Медиапроекты, которые навсегда изменили улицы Токио, Риги, Питера и Нью-Йорка

2014-10-30
Обзоры  
 
4
Рубрика Городской конструктор

Медиапроекты, которые навсегда изменили улицы Токио, Риги, Питера и Нью-Йорка

Media is the message
«Городской конструктор» совместно с издательством STRELKA PRESS публикует отрывок из книги австралийского медиатеоретика Скотта Маккуайра, посвященной истории наступления технологий на город. 
0
0
0

«Городской конструктор» совместно с издательством STRELKA PRESS публикует отрывок из книги австралийского медиатеоретика Скотта Маккуайра, посвященной истории наступления технологий на город. 

Современный город — это город медийный: самые разные цифровые сети и электронные медиа существуют в нем повсюду. Они давно перестали быть только инструментами рекламы и коммуникации — сегодня они сами влияют на городское планирование и архитектурную моду, диктуют горожанам образ жизни и представления о времени и пространстве. 

В XXI веке социальная жизнь все больше протекает в медийных городах. Это свидетельствует о том, что пространства и ритмы современных городов радикально отличаются от тех, что описаны в классических теориях урбанизма, а также что медиа изменились не меньше, чем города.

В 1980-х годах в различных общественных пространствах стали появляться телеэкраны. С одной стороны, мониторы стандартного размера использовались как электронные информационные табло в таких местах, как железнодорожные вокзалы; примером другого «полюса» этой шкалы можно назвать демонстрацию гигантского телеэкрана «Джамботрон» фирмы Sony на «Экспо-85» близ Токио. Видеохудожник Питер Каллас вспоминает, как мониторы ставились «штабелями»: «У штаб-квартиры потребительского отдела Sony в Гиндзе, построенной в начале 1980-х, из мониторов состояла целая стена в семь-восемь этажей высотой».

Начиная с первых экспериментов в таких городах, как Токио и Нью-Йорк, внедрение электронных экранов в городской пейзаж стало одной из самых заметных тенденций современного урбанизма. Традиционный телевизор превратился из бытового прибора — материального объекта, ассоциирующегося в первую очередь с жилищем, — в большой экран: не столько предмет мебели, сколько архитектурную поверхность, поселившуюся не внутри дома, а снаружи — на улице. Эта трансформация пересекалась с другими важнейшими преобразованиями последних двадцати лет в области медийных технологий и культуры: формированием глобальных многоканальных распределенных сетей с использованием спутников, кабелей и волоконных линий для передачи, размывающих региональные и государственные границы, а также появлением мобильных медийных устройств, вытесняющих социальную архитектуру, выстроенную вокруг медиа стационарного типа. Совокупное влияние этих событий на отношения между медийным и общественным пространством было весьма глубоким.

Если поначалу «публичные экраны» поражали, то вскоре их новизна сошла на нет: большие экраны с улучшенным цветовым разрешением стало дешевле устанавливать и эксплуатировать. Подобно тому, как в 1920-х годах города лихорадочно создавали собственный «Великий белый путь», соперничая с Бродвеем, в 1990-х массовая установка больших экранов стала во всем мире популярной стратегией «оживления» общественного пространства. В ночь на 1 января 2000 года люди собирались на площадях, чтобы отпраздновать Новый год — и увидеть «вживую» через спутник, как это делают люди на других площадях по всему миру. Это характерное проявление глобализации, в рамках которой идея «единого мира» может быть разыграна техническими средствами, стало предвестником грядущих событий.

________ . ________

«Городской конструктор» выбрал три интересных медиа-арт-проекта, которые меняют облик города и налаживают связи между его жителями.

 

КОММУНИКАЦИОННАЯ ТРУБА 

В 2013 году студент Института «Стрелка» Влад Кяуне и его друг Александр Братчиков придумали новое средство общения — коммуникационную трубу, которая позволит жителям двух городов разговаривать друг с другом в режиме реального времени. Конструкция представляет собой две трубы, одна стоит в московском парке Горького, а вторая — на территории «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге. В каждый из них установлена компьютерная плата, микрофон и динамик. Любой желающий может с ее помощью начать разговор со случайным собеседником, который находится в другом городе. Интересно, что чаще всего люди спрашивают друг у друга про погоду, но есть и те, кто хочет познакомиться или обсудить серьезные темы.

 

МЕЖДУГОРОДНЫЙ БИНОКЛЬ

Еще один способ связать несколько разных городов придумали художники Варвара Гуляева и Мар Канет Сола. Они установили в Риге, Ливерпуле, Берлине и Дессау красные бинокуляры, похожие на те, через которые туристы обычно разглядывают панораму города. С его помощью жители Риги могут увидеть, например, улицу в Ливерпуле; в то же время на большом уличном экране в Ливерпуле будут видны глаза человека, который в данный момент смотрит в бинокуляр.

 

БАРОМЕТР ГОРОДСКИХ НАСТРОЕНИЙ

В 2008 году группа немецких художников установила на маяке в городке Линдау Feel-O-Meter — интерактивную инсталляцию, которая отображает настроение города. Feel-O-Meter представляет собой большой светящийся смайлик, расположенный на высоте 8 метров. Недалеко от маяка стоит цифровая камера, которая фиксирует лица прохожих; затем фотографии обрабатываются в специальной программе и делятся по категориям: печальные, веселые или равнодушные. В зависимости от того, каких лиц окажется больше, смайлик будет улыбаться или грустить. 

Перепечатка материалов с сайта CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка», фотографии: Cory-Cousins, Richardwilhelmer.com, Enrique-Gonzalez-Ibarra, Роман Соколов, Flickr.com.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2014-10-30
Обзоры  
 
4
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
"«Городской конструктор» выбрал три интересных медиа-арт-проекта, которые меняют облик города и налаживают связи между его жителями." - ээээ, давайте по порядку.
1. Медиа-арт-проект. Арт ещё ладно, у нас сейчас всё арт, а вот в чём "медиа" составляющая проекта? В неком взаимодействии? Опять же, тогда все проекты медиа.
2. Меняют облик города. Как? Объясните мне, как первые два проекта меняют облик города? Третий хоть и более масштабный и способный оказывать массовое воздействие, но тоже как-то не дотягивает до столь весомого статуса.
3. Налаживают связь между жителями. Первый - принимается, второй - сомнительно, третий - нет.
Вот такие они, медиа-арт-проекты.
ОТВЕТИТЬ
Masha Nekiforova 01-11-2014, 19:42
+3 4 1
Медиаискусство — это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».
ОТВЕТИТЬ
ava
Порой кажется, что "институту медиа, архитектуры и дизайна" стоит переквалифицироваться в институт PR.
Для меня человек, произносящий "медиа-арт-проект" - по умолчанию ленивая безыдейная масса, способная рассуждать о чужом опыте и идеях, при этом лично не внося на грамма полезности в направление.
На западе сначала делают - потом рассуждают и, как следствие, пиарятся. У нас - рассуждают и пиарятся, при этом ничего не делая.
Стрелка, может, наконец, порадуете наш серый город конкретными завершенными проектами? А не статьями на сити-доге.
ОТВЕТИТЬ
Masha Nekiforova 01-11-2014, 19:49
+3 4 1
Написано же, что первый проект создан студентом Стрелки.

Я не хочу защищать Стрелку, но точно знаю, что у них полно реализованных проектов — они делали обновленный Парк Горького, и сейчас делают Парк Зарядье, проектировали новые школы в Москве и проекты повторного использования / реконструкции заводов на Байкале. Соответственно, странно, что вы рассуждаете таким образом.

А в Минске, да, давно пора делать что-то большее, чем просто статьи!
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY