Ну, как съездил: три зимних месяца путешествий на яхте по Средиземному морю

2016-06-16
Места   Гиды  
 
35
Рубрика Ну, как съездил

Ну, как съездил: три зимних месяца путешествий на яхте по Средиземному морю

Море, зима и острова
Наш читатель Иван Цымбал несколько месяцев назад прислал свои дорожные заметки о том, как плавал в трехмесячное путешествие по Средиземному морю. Кажется, самое время их опубликовать. 
0
0
0

Наш читатель Иван Цымбал несколько месяцев назад прислал свои дорожные заметки о том, как плавал в трехмесячное путешествие по Средиземному морю. Кажется, самое время их опубликовать. 

– В конце января 2016 года я приземлился я в аэропорту Бовэ в 90 км от Парижа. На полдня заехал в столицу Франции, чтобы увидеть «ее», и отправился южнее искать Пола Стабса и его яхту.

Он и был тем капитаном, который искал команду. Пол направлялся из родной Англии в Грецию. После недолгой переписки мы договорились, и я сделал визу.

По дороге от Вильнюса до французской глубинки я не мог отделаться от мрачных мыслей.  Куда я еду и зачем? С кем мне придется делить два квадратных метра пространства на кокпите в последующие два-три месяца? Может, он ненормальный, чванливый или маниакальный тип? Я понадеялся на фортуну, и она мне показала белоснежную улыбку.

Из Парижа автостоп, копы, дальнобойщик, и последние 16 км я преодолевал пешком в совершенно черной туманной мгле французской теплой зимы. К ночи в акватории узкого канала я нашел пришвартованную к бетонному причалу маленькую белую яхту, где познакомился с пожилыми англичанами Полом и Джеральдом.

 

О ЯХТЕ

Mood Indigo – так называется судно Пола Стабса – построена в 1974 году, и заботой ее прошлого хозяина сохранилась хорошо. К тому же стеклопластиковый корпус английских яхт, сооруженных до 1980-х, в два раза толще, чем у современных. Длина ее 9 метров, рассчитана на пять человек, но реально могут разместиться трое. Оснащена она очень хорошо: есть все, что нужно, даже с запасом. Приборы, бумажные карты и книги по навигации, целая мастерская из инструментов и материалов, запасные якоря, тросы, паруса и многое другое.

 

КАНАЛЫ, ШЛЮЗЫ, РЕКИ

После встречи в городе Лангрэ мы шли по старинному каналу, построенному в 19-м веке, преодолевая многочисленные шлюзы. В начале февраля в средней Франции стояли туманы и лили дожди. Было довольно промозгло и холодно, но солнечными днями очень даже тепло.

Позже мы вышли в Рону, большую полноводную реку с быстрым течением. Некоторые шлюзы на ней были с 20-метровым перепадом высоты. Мы заходили в шлюз, и ворота за нами закрывались. Наша маленькая лодка плавно опускалась с уходящей водой в большой железобетонной «коробке». Звук металлического скрежета словно многократно отражался от серых бетонных стен и вырывался в мрачное дождливое небо.

Позади из щелей в старых ржавых ставнях под огромным давлением струилась вода. Мы тревожно посматривали на них и представляли, что будет, если они вдруг не выдержат.

Когда вода достигала нижнего уровня, передние ворота шлюза открывались, Пол заводил мотор и мы выходили из холодного, покрытого скользкими водорослями шлюза.

Мимо мелькали старинные села и города, в некоторых мы иногда останавливались. Часто швартовались у неприметного причала, и тогда поиск продуктового магазина превращался в забавный квест. Где поселок? Магазин? Как спросить об этом у француза, говорящего только на родном языке?


АВИНЬОН

C 1309 по 1378 годы резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. Это значит, что французские короли того периода имели подавляющее влияние во всей Европе. Но я не об этом. В первый раз я попал сюда случайно три года назад. Уезжал из Франции, и одна симпатичная француженка на стареньком «Ситроене» подбросила до этого старинного города.

Тогда, в 2013-м, я возвращался после неудачной попытки стать «солдатом удачи» Французского иностранного легиона. Я хотел заработать денег на собственную яхту и путешествовать по миру, наслаждаясь свободой. И вот спустя три года случай снова приводит меня в Авиньон. Я иду по реке Рона мимо грозных крепостных стен этого прекрасного города – правда, на чужом корабле.

