Один день с водителем мусоровоза

Один день с водителем мусоровоза
Ежедневно минчане выбрасывают тонны мусора: кто-то на газон, а кто-то в специальные контейнеры. CityDog.by провел целый день с человеком, который помогает поддерживать город в чистоте и порядке.

Ежедневно минчане выбрасывают тонны мусора: кто-то на газон, а кто-то в специальные контейнеры. CityDog.by провел целый день с человеком, который помогает поддерживать город в чистоте и порядке.

Рабочий день Андрея Сачука длится с 8 утра до 8 вечера. За это время водитель мусоровоза успевает проехать 140–180 км по городу и выгрузить мусор из 140 контейнеров.

Обычно рабочий день Андрея начинается в 8 утра, иногда – раньше. Чтобы проехать все точки и собрать мусор из всех контейнеров, водители могут стартовать с базы и в 6 часов, так можно успеть многое сделать до пробок. Но Андрей с утра занят ремонтом своей машины.

– Если машина ломается, то это простой, он оплачивается ниже, чем обычное рабочее время. Зато если помогаешь с ремонтом, получаешь 10% премии. Поэтому, конечно, все равно приезжаешь и делаешь, что можешь. На выезд мы поедем или на моем МАЗе, если его доделают, или на ЗИЛе – его как раз заканчивают ремонтировать.

Мы ждем, пока починят машину, но до полудня закончить с МАЗом так и не успевают, поэтому выезжаем на ЗИЛе постарше. Сегодня Андрей не будет выступать в привычной роли водителя – он будет показывать маршрут и помогать водителю ЗИЛа, своему тезке.

– Работаешь всегда на одной машине, с напарником. Три дня ты, три дня – напарник. Конечно, люди украшают кабины, как хотят, например, компакт-дисками. Могут ли они радар отражать? Так это нам не грозит: крейсерская скорость 60 км/ч, больше все равно не разгонишься.

– Перед выездом все водители получают список точек и маршрут, проходят доктора обязательно. Маршруты повторяются: у меня один в понедельник-среду-пятницу и другой во вторник и четверг. Раньше всегда ездили вдвоем: водитель и грузчик. Теперь водитель один. Хотя на некоторые маршруты отправляют двоих: во дворах, например, невозможно подъехать к контейнерам, грузчик помогает их выкатывать. Потому что, если сам будешь выкатывать, так и весь рабочий день пройдет.

Первая точка – магазин на ул. Скрипникова. Контейнеры стоят очень близко, их приходится растаскивать вручную. Дальше просто: зацепить контейнер подъемником, высыпать мусор в цистерну, внутри поровнять «ворошителем» и сжать прессом. Все управление – с помощью ручек, которые расположены снаружи машины.

– Весь маршрут отслеживается по GPS: куда едешь, где какие остановки делаешь. При разгрузке машина взвешивается, чтобы точно узнать, полная или нет. Загрузка – 4–5 тонн. Мусор, конечно, весь спрессовывается, уже нигде нет машин, в которые он просто засыпается. За день я обычно проезжаю маршрут дважды: из Колядич в сторону Ждановичей, на Северную свалку и потом обратно. Всего мне нужно проехать 97 точек, это 140 контейнеров. Как раз их за день и успеваешь собрать. Чтобы пораньше закончить – такого не бывает.

– Очень сложно, конечно, работать во дворах. Нужно протискиваться, искать какие-то проезды. Нельзя ведь, по правилам, стоять на той стороне, где дома. Но всем на это наплевать. Мы обычно стараемся объезжать машины, иногда выйдешь, стукнешь ногой по колесу, сирена завоет, прибегает хозяин: «Что вы мне тут по колесу стучите?» Спасибо бы сказал, что ГАИ не вызываем. ГАИ, кстати, действительно можно вызвать, минут за 15 приезжают, подцепляют и эвакуируют.

Целый день – задние дворы, мусорки и узкие подъездные дорожки. Андрей периодически выскакивает из машины, громким свистом сигнализирует напарнику, когда нужно притормозить, и показывает, как лучше развернуться. На улице тем временем совсем не жарко, мы мерзнем, а Андрей даже не застегивает куртку.

– Я всегда вот так, не застегнутый. На зиму выдают теплую одежду, штаны теплые. Так в них наоборот засыпаешь: пригрелся и спишь. А так: тут выскочил, там выбежал, что-то подвинул, наверх заскочил, что-то снял. Все время двигаешься, не успеваешь замерзнуть. Я и зимой так хожу.

