Ну, как съездил на Бали: священные обезьяны, злые духи и самый дорогой в мире кофе

Минчанка Ирина рассказала нам о своем путешествии на Бали. О романтике «как в кино», трудолюбивых, но хитрых балийцах и постижении самих себя.

БАЛИЙСКИЙ КОЛОРИТ И ДЖУНГЛИ ПРЯМО В НОМЕРЕ

– Путешествие на Бали мы планировали сами «от и до», начиная от поиска оптимальных вариантов перелета и заканчивая бронью номеров в отелях. Лететь до острова больше 20 часов, и самое главное в такой поездке – грамотно спланировать перелет с учетом всех стыковок и возможных задержек рейсов. Это, кстати, и самая затратная часть путешествия. Готовиться начали где-то за полгода. Читали статьи в интернете, форумы, смотрели трэвел-блоги и разные передачи.

Заранее выбрали места, в которых обязательно нужно побывать. Не могу сказать, что у нас был четкий план действий. Просто мы очень хорошо изучили остров и знали, что хотим посмотреть. В этом очень помог сайт BaliBlogger.ru, который ведет девушка Стелла. Она живет на Бали уже очень давно и пишет отличные лайфхаки для туристов. Но даже при такой подготовке оказалось, что мы учли далеко не всё. Бали – настолько необычный и экзотичный остров, что предусмотреть всё просто невозможно.

Бали состоит из нескольких курортных зон, которые сильно различаются между собой. Именно поэтому мы забронировали жилье сразу в четырех местах, чтобы прочувствовать и увидеть как можно больше, насколько это, конечно, возможно за 10 дней. Наши отели располагались в трех районах Бали и еще один на соседнем острове Гили – там мы провели всего одну ночь.

Бали – единственный во всей Индонезии остров, где исповедуют индуизм. На всех остальных – ислам, местами радикальный. На Бали произошло несколько террористических актов – об этом мы узнали уже по прилете на остров.

Наш первый отель располагался в Убуде. Это курортный район в центре острова без выхода к океану. Он приспособлен для туристов – здесь много недорогих отелей, магазинов и ресторанов с европейской кухней, но в то же время он весьма аутентичен: повсюду зелень, джунгли, рисовые плантации, храмы. Этот город «расскажет» об острове гораздо больше, чем любой другой курорт.

Наш отель был в очень зеленом месте: прямо на веранду свисали лианы и растения, а на балконе можно было легко встретить летучую мышь и ящерицу. Зато создается впечатление, что ты по-настоящему живешь в джунглях.

Помимо всего прочего, Бали славится живописью и ремеслом. И как раз в Убуде можно найти все: балийские картины, платья, украшения, национальные зонты и веера. На каждом шагу – магазины с изделиями ручной работы. Я просто не могла заставить себя пройти мимо.

Сумочку из бисера Ира купила на одной из ярмарок в Убуде. Девушка уверяет, что стоит такая красота копейки.

Кроме того, Убуд выбирают любители йоги и медитации. Действительно, место располагает релаксировать, созерцать, оставаться наедине с собой и своими мыслями.

АТМОСФЕРА ФИЛЬМА УЖАСОВ И БЕНЗИН В ЛИТРОВЫХ БУТЫЛКАХ

Когда мы летели отдыхать, я и не думала брать с собой теплые вещи – зачем они мне на Бали? У меня в чемодане были платья, шорты, майки и одна байка, которую я накинула в самолете. Но об этом я пожалела уже в день прилета.

Мы решили не сидеть в отеле, сразу начали осматриваться. Взяли в аренду байк – на них здесь ездят практически все: и местные, и туристы. А топливо местные продают прямо в литровых бутылках – никаких заправок искать не нужно. Единственное, что нужно учитывать, – навигатор иногда подводит. Мы несколько раз сталкивались с тем, что никак не могли найти дорогу, и ездили кругами в надежде, что просто не заметили нужный поворот.

Мы решили съездить к вулканическому озеру, которое, судя по карте, должно было быть в 50 километрах от нашего отеля. Поехали в обыкновенной летней одежде: шорты, майка. Выехали около четырех часов дня – считали, что еще более чем достаточно времени для такой поездки. Дорога была очень живописной: чем дальше мы отъезжали от отеля, тем более дикой становилась местность. И в то же время чем дальше мы отъезжали, тем становилось холоднее и темнее.

