Культурные люди о некультурном Минске: «Минчане живут в городе как на вокзале»

Культурные люди о некультурном Минске: «Минчане живут в городе как на вокзале»
Люди, которые пытаются менять Минск, не устают повторять: «Бьешься как муха о стекло – в этом городе никому ничего не нужно».

Люди, которые пытаются менять Минск, не устают повторять: «Бьешься как муха о стекло – в этом городе никому ничего не нужно».

Мы выслушали всего лишь два пессимистических мнения о том, чего не хватает городу, чтобы превратиться в место для людей. Безусловно, уже сейчас вы можете начать негодовать: «Да кто эти люди, чтобы учить нас?». Но вместо этого успокойте свое эго и подумайте, как вы можете изменить Минск.

«Минчанам неинтересно, что происходит вокруг них»

Дина Данилович – фотограф родом из Витебска, куратор нашумевшего фотопроекта «Анатомия». Впрочем, нашумевшего в слишком узких кругах. Девушка уверена, что внутренняя культура минчан очень низкая – и перепрыгнуть этот уровень нереально. 

– Когда мы приехали в Минск из Витебска, оказалось, что местные не в курсе событий, которые проходят в городе. Мы изучали все тумбы, все объявления, чтобы знать обо всем происходящем. В 90-х Витебск тоже был очень активен, но в Минске было иначе. В то время культурные проекты вообще отличались – в них было очень много искренности, тяги к переменам. А теперь это часто конъюнктурные акции и темы, просто попытка соответствовать контексту. 

В Минске ты замыкаешься на своей зоне комфорта. Но комфорт в городе – это, прежде всего, инфраструктура. В Варшаве, например, ты понимаешь, что все для тебя, горожанина. Это шезлонги в парке, которые никто не ломает, ты на них лежишь, слушаешь джаз, пьешь вино, вокруг павлины ходят. Это автобусы, которые ездят секунда в секунду. Уровень приглашаемых артистов, людей, которые участвуют в муниципальных инициативах. 

История города – не самое важное, но все же. Она может работать, только если здания не превращаются в очередной мавзолей, а живут, обживаются заново, заселяются художниками, культурными активистами. А у нас нет отношения к городу и его истории как к частному пространству, рассказу о нас. Многие горожане живут на съемных квартирах, в которых ничего не могут изменить, из которых их в любой момент могут выгнать. С этого и начинается равнодушное отношение к городу. Когда нет ничего своего важного на частном уровне, нет уважения и к общественному. 

В итоге нет и коммуникации между разными сообществами. Хорошо, что появляются инициативы, которые объединяют разные тусовки. Как Jam Market, FSP. Может быть, если таких событий будет больше, будет больше общения между людьми. А сейчас часто кажется, что людям ничего не нужно. Есть хорошие локации, есть голод до событий, но мероприятий крайне мало. Понятно, что мы всего боимся. Все – от чиновника до пешехода. Но с этим страхом справляться просто: тебе лично не хватает какого-то события – идешь и делаешь. Для себя, для друзей. Пойдет – отлично. Не пойдет – зато ты получил удовольствие, вышел из норы на свет. Это в целом правильный подход – делать то и так, как тебе кажется правильным, не думая о каких-то абстрактных людях и их оценке. 

Но мало кто решается. Люди живут в Минске как на вокзале. Зачастую ничего не делают здесь, потому что потребляют (культуру, события, общение) в других городах – куда позволяет добраться виза. В итоге складывается ощущение, что все, что здесь, – не прикольно, а все лучшее – где-то там.

Мы все как бы отгораживаемся от действительности, замыкаемся на себе и своей активности, работе. Правда, в итоге это приводит к тому, что статусность становится важнее действительности. Так, минские художники не ходят на выставки других горожан. Но на «своих» или приезжих иностранцев ты обязан ходить, чтобы быть в контексте. Это просто вопрос внутренней культуры. Может, это и звучит пессимистично, но мы имеем дело с тем уровнем, который есть, и не перепрыгнем его. Минчанам неинтересно, что происходит вокруг них. В итоге нет развития, ничего не меняется. Темы одни и те же. 

Разница между столицей и «провинцией»? Она точно есть. Там другое время. Хотя это тоже наследие советской реальности. Когда все важное происходит в столице, все деньги в столице. Витебск в свое время держал марку, но там на другом уровне происходит контакт между людьми: университеты сотрудничали в проектах, преподаватели и студенты – коллеги и сотрудники. Само общение строится на уважении и свободе коммуникации. 

Определенно у нас нет сформированной городской культуры, но ведь и горожане не вкладываются в развитие Минска. Каждый точно может что-то делать для себя и просто потому, что хочется, потому что это важно. Да, это не касается больших решений. Но это пока и не станет политикой города, необходимо это понимать. До определенного уровня каждый может делать что-то посильное, если хочет что-то изменить. Именно с этого желания «что-то изменить» и начинается городская культура.

