«Просто дети моложе, и шутки у них лучше, чем у взрослых». Школьники о воспитании, интернете и жизни

«Просто дети моложе, и шутки у них лучше, чем у взрослых». Школьники о воспитании, интернете и жизни
CityDog.by пообщался с минскими школьниками, а те рассказали о разнице поколений, зависимости от социальных сетей, счастье и вообще обо всем.

CityDog.by пообщался с минскими школьниками, а те рассказали о разнице поколений, зависимости от социальных сетей, счастье и вообще обо всем.

МАКСИМ, 16 ЛЕТ

«МАМА ЧАСТО ГОВОРИТ, ЧТО ЭТИ ИГРЫ ДЕЛАЮТ МЕНЯ ЖЕСТОКИМ,
НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЖЕСТОКИМ МЕНЯ ДЕЛАЮТ НЕ ИГРЫ,
А ТО, ЧТО ОНА МЕШАЕТ МНЕ ИГРАТЬ»

– Я учусь в гимназии. И учусь вроде неплохо. А еще я окончил музыкальную школу, играю на гитаре, флейте и пою. Я просто фанатею от музыки, абсолютно все делаю под нее. Еще я 6 лет занимался плаванием, у меня 2-й взрослый разряд, и рукопашным боем – синий пояс по карате Сито-рю.

Очень люблю компьютерные игры. Играл в основном в соревновательные игры: Dota, Counter Strike. Мама часто говорила, что эти игры делают меня жестоким, но мне кажется, что жестоким меня делают не игры, а то, что она мешает мне играть. Но в последнее время у меня, скажем так, нет компьютера, зато есть PlayStation. Уже год я играю в другие сюжетные игры. Ну, а еще я часто гуляю с друзьями, их у меня много. Я достаточно общительный – экстраверт.

«CОЧИНЕНИЯ МЫ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ САМИ,
А Я ОЧЕНЬ ЧАСТО СОЧИНЕНИЯ СПИСЫВАЮ»

В интернете я провожу два-три часа в день, и мне кажется, что это довольно много. Плохо, что я столько времени убиваю ни на что. Хотя интернет иногда помогает в учебе – с ним учиться в разы легче.

Если честно, я не понимаю, как наши родители справлялись без интернета. Если бы у меня с первого класса его не было, я бы и сейчас учился без поисковиков. А если бы интернет отключили прямо сейчас, я бы точно не повысил свою успеваемость.

При этом я считаю, что оценки – это далеко не показатель ума. Например, по математике у меня за эту четверть 8. Но на 8 я знаю логарифмы, а не математику в целом. Так, в принципе, со всеми предметами. Например, по биологии те, кто хотят дополнительную оценку, могут сделать презентацию. Но это ведь не значит, что человек хорошо знает предмет. Это значит, что ему не лень.

А вообще, я считаю, что то, что у нас есть доступ к интернету, не очень честно. Учеба не предполагает наличие у детей интернета. Например, сочинения мы должны писать сами, а я очень часто списываю. Что-то, конечно, меняю, но мысли беру из интернета. Или, например, если лень читать «Войну и мир», в Сети можно найти краткое содержание. Чтобы выучить стихотворение, не нужно идти в библиотеку и брать сборник стихов, достаточно вбить пару строк в Google – и ты находишь все, что тебя интересует.

Почерпнуть что-то новое в интернете по профильным предметам я не пытался, но почитать, например, критику на какое-то литературное произведение – почему бы и нет? Так лучше понимаешь героев, как раскрыть лирический образ в будущем сочинении. А вообще литература – это круто.

А вот то, что я, ученик физико-математического класса, должен изучать химию и биологию, меня немного раздражает. До 9-го класса – ладно, но после этого я бы дал детям какой-то выбор, как, например, в западных школах. Там ученики сами выбирают, какие предметы им нужны, а какие нет.

