Наш эксперимент: можно ли ездить с велосипедом в общественном транспорте

Наш эксперимент: можно ли ездить с велосипедом в общественном транспорте
Перемещаться в Минске и пригороде с велосипедом теоретически можно в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и на электричках. И почти у каждого вида транспорта есть свои правила: где-то четкие, где-то не очень.

Перемещаться в Минске и пригороде с велосипедом теоретически можно в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и на электричках. И почти у каждого вида транспорта есть свои правила: где-то четкие, где-то не очень.

Помочь поэкспериментировать вызвался минчанин Никита. На велосипеде он катается исключительно для собственного удовольствия. Если есть необходимость переехать из пункта А в далекий пункт Б – крепит велосипед на крышу авто. Так что и для него наш эксперимент стал новым жизненным опытом.

Электрички

Для начала мы решили попробовать прокатиться на электричке. Тут с правилами провоза все просто: они красиво и четко изложены на сайте железной дороги. Вариантов два: ехать за деньги или бесплатно. Если вы не хотите разбирать велик, то просто говорите в кассе, что вам нужен билет на вас и на велосипед. Заплатите как за двоих пассажиров. После этого можете везти один велосипед в тамбуре электрички или сколько угодно велосипедов на специально предназначенных для багажа местах – они есть в первом и последнем вагонах старых электричек и в каждом вагоне через один либо в первом вагоне новых электричек.

Если же велосипед сложить и уложить в специальный чехол – то везти его можно совершенно бесплатно, как в электричках, так и в пассажирских поездах. В последних, кстати, велосипед можно удобно сложить на третью, багажную, полку, где обычно лежат матрасы. Есть вариант платно везти собранный велосипед в багажном вагоне. Но в каких поездах в последнее время вы видели багажные вагоны? Мы заплатили за велосипед и спокойно загрузили его в тамбур. Возмущений не было.

Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай

В Москве этой весной в наземном транспорте объявляют, что провоз велосипедов разрешен, и желают удачного велосезона. Наш Минсктранс до таких аудиооткрыток пока не дошел. Более того: накануне мы никак не могли найти четких правил провоза великов в транспорте – в итоге позвонили на горячую линию.

К сожалению, насчет велосипедов сотрудники Минсктранса ничего не знали; где почитать – подсказать не смогли, того, кто знает, не посоветовали. Тогда мы стали внимательно изучать нормативные документы и нашли там постановление Совета Министров «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Там прописано, что провоз крупногабаритного багажа (более180 см по сумме трех измерений) возможен только в багажных отделениях. А раз в городском транспорте багажных отделений нет – то и с велосипедом в автобусы нельзя. Мы на всякий случай проверили: длина, ширина и высота велосипеда в сумме дали около 3,5 метров.

Решили все-таки попробовать зайти в полупустой трамвай с кондуктором. И – никаких проблем. Кондуктор сказал, что с велосипедом в трамвай можно, но только если народу немного. А заплатить придется в двойном размере.

В автобусах и троллейбусах по нашему маршруту было как-то много людей, поэтому мы решили попробовать разобрать велик и загрузить в более компактном виде. После складывания вел все равно не влазил в нормативы – получился где-то 240 сантиметров по сумме трех измерений.

Троллейбус мы снова выбрали с кондуктором. Пробили второй талончик на велосипед – и встретились с искренним недоумением. «А зачем еще один талон? На ваш пакет? А что в нем? Велосипед? Как интересно! Какой-то он большой для велосипеда. Как замечательно, что бывают чехлы для велосипеда! А то иногда заходят, стоят, обходи их, чтобы не вымазаться… Я никогда не выгоняю людей с велосипедами, только пьяных выгоняю», – охотно поделилась впечатлениями кондуктор.

В автобусе кондуктор нам не встретилися, пассажиры и водитель против велосипеда в чехле тоже ничего не имели. Вывод: возить велик в не сильно заполненном транспорте вполне возможно, хотя и запрещено. Вы как пассажир обязаны «не провозить в салоне крупномерной ручной клади». А водитель или кондуктор «имеют право» отказать вам в поездке. Но имеют право – не значит обязаны. То есть могут и разрешить вам проезд, если вы никому не мешаете.

Метро

В правилах пользования метро есть пункт, разрешающий провоз пары лыж в чехле или детского велосипеда. А вот про взрослые велосипеды ничего не сказано. Зато есть пункт о том, что за отдельную плату можно провозить поклажу, размеры которой превышают 120 см по сумме трех измерений. Но не превышают 200 см. Наш велосипед явно был больше 200 см (240, мы же померяли).

Понадеявшись, что на глазок разницы никто не заметит, мы зашли в метро. И сильно удивились, когда дежурная на станции, увидев нас, быстро куда-то позвонила, а потом вышла навстречу, вооружившись рулеткой!

Вердикт однозначен: предмет больше 200 см– езжайте наземным транспортом, ребята. Мы не очень аккуратно складывали велосипед: сняли только одно колесо и седло. Если снять оба колеса и педали, то попасть в норму совершенно реально.

Итог: Провезти велосипед в собранном виде можно в электричках всех видов; нельзя, но все равно можно в не сильно заполненных автобусах, троллейбусах и трамваях и скорее невозможно – в метро. Чехол и снятое колесо облегчает транспортировку.

«Мне кажется, что возить велосипед в общественном транспорте вообще не стоит, – суммирует Никита. – Все-таки сложно не выпачкать других пассажиров, никому не мешать, искать пустой транспорт. В крайнем случае можно воспользоваться чехлом: сложить туда велик – это дело пары минут. Очень хочется, чтобы все велосипедисты были адекватными, не мешали людям и не портили общее впечатление о любителях кататься на велике».

Где взять чехол на велик?

Есть три простых способа раздобыть чехол. В магазинах их почти не купить, зато можно:

1. Поискать на poehali.net ребят, которые шьют удобные чехлы под заказ. Стоит это недорого, чехол можно использовать многократно, в сложенном виде места он почти не занимает.

2. Сделать хороший чехол самому: для этого достаточно четырех метров любой прочной ткани и немного швейных навыков. Сшить можно, например, вот по этой фотоинструкции.

3. Взять пару метров плотной пленки и скотч. Разобрать велосипед. Замотать пленкой и скотчем. Одноразовый чехол готов. Кондукторов и проводников он обычно вполне удовлетворяет. Для недлинных поездок на электричке функцию чехла успешно может выполнить старая простынь, накинутая на полуразобранный велосипед и зафиксированная веревочками или скотчем.

 Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Наш эксперимент: с детской коляской по Минску
Наш эксперимент: как мы искали туалет в метро
Наш эксперимент: где быстро купить билет на поезд?
поделиться