«Всем смешно – вам не смешно». Как определить, что вам пора к психологу

«Всем смешно – вам не смешно». Как определить, что вам пора к психологу
Психолог Инна Саленикович рассказывает о том, как отличить депрессию от «мне грустно» и что делать, если вам кажется, что все вокруг плохие, а вы – д’Артаньян.

Психолог Инна Саленикович рассказывает о том, как отличить депрессию от «мне грустно» и что делать, если вам кажется, что все вокруг плохие, а вы – д’Артаньян.

 

«БЕГИТЕ К СПЕЦИАЛИСТУ, СЕРЬЕЗНО»

– Как бы дико это ни звучало, но в нашей культуре вообще не принято следить за психоэмоциональным состоянием. В этой ситуации вопрос «Ты что, псих, раз идешь к врачу?» вполне закономерен. Но психологи – это специалисты, работающие со здоровыми людьми, у которых просто в данный момент какие-то сложности или сильное желание изменить свою жизнь.

В целом лучшее лечение – это профилактика. Тем, кто работает в профессиях «человек-человек», я бы настоятельно рекомендовала общаться с психологом регулярно.

Говорить о том, что определенная проблема действительно существует, можно тогда, когда подавленное, раздраженное, угнетенное состояние является доминирующим более двух недель. Плохое настроение три дня подряд – неприятно, но с кем не бывает. Если в дополнение к продолжительному унынию вас часто мучают тревога, страх, неуверенность в себе, злость, чувство вины, обида – это верный признак, что с проблемой самостоятельно вы пока не справляетесь.

Если вы постоянно попадаете в одни и те же неприятные ситуации с совершенно разными людьми или же никак не можете наладить отношения ни в одной из сфер: в семье, с друзьями, на работе, – не стоит заниматься самоуничижением, вам просто нужна помощь. Любые зависимости, от социальных сетей до психотропных веществ, уж точно не говорят о стабильном эмоциональном состоянии.

Как только подключается физиология, расстройство переходит в более тяжелую форму. Один из самых явных признаков – нарушения сна: бессонница, тяжелые пробуждения при достаточном количестве сна или же наоборот ­­– «вскакивания» в 4-5 часов утра, даже если лег всего за пару часов до этого. Особенно часто подобная проблема встречается у людей в депрессии.

Причиной частых болезней могут быть психологические проблемы, особенно если их пик приходится на стрессовые ситуации: вам нужно идти на собеседование – вы болеете, экзамены – вы болеете, проверка на работе – то же самое. Впоследствии, если не бороться с первоисточником, заболевания могут стать хроническими.

Важным индикатором является и сексуальная сфера. Вы перестали получать удовольствие от близости, не испытываете сексуального влечения на протяжении нескольких недель или вас преследуют болезненные сексуальные фантазии – вот и еще один «звоночек» от вашей психики.

Может создаваться общее впечатление, что жизнь застыла на месте и вы вместе с ней – так тоже быть не должно. Если вы заметили у себя хотя бы один-два из вышеперечисленных признаков – бегите к специалисту, серьезно.

Если затронуто физическое состояние, скорее всего, понадобится медикаментозное вмешательство, потому что это уже невроз. На более ранних стадиях, пока есть только настроенческие проявления, опытный психолог справится и без лекарств.

 

«Я ХОРОШИЙ, ВСЕ ПЛОХИЕ»

Перманентный стресс – это бич нашего времени, но в то же время плата за научно-технический прогресс. Сейчас происходят фундаментальные перемены в мире, быстро адаптироваться под которые человек просто не успевает.

Мы постоянно находимся под информационной бомбежкой, которую очень сложно переварить, поскольку, как правило, она порождает такие чувства, как злость, зависть, обида. К тому же большинство людей не способны безболезненно обработать тот объем информации, который получают ежедневно, происходит перегрузка.

Выйти из этого потока невозможно, но мы можем дозировать его влияние, просто ограничивая себе доступ к СМИ и социальным сетям.