«МНОГИЕ НЕНАВИДЯТ МЫТЬ ПОСУДУ, РАЗВЕШИВАТЬ БЕЛЬЕ ПОСЛЕ СТИРКИ,
НО Я, НАВЕРНОЕ, НЕНАВИЖУ ЭТО СИЛЬНЕЕ ВСЕХ»

Мой старший брат, которому сейчас 25 лет, всегда был для меня примером. Я всегда хотел быть таким, как он. Но я не думаю, что мы сильно отличаемся. Просто он более серьезный во всем. И был таким даже в моем возрасте.

А вот с родителями мы совершенно разные люди. Это разница поколений: мы по-разному воспитаны и в разное время живем. В их детстве не было того же интернета и других технологий. Но я не думаю, что с каждым поколением люди становятся глупее или хуже, они просто другие.

Я, конечно, доволен своим воспитанием, но воспитывал бы себя немного жестче. Я достаточно избалованный, несамостоятельный, очень ленивый, совершенно не умею готовить и вообще не люблю заниматься домашними делами. Мне кажется, это потому, что мне многое позволяли в детстве. Многие ненавидят мыть посуду, развешивать белье после стирки, но я, наверное, ненавижу это сильнее всех.

Своих же детей я бы воспитывал строго, не баловал. Но и не ругал бы их за какие-то мелкие проступки. Например, если бы мой шестнадцатилетний сын пришел домой пьяным, я бы не сильно на него кричал, потому что прошел через это сам. И в игры не запрещал бы ему играть. Это ведь раздражает.

Я не думаю, что мама всегда права. Она, конечно, всегда права со своей точки зрения. Я часто спорю с ней, но, если привожу какие-то логические доводы, факты в свою пользу – ей все равно! Она права, потому что она мама. Так же и с учителями.

«И ТУТ Я ПОНЯЛ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОКАНЧИВАЮ ШКОЛУ.
НУЖНО УСТРАИВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ»

Сейчас для меня главное – поступить в университет. Буквально пару недель назад мне мама сказала: «Ты понимаешь, что через два месяца ты оканчиваешь школу?» И тут я понял, что действительно оканчиваю школу и мне нужно что-то делать. Нужно устраивать свою жизнь. И вот сейчас я усиленно занимаюсь подготовкой к поступлению на факультет прикладной математики и информатики, собираюсь стать программистом. Всю жизнь меня привлекали эти компьютерные штучки – нравится в них копаться. Я сам писал сайты, простейшие программы. Да и зарплата там неплохая.

«ВЗРОСЛЫЕ НЕ ВСЕГДА ПРАВЫ.
ИМ НАДО ЧАЩЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ДЕТЯМ»

Если бы я мог сказать что-то всем взрослым мира, я бы сказал, что они не всегда правы. Им бы чаще прислушиваться к детям. Мы часто говорим что-то умное, а они не всегда это воспринимают.

Мне кажется, что счастье – это состояние души, когда человек достигает того, чего он хочет. Человек не может быть счастлив постоянно, потому что люди всегда хотят большего. Счастье у каждого свое. Я буду очень счастлив, если вдруг резко осуществится какая-нибудь моя мечта. Если говорить о мечтах… Я очень хочу стать известным музыкантом. А если из чего-то более простого, то я хочу, чтобы у меня в семье все было хорошо.

Мне кажется, самая большая глупость в мире сейчас – это одержимость людей социальными сетями. Есть действительно очень зависимые люди, для которых нереально много значит, что их лайкнули в Instagram 110, а не 100 человек.

Если бы у меня был миллион долларов, я бы не стал тратить его впустую. Купил бы себе машину, отложил бы денег на случай, если не получится поступить на бюджетное обучение. А остальное положил бы в банк под проценты. Но вообще на эту сумму можно купить все, чего хочется. Я бы купил себе гитару, сделал бы ремонт в квартире или купил бы свою собственную.

Если бы я мог изменить что-то прямо сейчас, я бы сделал из всего мира одну большую страну, где все говорили бы на одном языке.