Из Авиньона до берега Балеарского моря день ходу. Но двигатель Mood Indigo перегрелся, из-за чего мы вынуждены были остановиться в городе Арль и ждать понедельника, чтобы механик проверил наш мотор. Зато здесь мы наконец нашли прачечную, чему несказанно обрадовались.

Арль, как оказалось, очень древний город с интересной историей. Ван Гог написал здесь большинство своих полотен. А в начале нашей эры римляне построили в городе два амфитеатра, в средние века их арочные проемы были заложены кирпичом, и театры превратились в крепости.

Прогулка по узким средневековым улицам вызывает трепет, удивление и любопытство. Интересно, а каково жить в пятисотлетнем доме? Или ездить здесь на автомобиле? А эти несчастные домашние питомцы... Ведь практически ни одного кустика или деревца в городе не увидишь. Вокруг один только камень.

Кстати, французы не такие уж и воспитанные. Собачьи экскременты повсюду, и часто за размазанной кучей тянется длинный нечеткий след.

 

РЕМОНТ

Наконец через три недели мы вышли в Порт-Сен-Луи-дю-Рон, на берег Средиземного моря. Джеральд свою миссию выполнил и уехал домой. А мы подняли лодку на берег, чтобы покрасить ее и привести в порядок.

В порту, точнее на суше, находилось несметное количество судов. Около тысячи катеров, яхт, катамаранов и тримаранов ждали сезона или нового хозяина. Некоторые спускаются на воду только на пару недель, во время отпуска, некоторые просто брошены. Пол, как старый и просоленный яхтсмен, искренне негодовал: «Корабль должен быть на воде!»

В середине февраля мы впервые подняли паруса и сделали небольшое пробное плавание до ближайшего городка Порт-де-Бук. Яхта идет хорошо, держится уверенно, немного рыскает на волнах. Понимать команды Пола оказалось сложнее, чем просто разговаривать. Отдавая команду, старик нервничал, потому что она должна быть выполнена быстро, а когда нервничал, использовал сокращенный английский сленг. Я и так его плохо понимал, а тут еще качка и ветер. Заучу его новое словечко, а в следующий раз он другое вставляет! Я просил его говорить четко, медленно и одинаково, но 67 лет привычки разговаривать на родном языке дела не меняли.

Из города Порт-де-Бук мы отправились в Марсель, где нас застал шторм. Мы зашли в марину, где ветер чуть щекотал верхушки мачт. Морская болезнь мгновенно улетучилась.

Из города тем временем послышались выстрелы: автоматические очереди и одиночные хлопки. Мы с Полом удивленно переглянулись. А через полчаса подъехала таможня. На маленьком синем катере сидели мадам лет 40 и лысый мсье в форме. Они вежливо попросили разрешения ступить на борт, а также документы на лодку и паспорта. Мы спросили насчет выстрелов. Они пожали плечами – мол, сами удивлены, такое впервые.

Утром служащий порта сказал, что в городе снимают фильм и выстрелы – всего лишь постановка.

 

РИВЬЕРА

Из-за штормов, плохой погоды и мелких неполадок мы застревали в Тулоне, Сен-Тропе, Каннах, Сан-Ремо и других замечательных местах побережья Франции и Италии. Они все похожи друг на друга: очень красивые, ухоженные, цветные старинные города. Желтые, оранжевые, розовые дома хаотичной застройки, узкие средневековые улочки, заставленные цветниками, отзывчивые и терпимые к нашествию туристов жители. В центре каждого городка стоит католический храм, а на возвышенности – крепость. Множество ресторанов для ценителей еды и модных магазинов для шопоголиков. В недалеком прошлом все эти города были простыми рыбацкими поселками.

Ментона – лимонная столица на границе Франции и Италии – особенно запомнилась. На холме плотно прижались друг к дружке цветные домики. Некоторые имеют до шести этажей – небоскребы по тем временам.

Гуляя по городу, я свернул на старое кладбище, где можно буквально «читать» историю. Начиная с 19-го века здесь хоронят людей со всего мира. Интересно, но они пишут, где родился и умер человек, на английском языке.

Здесь похоронен основатель регби Уильям Уэбб Эллис. В Метоне британский доктор Джеймс Генри Беннет в ХIX веке издал трактат о пользе умеренного климата Средиземноморья для больных туберкулезом. И буквально в течение пары десятков лет город превратился из скромного порта в крупный курортный центр, особенно популярный в зимний период, когда ограждающие город хребты Лигурийских Альп защищают его от пронизывающих ветров, столь характерных для других областей Лазурного берега. С тех пор приток туристов и отдыхающих не убавляется.

