«Обольстительница» и «икона стиля» – что вы знаете об одной из самых влиятельных и сумасшедших минчанок

«Обольстительница» и «икона стиля» – что вы знаете об одной из самых влиятельных и сумасшедших минчанок
Вместе с Samsung мы делаем рубрику «Мінск 1067» о неизвестных и полузабытых историях, людях, зданиях и артефактах, связанных со столицей.

Вместе с Samsung мы делаем рубрику «Мінск 1067» о неизвестных и полузабытых историях, людях, зданиях и артефактах, связанных со столицей.


Эдуард Федорович на несколько секунд остолбенел от удивления и обиды. Как можно? Его, мэра, какая-то мерзавка выставила на посмешище перед всем городом. Средь бела дня прогуливаясь у чиновничьих (!) домов Статской слободы, девица подло облила губернатора Келлера, прошу прощения, уриной! Да, после варшавского восстания сонный Минск превратился в клоаку революционеров. Но не до такой же степени!

«День ото дня они все смелее и дерзостнее», – повторял строки из собственного донесения в Петербург минский губернатор Келлер, вытирая помои с лысины.

 

Эдуард Келлер (в центре) с сыновьями.



ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ УДИВЛЯЛА ВАРШАВУ И ВИЛЬНЮ

Домик, в котором жило семейство Винцента Дунина-Марцинкевича, стоял в районе нынешнего выхода из метро «Плошча Перамогі» со стороны гастронома «Шчодры». В 1830-е годы это были городские выселки, которые называли Захарьевской, или Статской, слободой. Тут поставили небольшие домики для минских чинуш. Место на самом деле неплохое: рядом Губернаторский сад, Свислочь, а до центра города 20 минут. Домик немного сыроват, но это вечная проблема минских жилых зданий.

Губернаторский сад, в котором любила прогуливаться и Камилла.

Тут и родилась Камилла Марцинкевич, дочка мелкого чиновника и впоследствии одного из самых крупных белорусских литераторов XIX столетия. Первый раз ее крестили в день рождения, 22 ноября 1834 года. Крестили только водой – маслом побоялись: девочка была очень слабенькой. Но Камилла прожила 64 года, половина из которых превратилась в нескончаемую борьбу.

В детстве Камиллу Марцинкевич называли и ангелом, и вундеркиндом. Взрослые лишь ахали «божественно!», отмечая, как невероятно талантлива эта маленькая девчушка. Ее игра на фортепиано в буквальном смысле завораживала.

Хрупкая муза литовского Минска научилась играть на фортепиано в пансионате своей крестной мамы Марии Монтегранди. Пансионат находился в районе нынешней улицы Ленина, не очень далеко от Губернаторского сада. Пансион славился далеко за пределами губернии: как пишет историк Валерий Поздняков, правительство даже давало неплохие субсидии на заведение. Немудрено, что и Камилла, и ее брат Мирослав стали одними из самых заметных юных дарований губернии и всего края.



БЕДНОСТЬ КАК ПОРОК

Когда Камилле исполнилось 8 лет, она уже давала концерты перед слушателями Вильни, Киева и Варшавы. Вот как вдохновенно и высокопарно пишет про концерт Камиллы и ее младшего брата Мирослава в Варшаве некто Сикорский для журнала Biblioteka Warszawska: «Два юных таланта появились у нас из тихого литовского Минска. Таланты настолько особенные, что в них проглядывает гений. Еще дети, а продвинулись в мастерстве игры на фортепиано до такого высокого уровня, что им не один взрослый позавидует. Недалек тот час, когда их имена начнет проговаривать та самая Варшава, которая так негостеприимно приняла их сейчас».

 

Камилла Марцинкевич – через десять лет она будет будоражить весь Минск.


Сикорский называет концерты Марцинкевичей в Варшаве провалом – посмотреть на юных литовских гениев пришло всего-навсего десять человек. «Мы еще не избавились от несчастного презрения к своему, – Сикорский как будто пишет про современных белорусов. – Нет в нас той родной любви, которая укрепляет слабые силы, поддерживает попытки, вызывает и награждает заслугу».

Музыкальная карьера юной Камиллы закончилась, так и не начавшись, – у родителей не было денег. В мае 1851 года Дунин-Марцинкевич пишет прошение на имя российского императора и просит за казенный счет устроить Камиллу и Мирослава в парижскую консерваторию. Ему отвечает цесаревич, будущий император Александр II: отказать.

В это время Камилла уже входила в театральную труппу отца, которая в 1852 году поставила первую белорусскую оперу «Сялянка». А чтобы как-то заработать на хлеб насущный, занималась преподаванием музыки. И в начале 1860-х даже организовала в Минске и Городке (недалеко от Молодечно) школы для детей бедноты. Позже создание этих школ назовут антигосударственной деятельностью.

 



ПЕРВАЯ ИКОНА СТИЛЯ

В 1858 году во время выступления в Минске уже император Александр II развеял все надежды местной шляхты, назвав Северо-Западный край «исконно русскими» землями – мол, ни о какой независимости не может быть и речи. Это был удар под дых, ведь местичи все еще надеялись увидеть свободным Великое княжество Литовское в конфедерации с Царством Польским.