МИТЯ, 17 ЛЕТ

«Я ПРОСТО НЕ ХОЧУ УЕЗЖАТЬ В ДРУГИЕ СТРАНЫ»

– Я сейчас учусь в школе, готовлюсь к экзаменам и ЦТ. Очень люблю придумывать что-нибудь. Хочу заниматься архитектурой. Я захотел заниматься этим еще в 10 лет – мне нравится моделировать. Я подумал, что архитектор – это крутая профессия, и дальше только развивал эту идею. Родители меня поддержали, мы вместе нашли художника, который учил меня рисовать.

Собираюсь учиться в Минске. Я просто не хочу уезжать в другие страны. Там совсем другая жизнь, другой менталитет. Сначала тебя воспитали в одной среде, а потом ты резко уезжаешь в другую – это очень сложно. У меня никогда не было мысли все бросить и уехать куда-то.

«ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ И ХИТРОСТЬЮ»

Интернет помогает в обучении и саморазвитии. По архитектуре я никогда сам не ищу какую-то информацию, я на нее скорее натыкаюсь. Иногда интернет помогает с дополнительным материалом, когда нужно поднять оценку за четверть. По таким предметам, как история или астрономия, могут поставить высокую оценку за презентацию или интересный дополнительный материал. Хотя оценки для меня не самый точный показатель ума. Хороший балл можно получить и хитростью.

Мне кажется, в интернете сложнее найти информацию, чем в учебнике. Зачастую в Сети бывает заумно написано, информация не систематизирована, не для шестнадцатилетних и тем более не для пятиклассников.

А, еще о школе. Я бы сократил количество не нужных мне предметов и добавил те, которые помогли бы в дальнейшем. Например, при поступлении.

«РОДИТЕЛИ ПО-ДРУГОМУ ВИДЯТ МИР, НЕ ТАК, КАК Я»

Разница между поколениями чувствуется. У моих родителей совершенно другое видение мира. Иногда они говорят что-то, что я считаю очень странным, что я бы никогда не сделал. Например, я один раз шел в гости к подруге посмотреть фильм. Это просто подруга, мы не так давно начали общаться, ничего такого. А родители сказали взять с собой конфеты. Я им сказал, что сейчас, если ты так вот идешь к девушке с конфетами, то ты приходишь не просто к другу, но они настояли на своем. Конфеты принес, пришлось объясняться. Да и вообще, родители по-другому видят мир, не так, как я. Я во многом могу с ними не соглашаться. Но, возможно, это юношеский максимализм.

Я считаю, меня воспитали правильно. У меня есть свое видение мира, менять которое я не хочу. Для меня лучшие человеческие качества – это ум, умение сочувствовать и харизма.

Если говорить о воспитании детей в целом, то я считаю, что их нельзя бить. И взрослым я хотел бы сказать, что не надо считать нас маленькими. С 16 лет уж точно.

«БЕЗ ПРОБЛЕМ ЖИТЬ ОЧЕНЬ СКУЧНО»

Сейчас для меня самое главное в жизни – это поступление в университет. За себя и родных я пока не волнуюсь, вроде бы все нормально. Вот мне бы сейчас поступить и все, дальше – менять приоритеты в жизни.

Я думаю, показатель счастья – это успех. Не бывает людей, которые счастливы все время. Всегда есть какие-то проблемы. А без проблем жить очень скучно. Но вот, когда ты кидаешь баскетбольный мяч и он проходит ровненько в кольцо, ничего не задевая, ты чувствуешь, что это успех, и такие моменты – это счастье.

ПОЛИНА, 17 лет

«ХОРОШО, ЧТО ПРОФЕССИЯ ПРИБЫЛЬНАЯ,
НО ЭТО НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ»

– Сейчас я учусь в школе. Мне очень важно сдать ЦТ и поступить, чтобы как-то распланировать и обеспечить свое будущее, где я хочу быть программистом – это работа моей мечты. Конечно, это хорошо, что профессия прибыльная, но это не самое главное.