 

ШАНС

В Ле Лаванду мы зашли поздно вечером и пришвартовались к ближайшему причалу. Из соседней лодки слышалась музыка – под аккомпанемент гитары пела девушка, и мужской голос подпевал в стиле регги. Мой капитан очень жизнелюбивый и отзывчивый человек. К тому же в молодости он играл в музыкальной группе и устраивал фестивали. Пол пригласил музыкантов на ужин. К нам в камбуз спустились Себастьян, высокий худой парень с дредами, и его крохотная девушка Ману. За ними пришла и их кошка – Че, осторожно осматривая и обнюхивая незнакомую территорию.

– Мы свободные артисты. Живем вне системы ближе к природе. Я создал яхтенное объединение, и у нас уже пять лодок. Далеко не ходим: по близлежащим диким островам. Зимой готовим музыкальную программу на лето. Летом здесь множество туристов, для которых  устраиваем концерты на улице. Так мы зарабатываем.

Вот эта яхта досталась мне бесплатно, – указывает Себастьян на темно-синюю симпатягу, свой плавучий дом. – На ее восстановление я потратил семь лет. Формула проста: время – деньги. Или у тебя есть много денег, или много времени. Вон ту лодку я купил за 200 евро. Не верится, да? Если очень чего-то хочешь, оно придет к тебе. Лодка сама тебя найдет, парень.

На южном побережье Франции безумное количество яхт. И многие из них просто гниют. Так как за место надо платить, а использовать их некому, хозяева просто от них избавляются. Например, старик умер, старушке лодка ни к чему. Вот и отдала почти за так, for nothing, – четко выговаривая английские слова на французский манер, говорил дредастый хиппи.

– Раньше, – продолжал он, – я играл в большой группе. Мы устраивали грандиозные фестивали. Но, когда я понял, что пяти процентам людей принадлежат 90% всех богатств планеты, я отказался от жизни в системе – и с тех пор здесь.

У Пола на палубе аккуратно сложены и привязаны два компактных складных велосипеда типа наших «Аистов». Чтобы убить время, я катался на одном из них по окрестностям, читал и фотографировал, а голову не покидала мысль: «Лодка сама найдет тебя, парень». Так как мы стояли рядом с яхтой Себастьяна, то часто встречались. Однажды он похвалился, что собирается покупать новую, еще не достроенную, яхту.

– А что ты собираешься делать с этой 26-футовой малышкой? – спросил я.

– Не знаю. Продам. Если хочешь – покупай. За 500 евро отдаю. Деньги для меня ничто, –ответил он. – Но мне надо посоветоваться с напарником. Мы вместе ее покупали.

Я посмотрел цены в интернете: Delph 26 стоил от 4000 евро и выше, но у меня не было и пятисот. Услышав это, Пол сказал мне: «Бери, я тебе помогу. Деньги потом вернешь». Я был ошарашен. Француз предлагает лодку по бросовой цене, а англичанин собирается ее купить для меня. Я ждал два напряженных дня и, увидев Себастьяна, по глазам понял, что ничего не выйдет. Его товарищ хотел сделать из Delph куколку и заработать, перепродав ее.

 

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ

В прогнозе погоды показалось окошко в несколько дней спокойной волны и умеренного ветра. Мы направились на север Корсики в город Бастия. Корсика! Сколько раз я слышал твое имя. Здесь среди урожайных холмов родился Бонапарт и, по некоторым версиям, Колумб. Я уже рисовал в уме пейзажи, мелькающие мимо, когда еду на велосипеде по горной дороге и слушаю музыку.

И вот рано утром в конце моей вахты капитан изменяет маршрут в сторону Эльбы. Ну что ж – на Эльбу так на Эльбу. Наполеон томился в ссылке в чине твоего императора, на тебе растут прекрасные сорта винограда, а твоя история занимает не один том, Эльба. В воображении возникли те же пейзажи, ведь на близлежащих островах природа должна быть одинакова.

Через несколько часов Пол снова расстроил меня: «Погода хорошая, настроение тоже. Что нам здесь делать? Идем дальше на юг».

Южнее Эльбы на карте я нашел два маленьких острова. Один из них называется Монтекристо.