 

«Культура Минска сейчас – мелководье. Здесь некуда нырнуть» 

Минчанин Юрий Иванов – искусствовед, арт-критик, автор радиопрограммы «Двое в городе». Много лет он наблюдает одно и то же: минчане совсем не общаются между собой. А без этого не может возникнуть ничего путного, в том числе и Минска. 

– Насколько люди чувствуют друг друга – вот что делает город живым. Есть книга Петра Вайля «Гений места», она о том, что в любом городе может быть то особенное, что помогает ребенку вырасти в творца, гражданина созидающего. В Минске такого гения места нет. Люди безучастны, трудно идут на контакт. Нам не хватает саморазвития, зрелости. 

Ведь у нас практически нет мест для тусовки молодежи. Есть места встреч, но нет мест для бесед, для движения мысли. А начать нужно с восполнения знаний о городе. Как, что происходило в городе раньше. Иначе город не станет домом. Те же «англичане», которые разрабатывали бренд Минска, ведь начали с самого правильного и простого: они хотели профильтровать воздух Минска. Как он пахнет, что здесь важно для самих горожан. Но вскрылась проблема: люди не готовы к неожиданным ситуациям, вопросам, диалогу. Сама эта настороженность – не часть городской культуры. Люди не осознают самого простого: у них есть право влиять на жизнь города на всех уровнях. Наше гражданское общество несостоятельно, в итоге город живет по законам бюрократии. 

Даже конфликтные ситуации, которые могут возникать между чиновниками и горожанами, – это уже хорошо! Это и есть питательная среда для роста гражданского самосознания, именно в ней могут возникнуть новые идеи, опыт диалога, самоорганизации. 

Мы ездим в другие города, другие страны. Но, возвращаясь домой, продолжаем жить по инерции, не реализуя новый опыт здесь. А все потому, что люди сами себя не осознают. Они работают, зарабатывают деньги, но не общаются. «А что мне это даст?» – частотный и опасный вопрос, который лишает людей амбиций, желания что-то менять. 

В итоге в городе нет ничего необычного, странного. А ведь любое необычное пребывание в городе возникает из контекста: влияние других культур, приезжих, мест. Нам необходимо заводить эту закваску, завести в городе интересного человека, который захочет жить не плоско. Культура Минска сейчас – мелководье. Здесь некуда нырнуть, нечего обнаружить. Выходишь из дома и понимаешь: здесь не будет никакой встречи. Простой пример: на эскалаторе в метро спрашиваешь в шутку у стоящего перед тобой: «Вы выходите здесь?» И люди не знают, как реагировать на это. Нет включения, нет драйва откликнуться на неожиданность. Для них город – это набор мест, куда они ходят по необходимости: парикмахерская, дом, работа. И они не хотят что-то менять. 

И опыт других культур берется не обязательно из прямого столкновения, путешествий. За историей стоят образы, культурные коды. У нас это забрали, и сами мы не добираем ниоткуда – не читаем, не интересуемся, не общаемся. Всякий знает законы физики, но Эйнштейном может стать только тот, кто мыслит образно, кто культурно подготовлен к открытиям, знает об искусстве мысли. 

Опять же со школьных времен у нас отбивают способность к диалогу. Можно говорить только по очереди, только когда разрешат. Но и родители не проявляют инициативы, не мыслят себя частью системы, частью процесса образования. Любые муниципальные, бюрократические инициативы принимаются просто как факт. 

Люди не интересуются друг другом. Нам неинтересен человек сам по себе. Это видно на уровне опросов: нет интереса к людям старшего возраста, к зрелому человеку, а это тоже показатель зрелости общества. Нет обмена опытом, знаниями, интересами. Есть только утилитарный интерес: заработок, замужество, связи… 

Вы заметили, что в Минске исчезли городские сумасшедшие? Когда нет юродивых, город вымирает, вычищается, стерилизуется. Город не живет полной жизнью. Это чистота, в которой не зародится никакая культура, – это чистота извилин, а не улиц. 

Участие муниципальных властей необходимо, но человек должен сам понимать важность частной территории и личного пространства. Мы все еще не научились принимать критику. В ответ на попытку обсуждения слышим: «Не ваше дело!» Мы не умеем сотрудничать, взаимодействовать. 

Но есть теория малых дел: кто-то сделал хороший портал, кто-то организовал выставку, кто-то взял на себя ответственность за свой двор. Чем больше людей, которые понимают, чего они хотят от себя, от среды, тем больше действий – малых, больших, которые формируют городскую культуру. Ведь город живет не бизнесом, город развивают мечтатели и романтики. 

Начать можно с самого малого: понять свою личную человеческую ценность. Делиться библиотеками, а не собирать все ценности – книги, музыку, статьи – в стол. Все, что нам нужно, – делиться, взаимодействовать друг с другом, разговаривать, мечтать.

 

 Фото: CityDog.by.

Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь. 

Еще по этой теме:
Скажите: каких культурных событий не хватает в Минске?
Как сделать Минск по-европейски красивым
Минский этикет: гайд для минчан и «понаехавших»
поделиться