Я бы хотела иметь возможность самой составлять себе программу обучения, выбирать предметы, которые наиболее важны, но я считаю, что все равно должен быть какой-то минимум обязательных предметов. Я согласна с тем, что человек должен быть разносторонне развитым, но при этом нельзя учить усиленно все и сразу, нужно делать упор на что-то более необходимое для конкретного человека.

Хотелось бы уехать учиться за границу, я для этого учила немецкий язык. Мне нравятся люди, которые там живут, архитектура, природа – буквально все. Но все равно надо начинать обучение тут. Чтобы уезжать в Германию, нужно либо там год проходить подготовительные курсы, либо тут год учиться в университете.

«НЕНОРМАЛЬНО, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ,
НО ПРИ ЭТОМ СИДИТ В ТЕЛЕФОНЕ»

В интернете я провожу немного времени. В основном ищу какую-то информацию и обновляю соцсети. Я есть в соцсетях, но жить мне это абсолютно не мешает. Instagram, например, я веду потому, что люблю фотографировать. А есть люди, которые от этого всего зависимы, которые проводят в социальных сетях все свое свободное время и несвободное тоже. Ненормально, когда человек находится в компании друзей, но при этом сидит в телефоне.

Интернет помогает в учебе. Сложно делать какие-то дополнительные задания, которые дает учитель, без него. Решения этих задач можно найти либо в интернете, либо в библиотеке. Но логично, что первый вариант проще и удобнее. Но самостоятельное обучение в интернете не может заменить школу. Учителя все-таки мотивируют, как-то заставляют учиться. Я бы не смогла научиться всему сама. Когда я не могу найти нужную мне информацию в интернете, я обращаюсь к папе, потому что он знает все. По крайней мере, он мне всегда помогает.

«ПО ВЫХОДНЫМ РОДИТЕЛИ НАЧАЛИ УЕЗЖАТЬ НА ДАЧУ,
И МНЕ ПРИШЛОСЬ ГОТОВИТЬ ДЛЯ СЕБЯ И МЛАДШЕГО БРАТА»

Сейчас я стараюсь усиленно готовиться к ЦТ, это занимает большую часть моего времени. Во время учебы очень помогают вечерние или утренние пробежки, тренажерный зал тоже очень кстати – все это расслабляет. Но еще я успеваю гулять, заниматься какими-то личными делами, фотографировать, вкусно готовить. Вообще, с кулинарией у меня началось все очень странно. Папа всегда просил меня приготовить какой-нибудь десерт – это был первый толчок. Потом по выходным родители начали уезжать на дачу, и мне пришлось готовить для себя и младшего брата.

«Я ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПСИХОВАЛА, КОГДА МНЕ ОТКЛЮЧАЛИ ИНТЕРНЕТ»

Когда мне было лет 13, я была такой же, как и мой брат сейчас: я очень сильно психовала, когда мне отключали интернет, когда мне говорили, что я делаю что-то неправильно, так как я считала это беспричинным. Но сейчас я понимаю, что родители все делали правильно. Какое-то непонимание между родителями и детьми существует, его надо перебороть. Но это трудно.

Сложно говорить о своем воспитании, о том, что бы мне хотелось изменить. Меня, наверное, все устраивает. Хотя неплохо было бы убрать моменты, когда родители психуют и злятся просто так, на пустом месте. Такое есть, и это странно – я не понимаю почему, а они не могут объяснить причину.

Я думаю, что не стоит сильно ограничивать детей в чем-то, ведь именно в такие моменты они будут делать все назло. Однако и разрешать все нельзя. Мне хотелось бы, чтобы взрослые чаще слышали и слушали детей.