– Пол, идем на Монтекристо! Бросим якорь, погуляем по развалинам! Ну же, Пол!

Кэп посмотрел в карт-плоттер, затем в навигационный справочник и сказал, что там нет обустроенной гавани. Мы пошли на материк, где сели на мель…

В 5-м веке нашей эры на остров переселились монахи, спасаясь от варваров. Они дали острову название «Монс Кристи» (Гора Христа), от которого произошло современное название. Позже здесь был построен монастырь. В 1550-х годах турецкий пират Красная Борода захватил монастырь и организовал в нем свою базу, благодаря чему появилась легенда клада, закопанного где-то на острове. Пираты жили здесь вплоть до XIX века. Легенда о спрятанном сокровище вдохновила Александра Дюма на написание романа «Граф Монте-Кристо». В ХХ веке многие пытались найти клад, но тщетно. Хотя кто признается? А в 1970-х остров стал заповедником.


НОЧЬ В МОРЕ

Ночь в море приходит постепенно. Солнце скрывается за линией горизонта, море темнеет, приобретая металлический цвет.

Ночью рулевой наблюдает только звезды и навигационные огни проходящих кораблей. А луна, вечный солнечный отражатель, иногда помогает ему.

Однажды на очередной вахте я увидел огни: зеленый и красный. Они упрямо таращились на меня и становились отчетливее. Красно-зеленоглазый монстр приближался. Ночью в море невозможно прикинуть расстояние.

Вдруг яркий свет прожектора ослепил меня. Я заметил надпись на борту: Guardia Costiera. К нам подошла служба береговой охраны, и мы ослабили паруса. А они почему-то медлили с вопросами. Очевидно, по рации пограничники спрашивали, как задать по-английски тот или иной вопрос. Мы вывесили кранцы, готовые к сцепке. Но, убедившись, что наше судно из Британии с двумя людьми на борту, не стали спускаться к нам и ушли, пожелав удачи.

 

ШТИЛЬ

Однажды ночью ветер совсем утих. Мы пошли под мотором. Но вскоре затих и мотор. Наши попытки его завести ни к чему не приводили, двигатель глох, непонятно откуда засасывая воздух. Вода была ровной, как стекло, а четверть луны едва освещала ее. Судно легло в дрейф и медленно разворачивалось против часовой стрелки. За несколько часов далеко на горизонте мимо нас прошли два корабля. Глубина была большой, трафика не было, оставалось наблюдать за звездами и наслаждаться тишиной, которую иногда прерывал всплеск выпрыгнувшего дельфина.

В небе было много самолетов и сгорающих космических осколков. Пол послал в эфир сообщение, что яхта дрейфует на такой-то широте и долготе. Наступило утро, подул легкий бриз, и мы смогли дойти под парусами до ближайшего порта, где два дня возились с двигателем: почистили бак, усовершенствовали систему фильтрации топлива и заменили некоторые детали.

 

РАЙСКИЙ ОСТРОВОК

После остановки на острове Искья, где главные улицы переполнены туристами, а в переулках местные подростки пьют вино, мы отправились на Капри. Пол много знал о нем, но никогда не был, а я слышал впервые. Здесь туристов оказалось еще больше: они прибывают на паромах из Неаполя, и поток не прекращается ни днем, ни ночью.

Первые поселения на острове Капри возникли в эпоху палеолита. В ис­торические времена Капри населяли эллины, финикийцы, греки, а в 326 г. до н.э. наступил римс­кий период. Император Август очень любил остров и называл его Апрагополисом – городом сладкого безделья. Он очень популярен из-за своей красоты и климата. После российской революции 1905 года Капри стал убежищем для русских эмигрантов, среди которых были Горький и даже Ленин.

Город засветился вечерними огоньками, когда мы пришвартовали яхту. На острове два поселения: Капри и Анакапри. Из одного в другой ведет древняя тропа, построенная в 7-м веке, насчитывающая больше 900 ступеней. С наступлением темноты на ней зажигают фонари, и причудливый зигзаг мелькает среди темной скалы, где пересекается с ровной линией современной автодороги.

На острове дома окрашены в белый цвет, как в Греции, и это резко контрастирует с материковой частью Италии. Множество вилл раскинулись по острову, среди них есть и очень древние – построенные почти две тысячи лет назад.

