Минские пенсионерки об отдыхе за границей: «Лучше пускай будет сосед Толик-пьяница»

CityDog.by предложил пожилым дамам пофантазировать на тему того, куда бы они отправились путешествовать, будь у них материальная возможность.

ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА, 76 лет

– Нам государство дало 3 миллиона, куда мы, такие «миллионеры», поедем? Понятия не имею, в своей жизни почти нигде не была за границей. Только Крым и Кавказ. Один раз была в Гаграх, это Абхазия. Приехали, там цвели розы и магнолии, была красота неописуемая! Эти листочки, это всё! Я ходила просто обалдевшая. Но это длилось недолго, не больше пяти дней. Потом мне все так осточертело – и листики, и эти розы, было ощущение, что они уже ничем не пахли. В общем, я сидела и думала, как быстрее уехать домой, считала дни. И когда въехала в Минск, вокруг был такой запах березок – я подумала: как здесь хорошо! Очень люблю свой город. За границей, конечно, нравится, но домой хочется все равно.

Если бы я жила где-нибудь в Канаде, там, конечно, высокий уровень жизни. Но, к сожалению, я не видела этого и не могу этого понять. Мне кажется, что мне хорошо. Почему я сделала такой вывод? У меня была стиральная машина «Малютка», я всегда была ею довольна. Как-то приехал зять и привез автоматическую, а еще моющий пылесос. И я поняла: самое страшное было в том, что я не знала, насколько я нищая.

Сейчас я не думаю о путешествиях, только о здоровье – слава богу, что медицина у нас пока бесплатная. Здесь все свое. Представим, что меня дети увезли, например, в Америку. Я приехала – и что мне там делать? Поела, прогулялась, домой пришла, телевизор не посмотришь, потому что ничего не понимаешь. Соседей не знаешь. Лучше пускай будет сосед Толик-пьяница, зато я знаю его, я к нему привыкла и знаю все его фокусы. В общем, я пришла к выводу: «Хорошо там, где нас нет».

ИРИНА ИОСИФОВНА, 69 лет

– Если бы пенсия позволяла, я бы поехала везде и всюду. Я не была на Кипре, вот туда бы с огромнейшим удовольствием. За границей я много где была: и Франция, и Германия, ну, Польша вообще не считается. В молодости я много куда ездила, очень любила по Беларуси ездить, сейчас уже здоровье не позволяет переносить долгие переезды. До Англии я так и не добралась: уже и билеты купила, и визу открыла, но заболела.

Мне очень понравилась Германия: я изучала немецкий язык, поэтому было проще адаптироваться к окружающей среде, к людям. Прожили там с мужем 3 месяца, но никогда бы в жизни не переехала бы. У нас в Беларуси свой язык, свои люди, даже каждый кустик интересен. А там все чужое. Я все три месяца ждала, когда обратно вернусь, дома даже воздух другой. Где человек родился, туда его и тянет.

Пенсионеры, может быть, куда-то и поехали бы, но нам просто не позволяет наша пенсия. Мы еле-еле концы с концами сводим. Обидно: человек работает, около 40 лет стажа, а в старости с натяжкой надо жить. В молодости куда ездила, то и осталось в памяти, а в старости все уже о другом думают. Сейчас это даже неинтересно. И здоровье не позволяет. Мне год остался до семидесяти: все, о чем думаешь, это о том, как протянуть оставшееся тебе время.

ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА, 75 лет

– Я бы уже никуда не хотела поехать отдыхать, у меня дача, а работы на даче – море. Хотя если пофантазировать, то поехала бы в Тунис. Почему в Тунис, не знаю, просто так, хотелось бы посмотреть.

В молодости только на юг ездила: Крым, Сочи, еще в Прибалтике была. Меня всегда удивляла и радовала природа и люди. Отношение людей всегда было совершенно другое, все доброжелательные и отзывчивые. В Сочи вечером, часов около 11, пойдем гулять, а там частники пекут лаваши, приглашают нас, мы ходим, кушаем, отдыхаем. Тогда люди приезжали из всех республик. И в Беларуси все отдыхали, в наших санаториях – там можно было себе друга по жизни найти. Другое было время, конечно.

Мне и мужу один раз дали путевку в Абхазию, но мужа задержали на работе на неделю и он меня одну отправил. Прилетела я в аэропорт, а до города добраться нужно было. Стоит мужик и орет на всю улицу: «Гагры, Гагры, кому в Гагры?» «Мне в Гагры». Села в его машину, а он пошел других пассажиров искать. Тут я слышу, что-то тикает, присмотрелась, а счетчик бежит. Я подумала: вот козел, развести меня хочет! Быстренько вещички из багажника забрала и на автобус пересела. Хорошо было, вспоминать все это очень приятно, прекрасная была молодость. Где была возможность, там и были. Но сейчас уже тяжело, ноги болят, а ехать и сидеть где-то – это неинтересно. Уже не то, уже мы старухи.

ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, 65 лет

– Я много куда хотела бы поехать: Париж, Рим, Венеция, Греция. В Израиль хотела бы, на Мертвое и Красное море, но там очень жарко, сердце бы не позволило. А так я очень люблю Беларусь, люблю людей, белорусский народ.

У меня трудовой стаж 45 лет, а пенсия где-то 2 миллиона  конечно, мало, хотелось бы больше. Пенсия не позволит слетать на Карибы, в Канаду или на Сейшелы – да куда угодно! А жаль, я бы полетела, но пока нет такой возможности.

Когда я в комсомоле была, в 1975 году, ездила в Бельгию, Голландию, в Люксембург. Обратно нас Москва не принимала, была пурга, мы сидели в аэропорту в Стокгольме, пережидали. Тогда больше всего удивил город Алсмер, там был потрясающий аукцион цветов. Каждое утро из города английской королеве посылали 800 свежайших роз. Запомнилась Гаага, посольство Советского Союза, в Амстердаме – дом Рембрандта, в Антверпене – дом Рубенса. Тогда Брюгге занимал первое место по сохранению памятников архитектуры. Это неописуемые воспоминания и впечатления.

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА, 74 года

– Если бы у меня были деньги, я бы уехала в Прагу. Всю жизнь мечтала об этом городе. Хотелось бы пожить там дней 5–6, походить по всем этим улочкам, о которых пишут в художественной литературе.

За границу мы не ездили, потому что был занавес. Нас не пускали никуда, но если тебе уж так хотелось, то перед тем, как выехать в Европу, нужно было собрать несчетное количество документов, пройти райком, КГБ, милицию, тогда тебя чуть ли не на рентген ставили. Такая была идеология.

Но я успела поездить, хоть не по Европе, но почти по всем республикам Советского Союза: Молдова, Узбекистан, Литва, Латвия, Эстония. Тогда было дружелюбие, никто не боялся языкового барьера, единая валюта, было комфортно. Запомнилось много чего. В Узбекистане город Самарканд и его архитектура. Ташкент был очень красивый, он был после землетрясения, и весь Союз отстраивал город по новой, там даже был белорусский район.

В Украину часто ездим семьей отдыхать в Ужгород, очень европейский город, стоит на границе с Венгрией. Безумно красивый, и это единственный город в Украине, который абсолютно не пострадал после Второй мировой войны.

Тогда ничего не разочаровывало, а сейчас, наоборот, много чего расстраивает: как минимум отсутствие материальной стабильности. Не знаешь, что будет завтра, будешь ты бедным или богатым.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«С коренными не пересекались» – как наши бабушки становились минчанками