«В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ ЕСТЬ И ГЛУПЫЕ, И УМНЫЕ ЛЮДИ»

Благодаря родителям я много читаю. У моего папы большая библиотека, и я брала книги там. Потом мне купили электронную книгу, и я стала читать еще больше. Мой брат этого не понимает, он не хочет читать – ему скучно. Он считает, что лучше посидеть в интернете или поиграть. Но я не думаю, что каждое поколение обязательно глупее предыдущего. В каждом есть и глупые, и умные люди.

Сейчас наибольшую ценность в жизни для меня составляют моя семья и мое здоровье. Поступление в университет, конечно, важно, но не настолько. Для меня счастье – это не только какие-то большие и грандиозные моменты, когда ты чего-то достигаешь. Счастье может быть и в небольших, повседневных вещах.

ДАНИИЛ, 12 ЛЕТ

«НА КАНИКУЛАХ СКУЧАЕШЬ ПО КРИКУ УЧИТЕЛЕЙ,
КОГДА НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ»

– Я учусь в школе, но сейчас у меня каникулы. Каникулы – это как очень длинная перемена. Скучно столько времени дома сидеть. Скучаешь по школе, по крику учителей, когда не сделал домашку, скучаешь по дежурным, которые бегут за тобой, когда ты играешь в прятки. Мы же иногда пытаемся им насолить: они часто на батареях сидят, а мы эти батареи мелом красим.

Я бы вряд ли чему-нибудь научился без учительской помощи, дома. Если с детства самому учиться без преподавателей, то можно пропустить какие-то темы, учить все в неправильном порядке, что-то не так понять. А в школе и дополнительные занятия есть. И учителя чаще всего не только рассказывают тему, но и шутят немного, комментируют сами, дают комментировать нам.

Ну, и в школе я пользуюсь популярностью, потому что я знаю пароль от школьного вайфая. Мне некоторые готовы даже платить, чтобы я им его хотя бы в телефон ввел. Я просто взломал сеть с помощью программы. Вообще могу разные аккаунты взламывать, но в программировании мало что понимаю. Профессия программиста привлекает разве что зарплатой.

Кроме школы я хожу на бесплатные занятия по радиоэлектронике. Умею паять схемы, платы. Если вдруг дома ломается что-то электронное, мне нравится находить и устранять проблему. Пока я починил только одну розетку и радио. Ну, радио я, можно сказать, сам собрал. Там пришлось паять новую плату, потому что старая полностью выгорела. Еще я четвертый год занимаюсь капоэйрой.

«В ИНТЕРНЕТЕ Я ЧАЩЕ СМОТРЮ РАЗНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ,
ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ»

У нашего класса во «Вконтакте» есть специальная группа. Мы оттуда узнаем домашнее задание и задания на каникулы, просто общаемся иногда. Еще у нас есть электронный дневник. Это, по-моему, не очень нужная вещь. Он скорее не помогает, а ухудшает учебу. Помогает он только узнавать домашнее задание тем, кто его не записывает. Если ты получил двойку или тройку, оценки там сразу отобразятся. В обычном дневнике ты можешь не показывать оценку родителям и быстро исправить ее. А там приходит сообщение на телефон, родители это сразу видят и ругают. И все планы, которые ты придумал для исправления отметки, разрушатся, надо будет придумывать всякие отмазки: почему получил, как получил…

Я думаю, что оценка не всегда является показателем ума. Иногда она зависит и от настроения учителя. Например, в хорошем настроении учитель может тебя вытянуть, чтобы не ставить плохую отметку.

Интернет, я думаю, не особо помогает учиться. Если только писать сообщения на какие-то уроки. Или если нужно найти решебник по математике, когда не получается справиться с каким-нибудь уравнением. Я почти все понимаю, но вот уравнения или какие-то непонятные сочинения, которые надо придумывать… Но я не полностью чужое списываю, я их доделываю или дополняю какими-то данными из учебника. Вообще, в интернете я чаще смотрю разные схемы для радиоэлектроники, химические и биологические опыты.