Монте-Саларо – самая высокая гора на острове: 529 м над уровнем моря. На ней находятся древние развалины, куда можно дойти пешком, а можно добраться на фуникулере: открытые одиночные сидения раскачиваются над холмами на высоте десяти метров.

 

ДЕД И ПЕТЬКА

В детстве я проводил каждое лето у бабушки. Жаркими днями я читал книги, сидя на ветках яблони, или бегал босиком по прохладной траве. А вечерами, перед сном, слушал сказки. С простым названием «Про деда и Петьку». Деда звали Василий Иванович, а его внука – Петька. Их жизнь была полна приключений: они пересекали океаны, боролись с туземцами, убегали от вулканической лавы, исследовали неизвестные земли и даже погибали! Но по моей просьбе воскресали вновь.

Я часто думал: может быть, именно эти сказки глубоко засели в подсознании и породили во мне тогда непреодолимую тягу к путешествиям? 

Сегодня на закате я сидел на обрыве, болтая в пустоте ногами, и по своему обыкновению размышлял. Черт побери, а ведь я сейчас в сказке своего детства! Только вместо Василия Ивановича – Пол, а я – тот самый Петька! Вот только приключений в стиле «Детей капитана Гранта» нам не видать, и пустых пятен на карте уже не осталось.

 

ГРЕЦИЯ

Выбрав нужный момент, когда на Гибралтаре отлив, мы пересекли пролив между Сицилией и материком. Течение там напрямую связано с поведением воды в Гибралтарском проливе.

Обогнув кончик Апеннинского сапога, направились на восток. Земля удалялась и в конце концов совсем исчезла из вида. Двое суток мы шли по открытому глубокому морю. Нам повезло – была хорошая, умеренная волна и такой же постоянный попутный ветер.

За все время мы видели только одно судно: большая гоночная яхта обогнала нас еще в начале пути возле итальянского берега. Почти полная луна освещала путь ночью, днем же было безоблачное небо. Я понял одно: зимой в Средиземное море нечего соваться – постоянно штормит, и хорошая погода бывает крайне редко.

Высадились мы на небольшом греческом острове Закинтос.

В Греции начиналась Пасха, в церквях шли богослужения, и народ собирался на большие недельные каникулы. Срок моей визы заканчивался, и я вынужден был уезжать.

Три месяца жизни на маленьком судне пролетели незаметно, я радовался каждому дню. Хоть я и спал, не сгибаясь, как штык, готовил одной рукой и поначалу выблевывал пищу за борт, это только укрепляло мою любовь к морю. Пол оказался веселым, беззаботным малым, с которым я и океан пересечь не прочь. Казалось бы, сказка должна продолжаться, ведь в Греции тысячи островов со своими загадками, красотами и развалинами. Ходить бы и ходить. Но я полетел домой.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Иван Цымбал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2016-06-16
Места   Гиды  
 
35
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Майский жук 16-06-2016, 11:28
+83 88 5
Шикарное путешествие, читается огромным удовольствием!
ОТВЕТИТЬ
Прекрасная статья и фотографии!
ОТВЕТИТЬ
МаryMary 16-06-2016, 12:05
+42 45 3
Невероятно здорово!!! Спасибо за такой чудесный рассказ и восхитительные фотографии!
ОТВЕТИТЬ
ava
Потрясающие фотографии
ОТВЕТИТЬ
Нет времени читать, сколько это стоило?
ОТВЕТИТЬ
Cтоило по-смешному дешево: я потратил 400 Е. Дело в том, что я не ленился, подхватывал заботы по лодке, и Пол сказал, что дальше за все будет платить сам. А так бы много вышло. Если стоять в маринах каждую ночь э то приблизительно 600 Е в месяц с лодки. Плюс еда приблиз 200 Е с чел, плюс газ, топливо и тд
ОТВЕТИТЬ
Я б, на самом деле, добавил к стоимости получение RYA квалификации, с ней проще найти лодку, плюс меньше шансов конкретно влипнуть, особенно на старой лодке в непредсказуемом состоянии:) (вам, судя по описанию проблем, изрядно повезло:)
Пола и лодку нашли на find a crew?
ОТВЕТИТЬ
Автор вдохновляет!!! Удачи вам!!!
ОТВЕТИТЬ
Бубубубу 16-06-2016, 12:36
+49 52 3
Какой материал!!!!!!Это самое интересное путешествие, о котором я тут читала! Очень вдохновляющие!
ОТВЕТИТЬ
Зойка Пересмешница 16-06-2016, 12:45
Этот комментарий был скрыт, так как не соответствует правилам комментирования. См. п. 7.
ОТВЕТИТЬ
Зойка-Пересмешница 16-06-2016, 16:22
+31 34 3
Что значит "необоснованная критика", Ситидог? В моем комментарии была лишь констатация факта- парень пишет куда талантливее, чем весь ваш штат.
ОТВЕТИТЬ
Зойка-Пересмешница 16-06-2016, 16:26
+46 48 2
Городская Собака обиделась, но я повторю: это был самый сильный материал на моей памяти тут.
Уровня не интернет-требухи, а настоящей книги.
Поэтому, Иван, пиши еще, снимай еще, путешествуй еще!!
ОТВЕТИТЬ
Спасибо большое!
ОТВЕТИТЬ
"это был самый сильный материал на моей памяти тут" - подписываюсь.
ОТВЕТИТЬ
кряка 16-06-2016, 13:52
+5 8 3
вот это шик-блеск-красота! виза не нужна, когда плаваешь по морям. Иван, не боитесь, что вас могут привлечь за наемничество?
ОТВЕТИТЬ
нет. а кто что докажет? тем более меня и не взяли. я там провел несколько дней
ОТВЕТИТЬ
Отличная статья. Очень хороший слог.
ОТВЕТИТЬ
Жанна 16-06-2016, 14:44
+20 24 4
Искренне желаю автору, чтобы его яхта нашла своего капитана - и много волнующих путешествий впереди!
ОТВЕТИТЬ
ava
Ситидог, вы шутите? Постите бесполезные выборки фоток из инсты, а такой материал держали несколько месяцев?

