все выходные
поделиться