«Качаешь права, а потом ищешь новую работу». Какие ваши права обычно нарушают в офисе

«Качаешь права, а потом ищешь новую работу». Какие ваши права обычно нарушают в офисе
Поговорили с юристом о правах, которые часто нарушают на работе. Когда стоит идти в суд, а когда подумать о компромиссе?

Поговорили с юристом о правах, которые часто нарушают на работе. Когда стоит идти в суд, а когда подумать о компромиссе?

С вопросами прав и обязанностей работников – то есть нас с вами – нам помогал разбираться юрист независимого профсоюза РЭП Леонид Судаленко. Леонид уже 15 лет занимается делами по рассмотрению трудовых споров, а еще 10 лет до этого оказывал юридическую поддержку со стороны нанимателей. Изучив обе стороны «баррикад», Леонид рассказывает, как лучше решать спорные ситуации. 

 

Стоит ли «качать» свои права?

– Важно понимать, что взаимоотношения с руководством не всегда можно описать только в рамках трудового договора. Не всегда все идет по правилам, многое зависит от ситуации. И работник с намерением отстоять свои права может сильно испортить отношения с начальством.

Каждый решает сам, как ему поступать. Можно цепляться к любым мелочам и потерять авторитет в глазах руководства. Можно просрочить дедлайн, подставить своих коллег и начальство и получить минус себе в карму. Тогда, вероятнее всего, стоит ожидать, что руководство трижды подумает, продлевать ли с таким работником трудовые отношения.

Да, каждому из нас нужно знать свои права и обязанности на рабочем месте. Но и доходить до исключительной принципиальности не всегда стоит, как показывает практика. Как бы нам ни хотелось, работает «главное профсоюзное правило»: «Сначала качаешь права, а потом ищешь себе место работы».

Есть работники, которые впадают в крайности. Например, отказываются полить цветок в офисе на работе, потому что это не входит в должностные обязанности. Да, все верно – не входит, конечно. Но всё же нормальные взаимоотношения с коллективом и руководством стоят того, чтобы потратить две минуты времени на эту «дополнительную обязанность». Лучше всего – без фанатизма, без крайностей. Отношения работника с нанимателем – это дорога с двусторонним движением.

Вы пойдете навстречу в чем-то, и вам тоже где-то уступят. Сотрудники тоже часто не замечают, где руководство проявляет лояльность. Если вы попросили начальника отпустить вас на час раньше и он разрешил – это уступка. Если вы позволяете себе иногда опоздать на 15-20 минут и не пишете объяснительную – это тоже показатель лояльности. Вам позволяют отлучиться во время рабочего дня – тоже запомните и проявите лояльность в ответ. Так и строятся взаимоотношения в коллективах.

 

Имеет ли смысл идти в суд?

– Если вопрос принципиальный и важный, я всем рекомендую идти судиться. В 90% случаев суды становятся на сторону работника. Это не политика, не криминал, не резонансные дела за исключением единичных случаев. Я сам часто критикую нашу судебную систему, но в сфере трудового законодательства там все в порядке. Если есть нарушение – его констатируют и обязывают работодателя исполнять свои обязанности по отношению к работникам.

Все трудовые споры в Республике Беларусь беспошлинные, а значит бесплатные. Поэтому переживать за судебные издержки в данном случае не приходится. 

А вот досудебный порядок урегулирования споров у нас, к сожалению, не очень эффективен. Нужно смотреть правде в глаза. Комиссия по трудовым спорам создается из равного количества представителей нанимателя и профсоюза. Как правило, представители профсоюза – это работники той же организации или предприятия. И как работник в комиссии скажет слово против и проголосует не так, как представители руководства? Он же попадет в немилость – зачем ему это? Этот механизм недейственный. И тем не менее суды обязывают его пройти, если работник – член профсоюза.   

Как скоро вас должны оформить на работе?

– По Трудовому кодексу, если работника фактически допустили к рабочему месту – это уже начало трудовой деятельности. Именно этот момент должен считаться началом срока действия трудового договора. Все разговоры про оформление «с первого числа», «с нового квартала», «после праздников» не имеют никакого веса.

Если работник фактически выполняет свои обязанности, работодатель обязан официально оформить документы и начать перечислять взносы в ФСЗН. Если такого не происходит, нужно идти в суд и обязывать нанимателя выполнять свои обязанности и заключить договор.

Если работник продолжает работать неоформленным и получает «серую» зарплату, это лично его решение. Сотрудник сознательно получает зарплату в конверте и отказывается от социальных выплат (отпускные, больничные, пенсионные). Конечно, это грубое нарушение, но, если работник не идет в суд и не добивается оформления – значит, это его выбор.

Понятно, что новый работник хочет «понравиться» нанимателю, поэтому первое время терпит и верит обещаниям и «завтракам». Но, если процесс оформления затягивается на недели или даже месяцы, нужно все же отстаивать свои права. Это значит лишь то, что наниматель в вас по-настоящему не заинтересован, а просто пользуется вашим трудом до поры до времени.