Поглощая всё большие порции информации, человек пытается заполнить внутреннюю пустоту. Ее появление связано с кризисами смысла жизни. Если раньше, в период главенства религиозного мышления, люди думали, что стоит стремиться к праведному образу жизни, чтобы попасть впоследствии в рай, то теперь вопросы, как следует жить и почему, остаются открытыми.

Ко всему этому добавляется нестабильная политическая и экономическая ситуация – и идеальные условия для перманентного стресса готовы. Но человек не был бы человеком, если бы не умел адаптироваться к меняющимся условиям.

Есть такое понятие – гибкое творческое приспособление, психологическая устойчивость на ее основе и строится. Но творческое – это не «арт», не рисовать и не писать стихи. Это значит с фантазией и разными способами. Помогает разнообразие видов деятельности: в жизни обязательно должны присутствовать физические нагрузки, активные формы отдыха, живое общение, близкие отношения. Если все будет сбалансировано, влияние внешних факторов снизится.

У каждого есть определенные детские психотравмирующие ситуации, багаж которых мы всю жизнь с собой везем, да и вообще, людей без проблем не бывает. Но это не значит, что у всех должны возникнуть какие-то расстройства, всё зависит от степени интенсивности переживаний и умения с ними справляться.

Можно бесконечно говорить себе «справлюсь сам», но зачем тратить лишнее время и силы, если можно пойти к специалисту и облегчить и ускорить этот процесс?

Мне кажется очень верной мысль о том, что здоровое психологическое состояние – это понимание того, что «я хороший, но и другие хороши». Как только появляется восприятие «я хороший, все плохие» либо «я плохой, все хорошие», возникают проблемы.

«РАНО ИЛИ ПОЗДНО СИТУАЦИЯ РВАНЕТ»

Человек – это биосоциальное существо. Нельзя отрицать присутствие биологической основы характера – темперамента. Если вы сангвиник, достаточно жизнерадостный, легко все воспринимающий человек, частое состояние уныния заставит насторожиться. Если вы меланхолик, то грусть вам более свойственна, но это не значит, что на нее не нужно обращать внимания: чувствовать себя грустным и чувствовать себя несчастным – это не одно и то же.

Кстати, излишняя «радостность» тоже показательна. Скорее всего, человек подавляет свои истинные эмоции, применяя такой механизм психологической защиты как отрицание. Но рано или поздно ситуация точно «рванет». Вы же не «на колесах», чтобы быть перманентно позитивным.

Ситуации бывают разные. Когда умер близкий человек, говорить «да, всякое бывает, все мы смертны» не здорово. Горевание никто не отменял, есть определенные этапы, которые должен пройти каждый. Однозначно, после травмирующей ситуации, будь то смерть близкого или развод, следует обратиться к специалисту.

Когда мы не решаем внутренние трудности, делаем вид, что все забыто и пережито, тело начинает говорить нам: «Стоп, это ложь», – и мы болеем. А как мы можем с чем-то справиться, если не хотим с этим разбираться?

Общественное сознание сейчас повернуто на том, что человек должен быть сильным, бесконечно загруженным и все свои проблемы уметь решать сам. Поэтому мы такие больные! Когда человек ломает ногу, ему нужна палочка, чтобы служить ему опорой какое-то время. Но это не значит, что он не умеет ходить! И тут та же ситуация: где-то что-то поломалось, и нужен «костыль», чтобы опереться.

Огромное количество проблем связано с перенапряжением. Психологи используют аналогию с вождением автомобиля, чтобы описать три наиболее распространенных способа реагирования на стресс.

«Нога на газ» – вы «кипите», постоянно возбуждены, не можете усидеть на месте, даже когда очень устали. «Нога на тормоз» – вы закрыты для окружающего мира, проявляете очень мало эмоций и энергии. «Нога на обеих педалях» – вы одновременно напряжены и скованны. Человек выглядит парализованным, но внутри он «горит». Узнали себя? Проблему нужно решать.

Конечно, можно попытаться справиться самому, рецепт простейший: полноценный сон, отдых, спортивные упражнения, общение, в том числе и задушевные разговоры. Не сработало – все-таки доверьтесь профессионалу.