За полтора часа мы проехали около 30 километров – казалось, что осталось совсем чуть-чуть. Но солнце село внезапно: около шести часов вечера стало по-настоящему темно. Оказывается, на экваторе всегда так, а мы просто были не в курсе. И это не сумерки, как у нас, а темнота, как в аду.

Мы все равно не развернулись – раз уж решили, значит доедем. Начался подъем в горы – становилось еще холоднее. Мы ехали довольно быстро – от скорости и ветра коченели руки и ноги. Вскоре я поняла, что чертовски замерзла. Это сейчас звучит смешно – замерзла на Бали. Но тогда нам было не до смеха.

Мы въехали в глубину какого-то леса – озеро и вулкан, по нашим подсчетам, должны были уже вот-вот появиться. В лесу скопился густой туман – прямо как в фильмах ужасов. Вдалеке слышался лай каких-то бродячих собак, а индикаторы подсказывали, что у нас заканчивается бензин.

Мы останавливали местных и пытались узнать, где купить топливо, но нас просто не понимали. Балийцы смотрели на нас как на сумасшедших – мол, что мы вообще здесь делаем ночью на байке? Чувствовали себя как два идиота.

Мы все-таки сумели доехать до места назначения, но, как и стоило ожидать, почти ничего не увидели – было слишком темно. Слава богу, нашли маленькую лавку, где нам все-таки продали бензин. Я уже даже не помню, как мы добрались до отеля, но это был невероятно счастливый момент. Я упала лицом в кровать и поклялась, что больше никогда не сяду на этот чертов байк.

МОЛИТВЫ ЗА ИЗВЕРЖЕНИЕ, НАГЛЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ И НАРКОТИКИ

После этой поездки мы немного поумерили свой исследовательский пыл и решили взять гида с машиной. На Бали, кстати, много русскоязычных гидов, поэтому найти себе сопровождающего не проблема. Местные понимают, что туристам нужен комфорт: тебя сажают в машину с кондиционером и возят по всему острову, показывая все, что душе угодно.

Нашего гида звали Яса – он оказался прекрасным, добрейшей души человеком. С ним мы объездили почти весь остров. Как-то поехали смотреть храм Улун Дану на священном озере Бератан. Вообще, на Бали много храмов на воде, и они все очень живописные. Попали под очень сильный дождь – вымокли до нитки и сильно замерзли. Добравшись до машины, начали просить Ясу включить отопление, чтобы хоть немного согреться. Но обогрева в машине просто не оказалось. «Ребята, в следующий раз берите с собой “субы”», – подшучивал над нами гид с характерным акцентом.

Помимо храмов, на Бали нужно обязательно посмотреть водопады – зрелище просто завораживающее. Самая яркая картинка, которая осталась у меня в памяти после поездки, – это сплав по горной реке. Нетронутые пейзажи, местные женщины, стирающие белье на берегу, ласточки, пикирующие прямо над водой, и микро-водопады, под которыми проплывает твоя лодка. Это просто незабываемо.

На Бали повсюду можно встретить обезьян. Правда, сами обезьяны очень разбалованные – к людям они привыкли и выхватывают у них все что можно: шляпы, сумки, любые блестящие и яркие вещи. Особенно наглые обезьяны живут возле храмов. Дело в том, что, пока обезьяна живет на территории храма, для балийца это священное животное. Он никогда не тронет и не обидит ее, даже если она украла его вещь. Но, как только обезьяна оказывается за пределами храмового комплекса, балийцы тут же перестают с ними церемониться, и животные смирнеют на глазах.

Интересно посмотреть, как балийцы выращивают рис – по сути, это единственное богатство острова. На балийском языке слова «еда» и «рис» звучат одинаково – «наси». Рис должен расти в воде, поэтому рисовые плантации устроены каскадом, чтобы вода стояла и задерживалась на них. Получаются сотни крохотных озер на разных уровнях. После уборки риса балийцы привозят на поля целые десанты уток, которые склевывают остатки зерен и съедают вредных насекомых.