Как доказать, что вы работали, а вас не оформили? Достаточно свидетельских показаний. Если есть коллеги, которые готовы подтвердить, что вы работали с ними, – уже можно идти в суд. Даже если свидетелей нет, все равно остаются какие-то следы: результаты выполненной работы, например.      

 

Сколько вы должны работать?

– Количество рабочего времени должно быть прописано в трудовом договоре. Если написано «с 8:00 до 17:00», то уже в 17:01 сотрудник имеет полное право покинуть рабочее место. На практике это возможно далеко не всегда. Есть ряд профессий, где рабочий процесс не вписывается в рамки «от звонка до звонка».

Иногда бывают ситуации, при которых работник вынужден задерживаться и выполнять работу в нерабочее время. И в таких случаях сам сотрудник решает, приемлемо ли это для него. Если принципиально работать в строго оговоренное время, нужно указать работодателю на прописанные в вашем трудовом договоре условия.

Если переработка все же неизбежна, руководство должно издать приказ, в котором укажет, что вы выполняли свои обязанности в нерабочее время. Тогда вам должны будут предоставить иной день в качестве выходного или оплатить рабочее время в двойном размере. Такой вариант тоже прописан в нормах Трудового кодекса. Но даже в таком случае приказ издается только с согласия работника.

Даже если в договоре говорится о «ненормированном рабочем графике», сотрудник все равно имеет право на отдых. Если работник отработал 12 часов, приступить к следующей рабочей смене он может не ранее чем через 12 часов.    

Без согласия работника руководство может привлекать его к выполнению обязанностей в нерабочее время только в случаях устранения катастрофы или чрезвычайной ситуации. В общем, только если без выполнения обязанностей рабочим людям будет угрожать опасность.

В любых других случаях работник имеет право указать начальству на то, что рабочее время прописано в трудовом договоре. Если в договоре по каким-то причинам не регламентирован рабочий день, можно сослаться на нормы Трудового кодекса. Вы даже можете не называть конкретную статью, просто напомните, что трудовой кодекс дает вам право на 8-часовой (при занятости 5 дней в неделю) или 12-часовой (при графике 2 через 2) рабочий день.

 

Имеете ли вы право ходить на обед?

– Время на прием пищи обычно тоже прописывается в трудовом договоре. Если в договоре или контракте об этом не говорится, это все равно норма Трудового кодекса. Это может быть полчаса или час, но во всяком случае перерыв предусмотрен. Но нужно понимать, что обеденный перерыв не входит в общее рабочее время.

За свою 25-летнюю практику я ни разу не сталкивался с тем, чтобы работники жаловались на отсутствие рабочего перерыва. Почти все работодатели понимают, что работа без перерывов постепенно снижает продуктивность.

 

Можете ли вы требовать повышения зарплаты?

– Размер заработной платы устанавливает наниматель. И, к сожалению, работник никак не может принудить начальство платить ему больше, если начальство того не хочет. Да, можно ворчать и жаловаться, говорить о том, что не хватает даже на жизнь. Но у нанимателя нет обязанности платить больше, чем в момент заключения договора. Даже если вы уже 15 лет работаете на этом предприятии.

Нельзя заставить руководство выплачивать вам премии – это тоже происходит только на усмотрение нанимателя. Не примется как аргумент и то, что вам платят меньше, чем коллеге в аналогичной должности. Работодатель имеет право индивидуально вводить повышающие или понижающие коэффициенты.

Закон в вопросах зарплаты полностью на стороне нанимателя. Единственный вариант – искать новое рабочее место с более высокой оплатой труда. Так, кстати, во всем мире. 

Когда и на сколько вы можете пойти в отпуск?

– Самый правильный подход – в начале года составить график отпусков. Согласно нему работники будут уходить в отпуск: кто-то в феврале, а кто-то в июне. Важно, чтобы не получалось так, что из года в год против собственного желания человек получает отпуск в неудобный для него период.

Есть отдельные категории граждан, которым наниматель обязан предоставить отпуск в летний период. Например, это женщины с детьми или люди, у которых есть показания по здоровью. В остальных случаях отпускные периоды должны чередоваться.

Если такого не происходит и вас из года в год отправляют в отпуск в феврале, когда вы хотели бы в июле, то можно обратиться с жалобой в комитет по труду и занятости или госинспекцию по труду – они быстро «причешут» работодателя, могут даже привлечь к административной ответственности. Обычно руководство предпочитает до такого не доводить и решать вопрос в пользу работника. 

За две недели до предполагаемого отпуска работник пишет заявление. За день до начала отпуска работнику должны предоставить денежную выплату – «отпускные». Сумма рассчитывается исходя из средней заработной платы сотрудника. За неиспользованные дни отпуска можно получить денежную компенсацию.

