Минчане-эмигранты о том, как меняется Минск за время их отсутствия

Минчане-эмигранты о том, как меняется Минск за время их отсутствия
Как те березки у русских, самый яркий символ ностальгии у бывших минчан – драники. Хотя «бывшими» минчане не становятся даже в эмиграции. CityDog.by проверил.

Как те березки у русских, самый яркий символ ностальгии у бывших минчан – драники. Хотя «бывшими» минчане не становятся даже в эмиграции. CityDog.by проверил.



НЬЮ-ЙОРК – МИНСК – НЬЮ-ЙОРК

  

Ира – графический дизайнер, живет в Нью-Йорке с 1995 года. Старается приезжать в Минск хотя бы раз в пять лет. На память о Минске фиксирует и официальные, и дворовые, и гастрономические достопримечательности. 

– С каждым приездом в Минск я замечаю, что он становится все более и более современным, идет в ногу со временем. Используются новые технологии и строятся стильные архитектурные проекты. Город чистый и ухоженный.

Приезжаю – и обязательно захожу в магазин купить то же пирожное, которое ела после школы, когда была еще ребенком. В основном тянет походить по знакомым улицам и паркам. Хожу к дому, где родилась и жила, к школе, к дискотеке «Ритм» – вообще, люблю пройтись по Октябрьскому району.

Мне нравится посещать те места, в которые ходят не туристы, а минчане. Поэтому спрашиваю обо всем у друзей и родственников – так надеюсь соприкоснуться со стилем жизни самих жителей города. В новые места меня водят те же друзья и родственники, обычно туда, где им самим нравится проводить время. «Ракаўскі бровар», «Старый город», Няміга – если честно, не помню большинство названий. 

Когда последний раз приезжала в Минск, очень удивилась ценам – на некоторые вещи они намного выше, чем в Нью-Йорке. Особенно это касается электроники и одежды. Что касается еды, то она не намного, но все же дешевле в минских магазинах. 

В Минске меня всегда удивляют драники: такие, как тут, я не могу нигде купить. Еще не могу забыть о блюде, в котором внутри драников находится мясо, и готовится это все в печи (кажется, называется «Бабка»?). 

Чего минского не хватает в Нью-Йорке? Самих минчан. 

 

ВАРШАВА – МІНСК – ВАРШАВА

Каця – журналістка, з 2006 году жыве і працуе ў сталіцы Польшчы, гадуе дачку. Стараецца прыязджаць у Мінск некалькі разоў на год. На яе «фота пра Мінск» – вуліца Пуліхава.

– Чароўнасць Мінска ў тым, што ён асабліва не мяняецца. Адкрываюцца нейкія модныя крамы – і хутка зачыняюцца, а правераныя часам кавярні і крамы застаюцца. Калі прыязджаю, то хаджу па месцах баявой славы – для настальгіі, і стараюся прабегчы па новых месцах – для адчування, што я ўсё яшчэ “карэнная мінчанка”. Часу мала, таму трымаюся цэнтру: «Лондан», «Стары Менск», «Ньюс кафе», «Моя английская бабушка», «Салодки фальварак», «Камяніца» і інш. Нядаўна адкрыла для сябе –  увага! – суперхарчоўню на вакзале. Стыль «Нью-Ёрк 30-ых», толькі сталы і крэслы з жалезнымі спінкамі ўсё псуюць. Але, калі адвярнуцца ад рэдкіх пацанчыкаў і мужычкоў з пляшкай гарэлкі і двума буцерамі, шыкоўна.

«Каравай» – гэта святое: нібы мне 5 гадоў, толькі «заварное» ўжо сама сабе магу набыць, можна тарашчыцца на тарты, колькі хочаш, і ніхто не запытаецца, дзе твае бацькі. (І, так, я ведаю, што яго адрамантавалі, таму гэтым разам не была.) У Мінску стала заўважна шмат гіпераў, нават можна ноччу затарыцца. Але калі ў Варшаве ў гіперы па начах ходзяць мэнэджэры сярэдняга звяна і маладыя бацькі, то ў нас – каму бухла не хапіла. Увогуле, нашы крамы моцна адрозніваюцца ад замежных пафаснасцю.

Wi-fi зараз шмат дзе – гэта вялічэзны плюс: раней нэта было не знайсці.