 

«ДЕПРЕССИЯ ЭТО СОВСЕМ НЕ О ТОМ, ЧТО МНЕ ГРУСТНО»

Стоит прислушиваться к мнению окружающих, когда они говорят о резких переменах: «Ты сильно изменился, с тобой теперь тяжело общаться, ты стал конфликтным, замкнутым». Желательно ненавязчиво узнать мнение как можно большего количества людей, связанных с разными сферами вашей жизни.

Если они подмечают одно и то же и это объективно влияет на качество отношений, значит, надо что-то делать. Человек сам может этого не замечать, потому что, когда он уже болен неврозом, картина мира искажается, и он не может адекватно оценивать свое состояние.

Понятно, что если родители, не понимая занятий своего взрослого ребенка, твердят, что он больной на всю голову, это совершенно другое. Это можно сравнить с видом психологического насилия, который называется газлайтинг, когда тебя постоянно убеждают в сумасшествии и с течением времени ты начинаешь сам в это верить.

Люди используют помощь посторонних только в крайних случаях. Во-первых, потому что им стыдно признать свою несостоятельность. Во-вторых, срабатывает бессознательный страх сумасшествия, который, как и страх смерти, присутствует у каждого. В-третьих, действует боязнь общественного осуждения. В-четвертых, на конкурсе антидепрессантов все еще лидирует водка.

Но сейчас в Минске так много анонимных групп, телефонов доверия – пользуйтесь, на учет не поставят. Да даже во всех территориальных центрах вам окажут бесплатную помощь.

Я всегда так злюсь, когда без причины говорят: «У меня депрессия». Это достаточно серьезное расстройство, которое переносится очень тяжело. А женские журналы советуют съездить в отпуск или сходить на шопинг. Ребята, это не про депрессию однозначно! Депрессию нужно лечить, почти всегда требуется медикаментозное сопровождение.

Депрессию можно описать попсовой фразой «у меня украли радость»: вас не волнует и не трогает то, что волновало раньше, любимый фильм больше не прошибает на эмоции, всем смешно – вам не смешно, вы много плачете или очень хотите, но не можете пролить ни слезинки – это так называемая сухая депрессия.

В целом депрессия – это совсем не о том, что «мне грустно», это расстройство полностью ухудшает качество жизни, потому что возникают проблемы с концентрацией внимания, памятью, мышлением.

Человек приходит на работу и не может работать, начинает гнобить себя, чувствовать себя ничтожеством, это загоняет его в ужасные переживания. При этом ему сложно ухаживать за собой, просто помыться или приготовить еду ­– уже настоящая мука.

В общем, человек в депрессии бахвалиться этим не будет. Это реактивное образование: чем раньше схватить, тем быстрее вам станет легче. Антидепрессанты имеют накопленный эффект, начинают действовать минимум через две недели, но их же еще нужно прожить. А если этот ужас продолжается 2-3 месяца, то человек настолько истощен, что они кажутся ему бесконечными. Кстати, самих антидепрессантов бояться не стоит: лекарства нового поколения безвредны и привыкания не вызывают.

 

«ЕСЛИ ВСЕМ ПЛОХО, ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМ ВМЕСТЕ С НИМИ»

Кроме депрессии наиболее распространенные сейчас проблемы – панические атаки, неврозы навязчивых состояний (например, постоянно мыть руки или проверять, все ли выключено), фобии. Да, мы живем по навязанной обществом модели, что ты просто обязан быть успешным, а значит – жить в постоянном стрессе, ни на минуту не останавливаясь. Но это как промчаться мимо жизни на сверхскоростном поезде.

Можно оправдываться тем, что «сейчас же все так живут». Но, если всем плохо, вовсе не обязательно быть несчастным вместе с ними.

Фото: из архива героини, pixabay.com.

Еще по этой теме:
Домашняя библиотека психолога Ольги Андреевой
«А любовь – по желанию». Психолог объясняет, почему некоторые родители не любят своих детей. И не обязаны
Как стать счастливее за выходные: семь лекций TED о психологии
поделиться