Подъезжаем к одной из точек на ул. Притыцкого. Контейнеры завалены с верхом, но зато мусор аккуратно упакован в пакеты. Это помогает: один из контейнеров настолько старый, что разваливается при любой попытке его поднять. Пакеты перекладывают в соседний контейнер и все-таки забрасывают в мусоровоз.

– Мы сразу звоним администрации, чтобы они знали, что у них такой контейнер. Наша организация может взять его на ремонт, им дать взамен новый. Тут вообще всегда очень много мусора: казино, у них как гулянка какая – полные баки на следующий день. Очень сложный мусор вывозим с гаражей, тяжелый. А коробки, связки бумаги или строительный мусор мы не забираем: вторсырье нужно сдавать отдельно, а для крупногабаритного мусора вызывать специальную машину.

– У нас есть машина, которая ездит специально за баками для раздельного сбора отходов. То, что собирается отдельно, не сбрасывается в одну машину, все отвозят на переработку. Хотя наши люди все равно ленивые: три метра до обычного бака не пройдут, выбросят пакет в первый попавшийся контейнер. Зато у нас нельзя сказать, что во дворах совсем уж бардак, а на проспекте все идеально. Везде одинаково.

Еще пара точек – и машина заполнена, можно ехать разгружаться. Приезжаем на Северную свалку. Точнее, на полигон твердых коммунальных отходов «Северный».

– Раньше здесь бомжи домики строили, жили прямо наверху. Теперь уже нет, все домики снесли бульдозерами, хотя бомжи, конечно, остались. Ко мне как-то в машину двое попросились: «Подбрось вниз». Прилично одетые, я подумал, может, какие работники. А оказалось – бомжи.

– Хотя как «бомжи»... Рассказали, что живут по 5 человек в одной квартире, а остальные квартиры сдают. А зарабатывать они тогда могли (это еще до обвала рубля было) – по 300 000 руб. в день. Конечно, если не пить, а работать целый день. Они собирают сырье, которое принимают на переработку: металл, бутылки, пластик, бумагу. Причем сдавать можно прямо наверху свалки. Но наверху ценник один, очень дешевый, даже внизу уже раза в полтора больше, а в городе ту же бумагу можно в 3–4 раза дороже сдать.

Для тех, кто никогда не был на свалке, поясним: это действительно гора, созданная из бытовых отходов минчан. Под ногами все выглядит как очень грязное место. Но, по сути, это гора мусора, пересыпанного землей и утрамбованного. Пахнет тут соответственно. В ноябре, конечно, все не очень плохо. Но что на свалке творится летом – думать не хочется. 

Машина вскарабкивается вверх по скользкой дороге, выгружает мусор в любом месте, которое покажет кто-то из местных работников, и уезжает обратно. На свежевыгруженный мусор сразу набегают местные «кладокопатели» – просматривают отходы на предмет редких, ценных, полезных вещей.

– Иногда здесь очереди бывают от самого низа: на днях в 12 приехали и только в 3 часа разгрузились, такая пробка была. Ездить, конечно, сложно, очень скользко, а если чуть в сторону – непременно засядешь. Дернуть тот же МАЗ не каждая машина может. Было такое, что машина почти полностью провалилась, на следующий день только достали. А запах… Летом особенно. Или привезут, например, целую фуру просроченных яиц – вот тогда беда. А так еще ничего.

Назад съезжаем уже в сумерках. Пройден далеко не весь маршрут, ведь выехали на работу очень поздно. До вечера нужно успеть собрать мусор с нескольких точек, заехать разгрузиться на другой полигон и до 20.00 вернуться на базу.

Поставить машину, отметиться у диспетчера, принять душ, переодеться – и можно быть свободным.

– Бывает, что люди даже не видели никогда, как мусор вывозят. У меня был случай, когда взрослые дядьки толпой стояли и смотрели: не видели никогда такой машины. Работа тяжелая, есть даже надбавка за вредность. Но заработать можно: миллионов до 8, если на хорошей машине работать, выполнять больше нормы (тогда премия начисляется до 30% от зарплаты), ремонтировать машину опять же. А по солярке такие нормы впритык, что ничего никто не сливает, хоть бы хватило маршрут проехать».

В 20.16 у Андрея автобус домой, на него нужно непременно успеть. Завтра новый рабочий день, еще полторы сотни километров по городу и полторы сотни контейнеров мусора.

Благодарим компанию «Экология города»  и лично директора Виталия Михайловича Бровко, администрацию и сотрудников полигона твердых коммунальных отходов «Северный».

  

Еще по этой теме:
Один день с шеф-поваром
Один день с водителем «сотки»
Мінск у смецці
поделиться