Великолепное приключение, замечательные фотографии, хороший слог автора!
Иван, может, у вас блог есть? =)
ОТВЕТИТЬ
на самом деле около месяца они работали с текстом. почему написали несколько - не знаю. блога еще нет)
ОТВЕТИТЬ
Думала, это ваш ход =) Все правильно, когда текст довольно большой (для сайта это так), его хорошо бы разбить на части, мини-истории. Я не видела, конечно, первоначального варианта, но этот удачный!
ОТВЕТИТЬ
Иван крутой!
ОТВЕТИТЬ
Талантливо! Завораживают фотографии, блестящий текст. Само путешествие ВАУ! Иван супер.
ОТВЕТИТЬ
Написано красиво, но скучно. Не хватает подробностей
ОТВЕТИТЬ
да, слишком много исторических подробностей, и минимум историй из плаваний (а может их и не было))
ОТВЕТИТЬ
Храброе путешествие! Молодец!
ОТВЕТИТЬ
Павел 18-06-2016, 11:52
+5 9 4
Ваня красавец,реально жду от тебя полноценной книги,на подобии той которой мы еще зачитывались на истфаке).Фарта тебе и ровных дорог!)
ОТВЕТИТЬ
Спасибо, Паша!
ОТВЕТИТЬ
Серега 20-06-2016, 09:49
+3 5 2
Ребя, это нормальная мировая практика - капитаны ищут матросов, матросы - капитанов. Пацан три месяца поплавал. ха. сколько выложить денег надо за это? У кого есть тыщи евро? А быть молчаливым большинством - то еше достоинство. так что утри свою желчь, Жучок
ОТВЕТИТЬ
Серега 21-06-2016, 14:17
0 3 3
перечитал еще раз. нигде не нашел "принеси-подай". каждый видит то, что он хочет увидеть. и судит обо всем по себе. я тебя понял
ОТВЕТИТЬ
Вообще-то этот "выживший из ума старик" продал свой интернет-магазин, чтобы провести остаток жизни красиво, по-настоящему, так, как мечтает большинство людей. А что ты будешь делать в старости? Бьюсь об заклад: сидеть на лавочке и обзывать ВСЕХ проститутками и подонками....
ОТВЕТИТЬ
Иван, я конечно могу ошибаться... по-моему при поступлении на отбор документы претендента уничтожаются. И те, кто не прошел отбор, выходят на улицу без паспорта с визой шенген ;) Как решали данный вопрос?
ОТВЕТИТЬ
Анастасия 16-02-2017, 14:41
-1 0 1
Иван, я влюбилась)
ОТВЕТИТЬ
ava
Отличное приключение и опыт. Молодец! Хотелось бы прочитать первую версию "Про деда и Петьку")), без редакторского сокращения
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY