Не беспокойтесь за оргазм: онкопсихолог отвечает на важные вопросы про секс после рака (здоровым тоже будет полезно)

Не беспокойтесь за оргазм: онкопсихолог отвечает на важные вопросы про секс после рака (здоровым тоже бу...
Секс – это не только пенетрация, а более широкое понятие, которое включает в себя ласки, объятия, поглаживания, мастурбацию. Это важно, потому что пенетративный секс у некоторых пациенток будет тяжело реализуем.

В начале октября мы провели мини-интервью с польским профессором Кшиштофом Новосельским, потом он прочел лекцию для белорусов – делимся конспектом.
Полную запись лекции можно смотреть здесь.
Лекция со следующим экспертом будет уже в эту субботу (регистрация здесь).

Если пропало желание, то не беспокойтесь за оргазм – гормоны контролируют желание, мозг контролирует оргазм

Секс – это не только пенетрация, а более широкое понятие, которое включает в себя ласки, объятия, поглаживания, мастурбацию. Это важно, потому что пенетративный секс у некоторых пациенток будет тяжело реализуем.

Удаление яичников ведет к тому, что в организм не поступают эстрогены, поэтому отсутствует естественный механизм вожделения. Такие хирургические манипуляции, как сокращение влагалища или ограничение количества сосудов в районе детородных органов, сказываются на сокращении механизма возбуждения.

За оргазм отвечает центральная нервная система, нейрогормоны, нейротрансмиттеры, эндорфины, за которые ответственен мозг, поэтому сфера оргазма будет в меньшей степени затронута хирургическими и прочими манипуляциями.

Когда больше шансов на сохранение отношений, если один из партнеров становится онкопациентом?

Возьмем пару в процессе развития отношений: страстный период продолжается от 3 до 4,5 лет, и внутри этого периода начинает расти и усиливаться тенденция к интимности (пара перестает стесняться друг друга). Примерно через два года после начала отношений начинает падать страсть, но одновременно повышается ангажированность, увлеченность – когда люди больше доверяют друг другу, больше полагаются друг на друга. Именно на этом этапе люди начинают совместно брать кредиты – как показывает практика, ничто так не объединяет людей, как наличие общего кредита.

Это необходимо помнить, когда мы имеем дело с парой. На начальном этапе, когда кипит страсть, болезнь может привести к распаду отношений. А если болезнь придет на третьем этапе (ангажированности), то больше шансов на сохранение отношений.

Сексуальное удовлетворение не равнозначно оргазму, но подразумевает коммуникацию

С появлением возбуждения и вожделения мы получаем сексуальное удовлетворение, что не равнозначно оргазму. У многих пациентов после оперативного вмешательства возбуждение может отсутствовать, но они должны понимать, что возбуждение не стопроцентная предпосылка для удовлетворения. Когда пациентки это понимают, они начинают стремиться к половому акту, зная, что даже без возбуждения в итоге их ждет награда в виде удовлетворения.

У мужчин тоже не все идеально. На сексуальную способность влияют разные факторы: социальный контекст, желание, лечение, которое прошел пациент, состояние организма и очень важный фактор – коммуникация с партнершей. В отсутствие налаженной коммуникации будет очень тяжело или невозможно добиться полового удовлетворения.

Когда партнерша больна онкозаболеванием, коммуникация между партнерами нарушается, партнерша не желает секса. У партнера нередко нет охоты на эту тему общаться, и отсутствие налаженной коммуникации зачастую приводит к нарушению отношений. Наша задача в таких условиях – в том, чтобы наладить коммуникацию между партнерами.

Если мы не поможем пациентке справиться со страхом, она будет бояться неизбежной боли, воспринимать как опасность любое прикосновение к ее телу – это ведет к возникновению сверхчувствительности. Она будет отчуждаться от любых интимных отношений в страхе перед болезненными ощущениями, от близких социальных контактов. На этом этапе нужно направить пациентку к онкопсихологу.

Реалистичный взгляд на секс – это как?

Мы находимся под постоянным обстрелом со стороны СМИ, которые показывают веселые картинки удачного секса, который непременно завершается оргазмом, – это просто нереально, и в этом необходимо отдавать себе отчет. Удовольствие столь же важно, как и сам процесс. Безукоризненного, совершенного секса не бывает – как не бывает 100% эффективных противозачаточных.

Помните, что «здоровая жизнь = хороший секс»: для хорошего секса человек должен быть силен физиологически. Еще одна основа хорошего секса – это релаксация.

Пара – это интимная команда. Инициатором секса может выступать как мужчина, так и женщина (и роли могут меняться на разных этапах).

Как сохранить отношения? Нужно научиться отбрасывать навязанные самим себе роли

Если болезнь застала партнера в молодом возрасте, то диагноз прерывает «медовый месяц», и партнер заболевшего начинает понимать, что все уже не будет как раньше. Партнер испытывает чувство попадания в раковую тюрьму, не знает, когда эта ситуация кончится, теряет чувство безопасности – не распадутся ли партнерские отношения?

Партнерша начинает испытывать чувство, что не заслуживает здорового партнера, и примеряет новую роль – пациентки. У партнера – чувство вины за то, что сам здоров, и новая роль – «опекун». В итоге мы получаем отношения, похожие на отношения «врач-пациент».

Нужно научиться отбрасывать навязанные самим себе роли, чтобы по-прежнему быть сексуальными партнерами. Если не преуспеть в этом деле, то пары начинают удаляться друг от друга, и в конечном итоге их отношения могут распасться.

Что должны делать врачи? Поднимать этот вопрос

Лишь 25% врачей затрагивают тему сексуального здоровья. При этом 82% пациентов хотят разговора о сексуальности и 71% считают, что врач не в состоянии здесь помочь, а 64% говорят, что врач так и не начал разговор о сексуальной жизни.

Пациентки доверяют своему доктору – если они видят, что он эту тему не затрагивает, то для них это сигнал, что тема секса совершенно нерелевантна, не важна, не имеет для них никакого значения и ее нужно просто избегать.

80-летний врач с 30-летним стажем может быть крутым профессионалом с огромным опытом, но в области онкосексологии его знания могут быть недостаточными. Он может даже не знать, куда направить пациента с этим запросом.

Чем больше онкоцентр, тем более он адаптирован, чтобы работать по этой тематике.

Как спрашивать «про это»?

Главное, чтобы этот вопрос не был общим: как у вас там с сексом, хорошо? Собеседник может ответить «да» или «нет», и все на этом. Вопрос должен быть конкретным: «Какие изменения произошли?»

Существуют негормональные виды лечения, которые помогут разобраться с проблемой. Если пациентке неловко, то можно предложить оставить этот вопрос на время, когда она будет лучше себя чувствовать.

Стоит привлекать к терапии и партнера – это укрепит отношения между ними, откроет дорогу к компромиссу, если возникли конфликты.

Важно: секс у людей с онкозаболеваниями выглядит так же, как у людей без онкозаболеваний.

Лайфхак, чтобы избежать болевых ощущений во время пенетративного секса

Если любите doggy style, но боитесь болевых ощущений – между партнерами можно расположить подушку, чтобы пенис не проникал до конца. Обязательно пользоваться смазкой, расширять репертуар сексуальной активности, сосредотачиваться на удовольствии. Упражнения Кегеля могут помочь научиться расслабляться.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: unsplash.com.

поделиться