Работник может просить предоставить ему отпуск целиком или частями. В Европе распространена практика, когда отпуск намеренно дробят на две и более частей, отпуск целиком дается в исключительных случаях. У нас, наоборот, предпочитают сразу отправлять работника на весь период. Но по согласованию отпуск может предоставляться частями.

Одна из частей отпуска должна быть не менее 14 дней. Это предусмотрено, скорее, для того, чтобы не «ломать» рабочий процесс. Варианты, когда сотрудник 2 дня работает, потом 3 дня в отпуске, потом снова работает, попросту неудобны.

 

Что вы должны делать на работе, а что нет?

– Когда вы подписываете трудовой договор, вы соглашаетесь с тем, что ознакомлены с должностной инструкцией. Вот ее-то как раз нужно очень внимательно изучить. В этом документе четко сформулированы все обязанности сотрудника. Если возникает вопрос «а должен ли я это делать?», то нужно перечитать должностную инструкцию. Точно так же будут делать и в суде, если дело дойдет до этого. 

Часто работодатель все равно возлагает на работника дополнительные обязанности. Это называется «расширение зоны обслуживания». Тогда сотрудник имеет право претендовать еще на 0,5 ставки. Для этого к основному договору составляется дополнительное соглашение. И, конечно, за эти «новые» обязанности можно и нужно получать оплату.

 

Как получить компенсацию за производственную травму?

– Любое повреждение здоровья, которое произошло в рабочее время на рабочем месте, – это производственная травма. Даже если вы порезались бумагой в офисе.

В Европе добились того, что началом рабочего времени считается выход из квартиры или дома. Даже если сотрудник пострадает по пути на работу, он получит компенсацию как за производственную травму. У нас такого пока нет, считается только рабочее время непосредственно на рабочем месте.

Даже если наниматель отправил сотрудника в командировку или сотрудник выполнял работу вне офиса или цеха, это будет квалифицироваться как выполнение работы по поручению нанимателя. Это будет считаться инцидентом в рабочее время на рабочем месте. 

Если работник получил производственную травму, врачи проводят обследование и составляют акт, в котором указывают степень потери работоспособности. Работнику начисляются выплаты в зависимости от размера процента утраты трудоспособности. К примеру, сломанная рука – 15% утраты работоспособности. И отдельно оплачивается больничный на время восстановления.

   

Может ли начальник вас оштрафовать?

– Как таковых штрафов со стороны руководства быть не может. То есть если в компании есть взыскания за опоздания – это нарушение. Но в то же время Трудовой Кодекс предусматривает административную ответственность работника. Руководитель может сделать замечание или выговор – дисциплинарные меры. Если со стороны работника есть нарушения, работодатель может уменьшать премии или вовсе лишать работника премиальных выплат.

Есть еще так называемая материальная ответственность работника. Например, если вы работаете в общепите и разбиваете несколько тарелок, их стоимость могут вычесть из вашей зарплаты. Но для этого наниматель должен взять письменную объяснительную, провести расследование произошедшего, созвать комиссию и по ее решению издать приказ. Это довольно утомительный процесс, и из-за мелочей наниматель таким заниматься вряд ли будет.

Другое дело, если нанесен серьезный ущерб. Наниматель имеет право удержать из зарплаты сотрудника сумму причиненного ущерба. Но размер взыскания не может превышать размер заработной платы. Если зарплата 5 миллионов, то больше, чем 5 миллионов, с вас взыскать не могут. Если ущерб превышает сумму зарплаты, работодателю придется идти с иском в суд.     

 

В каких случаях вас могут уволить?

– Часто работодатели заключают срочные договоры с работниками. То есть срок трудовых отношений между вами и работодателем уже оговорен. И руководство имеет полное право не продлять такие договоры без объяснения причин.

Если договор бессрочный, то увольнения чаще всего происходят «по соглашению сторон». Если увольнение происходит только по инициативе работодателя, нужны веские причины: задокументированные случаи систематических нарушений трудовой дисциплины или неисполнения служебных обязанностей.  

Вас могут уволить за прогул – отсутствие на рабочем месте более трех часов подряд. Но не за опоздание. Хотя, если опоздания будут систематическими, работника могут уволить за неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин. Что значит «систематически»? Это два и более раза. Но нужно понимать, что каждый факт опоздания в таком случае должен быть зафиксирован документально: у работника нужно брать объяснительную. Словесные замечания ни к чему не обязывают. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Andrew Welch, Jesse Orrico, Clark Young, Bonnie Kittle.

Еще по этой теме:
«В порядке вещей: потрогать за грудь и за это дать 100 баксов». Минчане о домогательствах со стороны шефа
HR о том, почему выполнять требования начальства больше никому не интересно
«Почему мозгами пользоваться нормально, а хорошей внешностью – нет?» Минчанки, согласившиеся на секс с шефом
поделиться