Калі іду ў мінскую кавярню, зніжаю планку: маўляў, няма што выпендрывацца, проста тут вось так. Гатуюць у нас кепска. Здараюцца цікавыя прапановы, але то шкварку ў далікатны дыетычны суп з гарбуза пакладуць, то вяндліна ў салаце танная, а сам салат дарагі. Пра піццу я ціха, але красамоўна маўчу. Як? ЯК? ЯК можна замест таматнай пасты мазаць яе кетчупам?! Смачна робяць звычайна беларускія стравы, таму я тупа паўсюль бяру дранікі. Шкада, што ўсё менш і менш іх падаюць са смятанай («Грунвальд» forever!).

У Мінску танныя аптэкі – я затарваюся на месяц. Але нашыя кошты вельмі адрозніваюцца ад варшаўскіх: неапраўдана дорага, тым больш за такую якасць. Плачу адно што за настальгію.

У Варшаве мне не хапае мінскіх дранікаў, піражкоў з бульбай, сочнікаў; таго, што ўсё працуе ў суботу і нядзелю дапазна. Не хапае папяровых талончыкаў. Не хапае прастаты выбару, мінскага «я тут усіх ведаю», атракцыёнаў з 80-х, гандлёвага цэнтру «Зеркало», Камароўкі. Таго, што ў цэнтры няма складанасцяў запаркавацца. Дарэчы, я фотнула Пуліхава, каб даказваць усім замежным казлам, які Мінск зялёны горад. 


ПАРИЖ – МИНСК - ПАРИЖ

Юля учится во Франции уже 3 года. В Минске последний раз была в конце июня.

– Для меня важно прогуляться вдоволь по центру города: улицам Революционной, Интернациональной, проспектам Скорины и Машерова (как-то приятнее их так называть, по-старинке), Троицкому. В этих местах я вижу тот Минск, из которого уезжала три года назад.

Сейчас в глаза бросились огромные новостройки: возле Троицкого предместья, парка Горького, новая городская больница возле Лицея БГУ. На мой взгляд, они не вписываются в архитектурный ансамбль города. Мне показалось, что такие новостройки в центре города разрушают атмосферу маленького уютного Минска.

Мне кажется, в Минске не хватает разделения мусора, особенно во дворах.

Сильно порадовало количество велосипедистов в городе, количество новых интересных мест (кафе, пешеходная улица на Маркса, галереи). Кажется, за три года появилось больше активных людей, которые хотят делать что-то хорошее и интересное для себя и своего города. Интересно было зайти в новые кафе и приятно удивиться тому, как все может быть продумано до мелочей. Думаю, что в NewTon, например, я буду возвращаться и в каждый следующий свой приезд.

Минские цены? В большинстве своем совсем не отличаются от французских. Одежда, как мне показалось, тут стоит дороже (если сравнивать цены на схожие бренды). Еда стоит в основном либо так же, либо немного дороже (в первую очередь это касается импортных продуктов, цены на которые незаслуженно завышены). Хотя, конечно, есть и цены ниже парижских, но мне показалось, что их немного. Купить сувениры или национальную продукцию в Минске, конечно, дешевле, чем в Париже. 

Париж очень туристический город и иногда мне не хватает спокойной и размеренной атмосферы в центре Минска. Не хватает березок в парках в центре города (смеется). Не хватает драников из «Талакі» в парижских ресторанах их не найти.

БОНН – МИНСК – БОНН

 

Екатерина Крыжановская живет и работает в Бонне уже несколько лет. На просьбу выслать фото родного города из последних поездок ответила честно: «У меня фотки все время с толпой народа, а из Минска так и вовсе нету».

– Наверное, я слишком часто приезжаю в Минск – глобальных изменений пока не заметила. Вот разве что то, что все продуктовые магазины стали «Родной стороной». И если кому-то сказать, что я живу около «Родной стороны», то ни один человек не догадается, где именно.

Мне нравится, что появилось огромное количество велосипедистов. Бросается в глаза, что ездят все преимущественно на новых спортивных великах – немцы сочли бы нас богачами, увидев такое. Они в основном катаются на старых чиненых-перечиненых велосипедах.

Из последних хороших впечатлений – проект «Джазовые субботы у ратуши». Простая и прекрасная идея – играть музыку на улице в центре. В итоге чувствуешь, что город живет.