На самом деле я не особо много времени сижу в интернете и играю на компьютере. Лучше всего гулять на улице – это мое самое любимое занятие. Там можно с друзьями общаться вживую. Мы друг друга чаще всего зовем по домофону. Просто у моих друзей «Лайф», а у меня «Велком». Слишком дорого им всем звонить. Если друзья не выходят, а зовут подруги, приходится гулять с ними, но это не очень клево, когда я один среди девочек. Они про ерунду какую-то чаще всего говорят.

На свидания мне ходить еще рано. Начинать ходить на свидания надо в лет 15-16. В этом возрасте больше осознаешь, а в 12 лет можно ерунду сморозить. С девочками у меня сейчас отношения только дружеские. С одной раньше были не дружеские, но потом она меня выбесила. Чем? Слишком много требований от одного человека!

«Я НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ НИ ПОЛИЦЕЙСКИМ, НИ ПОЖАРНЫМ.
Я ХОЧУ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПО-ДРУГОМУ»

С жизненной целью я определился еще в детстве. Я не хотел быть ни полицейским, ни пожарным. Я хочу помогать людям по-другому, в более важных вещах.

Я хочу быть биохимиком. Химия и биология интересны тем, что с их помощью можно помочь многим людям. Например, если стать доктором или фармацевтом, то можно делать отличные лекарства, выращивать людям новые здоровые органы. Мне нравится создавать. Я уже вырастил несколько кристаллов из разных солей: чему-то научил папа, что-то посмотрел в интернете.

Радиоэлектроникой заниматься в будущем профессионально не хочу. Она не сильно поможет человечеству. Разве что в создании разных гаджетов. Зачем они? Только чтобы человек испортил себе зрение и мозги. Телефонные игры, например, почти совсем не нужная вещь. На телефоне я играю только в две стратегии. Но там больше думать надо, а не просто тыкать. Я хочу, чтобы народ умнел, а не тупел. Нужно, чтобы люди будущего были здоровыми. А то сейчас у половины планеты гастрит, язвы от бургеров и куча других болезней.

«КОГДА ТЫ РЕБЕНОК, СЧАСТЬЕ – ЭТО ЛЮБЯЩАЯ СЕМЬЯ»

Сейчас для меня главное – мое будущее: как я буду учиться, кем буду работать, моя будущая жена и дети. Я вообще не особо об этом думаю, я чаще всего думаю о жизни других людей. Если есть какая-то возможность помочь – помогаю.

Счастье – это когда у тебя есть семья: у детей – родители, у взрослых – жена, муж и дети. Когда ты ребенок, это точно не богатство и не телефон, это любящая семья. Некоторые считают, что у богатых людей нет счастья, но у них просто чуть больше дом для семьи. Возможно, и семья чуть больше.

Я хотел бы сказать взрослым, чтобы они воспитывали детей нормально, не пили алкоголь, ни за что не били детей, не ругали их за плохие отметки в школе, ведь это не главное. Знаете, взрослые от детей мало чем отличаются. Дети просто моложе, и шутки у них лучше.

Если бы мое желание могло исполниться прямо сейчас, я бы загадал, чтобы все бедные люди стали обеспеченными, чтобы все больные выздоровели и никогда больше не болели, чтобы весь мир жил мирно, чтобы не было ни терактов, ни смертей не по своей воле, чтобы все жили счастливо. Для себя я точно ничего желать не буду, пожелаю для всех.

Если бы у меня был миллион долларов, я бы раздал его всем бедным людям на планете. А сам жил бы так же. Если бы остались какие-то деньги – отлично! Как сказал один мудрый человек: «Сначала – всем, а потом это отразится на тебе».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Выпускники-2015: о своем школьном настоящем, студенческом будущем и о нарядах на выпускной вечер
Минские школьники, которые решили не поступать в вуз: «Недавно купил автомойку, я теперь учредитель»
Выпускники-2014: «Я именно из-за выпускного не ушла из школы после 9-го класса»
поделиться