Наш эксперимент: по Минску в 86 лет

Наш эксперимент: по Минску в 86 лет
CityDog.by продолжает проверять, насколько Минск удобен для жизни. В этот раз мы прогулялись по городу с 86-летней коренной минчанкой Анной Сулеймановной Трофимовой.

CityDog.by продолжает проверять, насколько Минск удобен для жизни. В этот раз мы прогулялись по городу с 86-летней коренной минчанкой Анной Сулеймановной Трофимовой.

Анна Сулеймановна прожила в Минске всю жизнь, как и ее родители, дедушки/бабушки и другие предки. Раньше наша героиня жила в центре города, а десять лет назад переехала в новую квартиру в спальном районе. 86 лет – непростой возраст для дальних прогулок, поэтому большую часть времени Анна Сулеймановна проводит дома или в своем районе, выбираясь в центр очень редко.

 

Лучшие продукты – в магазине с пандусом 

«У нас хороший дом, лифты есть и работают практически всегда, поэтому до первого этажа с шестого я доезжаю, – рассказывает Анна Сулеймановна. – А потом, понимаете, там совсем чуть-чуть нужно спуститься, но никаких перил нет. А мне ведь 86, голова кружится, могу просто на улице упасть. Такие ступеньки – это очень тяжело. Поэтому я спускаюсь аккуратно, по стеночке. А на улице так даже стеночки нет, потихоньку переступаю просто, не торопясь. И ведь странно: в соседнем подъезде есть перила, а у нас ничего нет».

Пятница, три часа дня. Выходим из подъезда и направляемся в магазин, который находится всего через три дома, на ул. Рафиева. Идти к магазину можно либо через пешеходную арку, либо по автомобильной дороге. Выбираем второй вариант – там меньше бордюров, лучше асфальт, а путь получается чуть короче.

«Я стараюсь выходить в магазин в такое время, когда машин поменьше, когда во дворе никто не ездит, – говорит Анна Сулеймановна. – Летом, например, было очень жарко. Я выходила, наоборот, или пораньше утром, или вечером. Но в это время как раз больше всего машин и по двору не пройти – страшно. А некоторые еще ставят машины на тротуар – без вещей я еще могу их обойти, а если с сумкой, то очень сложно. Ведь сойти с тротуара, например, на дорогу, а потом вернуться обратно – это все тяжело. Зато на улице тротуары хорошие, широкие, ходить удобно».

«Магазинов у нас около дома три. В том, что с другой стороны, отношение какое-то хамское. Есть еще один, но он дальше, до него нужно ехать на транспорте, поэтому я выбираю тот, что ближе, там и отношение самое хорошее. Еще к нему не так давно, но все-таки сделали пандус, поэтому я могу подняться нормально, есть за что держаться».

За фруктами и овощами – на рынок

Рынок находится меньше чем в квартале от магазина. Но для того чтобы к нему подойти, нужно перейти дорогу. Это настоящая проблема для пожилого человека.

«Переход дороги – это очень страшно. Я стараюсь переходить поменьше, лучше где-то пешком пройдусь, но не пойду на другую сторону улицы, чтобы подъехать 1-2 остановки на транспорте. Молодые водители мчатся, еще зеленый свет – а они уже поворачивают. А если переход большой, я просто не успеваю за зеленый свет перейти, меня пропускают, конечно, но это всегда опасно».

«На рынок хожу часто за продуктами, тут все удобно устроено, дойти можно без проблем. Но покупаю все поближе ко входу, чтобы не толпиться там, где людей очень много».

 

В поликлинике все удобно 

Поликлиника, в которую ходит Анна Сулеймановна, – большое семиэтажное здание на Рафиева. Около крыльца приличный пандус с перилами, а в самой поликлинике всегда работают лифты. В общем, пожилому человеку перемещаться достаточно комфортно.

 

Городской транспорт: «все качается и шатается» 

От поликлиники возвращаемся к дому на автобусе. До часа пик еще далеко, но транспорт все равно полон. Проехать нужно всего остановку, но даже она – типичный пример того, как для пожилого человека выглядит перемещение в транспорте.

«Я залезаю так: обеими руками хватаюсь за поручни на двери. Конечно, транспорт я не очень люблю, все качается и шатается, меня шатает… не могу. А еще столько хамства – все пищат, визжат, сквернословят. Это невыносимо. Места уступают, но далеко не всегда, а стоять, например, полчаса – очень тяжело. У меня была ситуация, когда я зашла в 53-й троллейбус, и все места были заняты, я стала около одного из парных сидений. Там сидели женщина и молодой человек. Ну как молодой, может быть, и не очень молодой, но мне во внуки годится. И вот женщина так извинялась, что не может мне уступить место, потому что у нее самой инвалидность и она не может долго стоять. А молодой человек все это слушал, но так и не встал. Так, конечно, не всегда, но места чаще почему-то уступают девушки и пожилые люди». 

«Я привыкла к квартире, к своему району, выезжаю отсюда редко. Люблю, например, в театр ходить, но сейчас это тоже тяжело – вижу плохо, вечером доехать куда-то совершенно невозможно, далеко идти пешком тоже не могу, поэтому с удовольствием хожу в Оперный (там совсем рядом остановка). Но только летом, когда вечером еще светло». 

Возвращаемся к дому Анны Сулеймановны. Напоследок она показывает нам, как обычно заносит домой пакеты: «Если я иду домой с продуктами, то ставлю сумку на одну ступеньку, поднимаюсь, переставляю и снова поднимаюсь. Потому что по-другому боюсь, что упаду и все уроню».

Вывод: Город не очень дружелюбен к пожилым. Но городская среда – это не только пандусы. Большинство проблем легко решается с помощью окружающих: уступить место, поднять сумки на крыльцо... Когда вы в последний раз видели минчанина, переводящего пожилого человека через дорогу? О том, чтобы не парковаться на тротуарах, помолчим.

 
 
ФотоCityDog.by.

Еще по этой теме:
Наш эксперимент: с детской коляской по Минску
Как выжить на первом этаже
«Сколько стоят кексики?» – «Решайте сами!»
поделиться