А в 1861 году в Варшаве расстреляли мирную манифестацию – это был сигнал к началу сопротивления в Минске. Одной из ключевых фигур минского резистанса стала именно Камилла Марцинкевич. Судьба молодой минчанки была предрешена: для минчан Камилла была в буквальном смысле иконой, на которую молились, подражали и повторяли любое ее телодвижение.

Таких сейчас пафосно называют иконой стиля, трендсеттером или на худой конец лидером мнений. Как бы дико это ни звучало, но историю Камиллы интересно читать и с этой точки зрения.

В секретных донесениях полицейские чины называют ее просто: «Одна из главных минских патриоток девица Марцинкевич». Именно ей ставят в вину «патриотическую моду» на пение гимнов в костелах и общественных местах. Чтобы было понятнее: минчане, не в силах помочь варшавякам делом, стали поддерживать их духовно – пели патриотические гимны и песни.

Позже, когда российские власти запретили петь гимны, Камилла в знак солидарности и в память про погибших патриотов одной из первых в Минске стала надевать черное платье и шляпку. Ее примеру последовали сотни женщин края. Вскоре из-за массовости ношение траурных одежд, которое российские власти сначала рассматривали как непонятное чудачество, а позже как угрозу правопорядку, тоже запретили.

Звучит дико, но в Минске запрещали даже бумагу, в которую заворачивали посылки из Варшавы: губернатор подозревал, что под простую обертку маскируют недозволенные газеты.

 


Именно из-за песен, траурных костюмов и выплеснутого на голову губернатора Келлера урильника «главная патриотка» девица Марцинкевич попала в сумасшедший дом, который находился в монастыре базилианок. Впрочем, на лечении Камилла была недолго – минские власти не хотели новых волнений, а именно ими попахивало заточение девушки. Как вспоминают современники, к стенам старого здания второй больницы приносили цветы и требовали освобождения Камиллы.



КОНЕЦ ИСТОРИИ ДИВЫ

В 1863 году внимание следователей судебного отделения Виленского военного округа привлек групповой снимок, найденный при обыске квартиры-ателье знаменитого минского фотографа Антона Прушинского, задержанного по подозрению в связи с повстанцами. Как поясняет историк Владимир Орлов, четыре человека на фото были одеты в народные сюртуки и платья-«чемарки» – такую одежду носили повстанцы. Единственная женщина на снимке – Камилла.

 

 

Тот самый снимок, из-за которого была арестована Камилла.

В феврале 1863-го ее снова взяли под стражу. Основанием был донос российского солдата, к которому Камилла обратилась с просьбой продать оружие. Показательна в этом смысле формулировка в донесении губернатора: «Марцинкевичева обольщала и склоняла к передаче оружия». Революционерка-«обольстительница» – это было очень в стиле Камиллы.

Камиллу, которая активно участвовала в восстании 1863 года, арестовали и держали в Пищаловском замке (сейчас Володарка), куда приходили письма-признания в любви от руководителя минской повстанческой организации Кароля Станкевича.

В августе 1863 года из окна своей камеры она умудрилась бросить под ноги повстанцу Жмачинскому, которого вели на смертную казнь, букетик цветов. Минские власти, ошарашенные такой наглостью, выслали 29-летнюю Камиллу Марцинкевич по этапу в Сибирь, в город Соликамск.

 



ТИХАЯ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

До последнего времени было неизвестно, где провела остаток своей жизни одна из самых дерзких женщин Минска. Исследователи знали, что в ссылке Камилла вышла замуж за врача Казимира Осиповича. Вроде бы у нее было шестеро детей и последние годы она тяжело болела. Никто точно не знал, где она закончила свою жизнь.

Однако несколько лет назад студенты ЕГУ нашли могилу Камиллы и ее мужа Казимира в Вильнюсе. На улице Полоцкой на Бернардинском кладбище стоит отлично сохранившийся надмогильный камень, с одной стороны которого выбито имя мужа Камиллы, а с другой – ее.

Если будете в Ужуписе, обязательно найдите кладбище и на место II-77 принесите небольшой букетик – уж будьте уверены, «девица Марцинкевич» оценит такой подарок от земляков.

 


Если вам нравится рубрика «Мінск 1067», делайте репост статьи и не забывайте про хэштеги #сваё, #SamsungBelarus, #Minsk1067. Дзякуй!

 

 
РУБРИКУ «МIНСК 1067» МЫ СОЗДАЕМ ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ SAMSUNG ELECTRONICS*.
Кликните, чтобы подписаться на новости Samsung Беларусь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

Еще по этой теме:
Тест. В Минске какой эпохи вам бы жилось лучше всего?
Трудоголик, антисемит, коррупционер? Слухи и факты о «лучшем мэре» Минска, которые все настойчиво скрывают
9 фактов про одного из богатейших людей Минска, в честь которого хотят назвать сквер
поделиться