Хотела бы ответить, что каждый раз, приезжая, поднимаюсь на крышу Национальной библиотеки и с чувством национальной гордости посещаю Дудутки. Но на самом деле просто гуляю вдоль проспекта с друзьями и езжу на Вячу купаться. Я страдаю ярко выраженной ностальгией, но в основном скучаю по друзьям и семье. Конечно, хожу в старые добрые места, но это потому, что не особо знаю новые. Мой любимый маршрут – путь от площади Свободы до площади Победы. Я с удовольствием сижу в «Гурмане» летом на улице – по-моему, там очень уютно.

О том, что происходит в Минске, я узнаю из интернета и от друзей. Так что вести об открытии площади Государственного флага и успешного проведения парада танков мимо меня не прошли.

Естественно, захожу и в новые кафе с друзьями. Например, в последний раз брали с подругой кофе в кофейне на Немиге. А вообще это странное чувство – вроде бы твой город, но уже и не твой. Особенно остро это чувствуешь, когда читаешь об открывшихся клубах, каких-то непонятных модных местах… А предел твоей фантазии – это пойти на вечеринку в «Дуда-кинг».

Меня стабильно удивляют все блюда, которые я заказываю в минских ресторанах. В первую очередь своим размером – это же порции для птичек! Я ем мало, но не настолько! При этом стоит все это удовольствие не меньше, чем в Германии, а боннские порции я доедаю неделю – к счастью, тут без проблем упаковывают остатки еды.

Откровенно говоря, минские цены не слишком отличаются от цен города, где я сейчас живу. Особенно в кафе и ресторанах. И это поражает. Одежда и вовсе дороже. Вот только на минском метро я катаюсь, сколько влезет – когда переведу цену билетика в евро, то лицо мое озаряется радостной улыбкой, потому что это сущие копейки.

Зато мне нравится, что в наших кафе и ресторанах много внимания уделяют интерьеру. Так что можно не только покушать, но и получить эстетическое удовольствие просто от того, что там сидишь. В Бонне с этим обычно проще: покрасили стены – вот и отлично. 

БЕРЛИН – МИНСК – БЕРЛИН

Катя более 10 лет живет, учится и работает в Берлине. В Минске появляется не чаще, чем раз в полтора-два года – тем ценнее ее наблюдения о нашей столичной жизни.

– Я не была в Минске два года. Город по-прежнему создает очень убранное и ухоженное впечатление. Даже заводские трубы красят (смотрите фото). Но с непривычки странно, что нельзя ходить по газонам, распивать на улицах спиртные напитки и что часто можно увидеть что-то «военизированное»  – парады даже перед Национальной библиотекой (смотрите плохое, правда, фото).

Наибольшую ностальгию у меня вызывают знакомые с самого детства улицы – обязательно совершаю по ним променад. Интересно, что построено много нового, но типовые магазины, как «Галантерея» или «Лакомка» остаются на своих местах и при своих функциях. Хотя их ассортимент год за годом плавно трансформируется: вроде как и есть знакомые с детства продукты, а вроде они какие-то переиначенные. Да к тому же мирно сосуществуют с иногда дикими вкраплениями каких-то западных, китайских и прочих продуктов.

С минскими ресторанами у меня холодные отношения. Наверняка есть хорошие места, мне еще неизвестные. Пока же встречалась только скучноватая, пресноватая, жирноватая и нещедрая, нерадостная кухня.

Новые места, конечно, сразу будят любопытство. В этот приезд была на показе немого кино во дворике музея Азгура. Интереснее всего, как через такие нововозникающие места раскрываются потенциалы города, создаются какие-то непривычные пути, которые нужно проделывать, чтобы попасть в это самое новое место – даже по дороге можно много увидеть. 

Минские цены от берлинских отличаются мало, хотя количество нулей в ценниках поначалу смущает. Иногда странны соотношения между ценами: относительно низкие на базовые продукты питания и относительно высокие на что-то, как будто бы «не базовое» (например, цветы).

Чего минского мне не хватает в Берлине? Мне всего хватает.

 Фото: из личных архивов героинь.


Еще по этой теме:
Испытано экспертами: новые туристические карты на остановках
Эксперимент: иностранцы планируют путешествие в Минск онлайн
Иностранцы о минских кафе: «Драники? У нас их тоже делают...»
поделиться