Стоит съездить на местный вулкан Кинтамани – это именно тот, который мы пытались посмотреть в темноте. Он считается действующим, но спящим. Впрочем, балийцы его абсолютно не боятся и даже счастливы, если он начинает активничать – даже молятся и просят об этом. Дело в том, что во время извержения происходит выброс пепла, который орошает почву и делает ее плодородной.

Но самой священной считается гора Агунг – балийцы верят, что там живут добрые духи.

Лететь на Бали, чтобы полежать на пляже, точно не стоит. За 10 дней мы купались только один раз. Во-первых, не хотели тратить на это время. Во-вторых, пляжи там предназначены больше для серфинга, чем для купания.

Чтобы поплавать, нужно селиться возле бухт или специально оборудованных пляжей – их там немного. Наш гид рассказывал нам страшные истории о том, как «смывало» волной туристов, которые подходили слишком близко к скалистым берегам в погоне за красивым селфи.

Мы поплавали только на островах Гили – это группа островов в 50 километрах от Бали, которые называют местными Мальдивами. Вот там настоящие баунти-пейзажи. Правда, добираться туда было непросто: сначала мы ехали несколько часов до северо-восточной части острова, потом – на катере, который сильно раскачивает на волнах: морская болезнь проявится почти у любого.

Острова можно обойти за день, настолько они маленькие. Зато здесь самый спокойный океан с самой прозрачной водой, красочными кораллами и огромными морскими черепахами – многие ездят сюда за дайвингом. На Гили много дайвинг-школ, где можно пройти инструктаж и погрузиться в тот же день.

В целом остров Гили знаменит еще тем, что это «зона, свободная от полицейских». Здесь можно попробовать как легкие наркотики типа марихуаны, так и что-нибудь покрепче. К слову, в Индонезии употребление наркотиков считается страшным преступлением, за которое полагается смертная казнь. Нам предлагали какие-то грибы, но мы не рискнули.

ГРЯЗЬ, САМЫЙ ДОРОГОЙ КОФЕ И СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ

На Бали все относительно недорого, как и в большинстве азиатских стран. Мы могли ни в чем себе не отказывать. Есть, конечно, отдельные элитные районы, вроде Нуса-Дуа, где все дорого. Но это, скорее, исключение.

Передвигаться по острову лучше всего на такси – местный транспорт ходит очень плохо. Самый оптимальный и разумный вариант – мотобайк. Аренда стоит около 5 долларов в день, а объездить на нем можно почти весь остров. Русскоговорящий гид, который будет возить вас на машине целый день, а еще и покормит, будет стоить около 100 долларов.

Яса – русскоговорящий гид, который сопровождал Ирину с мужем.

Есть районы, куда приезжает молодежь просто с палатками, – там часто собираются компании серферов и молодежные тусовки. Например, Кута. Можно найти и относительно дешевые хостелы, но нужно быть готовым к тому, что там будет не очень чисто.

Вообще, чистота на Бали – проблемный вопрос. Когда прилетаешь, сразу чувствуешь диссонанс: много экзотических резких запахов, мусор на улицах, толпы людей. В кафе и ресторанах, которые работают для местных, а не для туристов, еда тоже очень специфическая.

На Бали выращивают и варят отличный кофе. Здесь можно попробовать самый дорогой в мире кофе – «лювак». Особенность его в способе обработки. Зверьки едят кофейные зерна, выбирая, разумеется, самые спелые. Зерна проходят через желудочно-кишечный тракт, выходят – их собирают и тщательно вымывают и очищают, а уже затем обжаривают. Мы рискнули и попробовали – вроде ничего, пить можно.

У балийцев есть еще одна интересная особенность, которую сложно понять нашим девушкам. Например, нельзя купить тампоны вообще нигде – видимо, не позволяет религия. А при входе в храм у девушек интересуются, нет ли у них критических дней.

ЗАБРОШЕННЫЙ ОТЕЛЬ С ДУХАМИ И ПРАЗДНИКИ НА ПОХОРОНАХ

Сами балийцы очень разные, хотя так, наверное, можно сказать про любой народ. В целом очень радушные и доброжелательные, открытые и вежливые. Но это касается курортных зон. Местные в деревнях слегка диковатые, но не злые.

Во многом это благодаря их религии. Индуизм подразумевает, что совершенные в этой жизни плохие поступки не позволят людям переродиться снова в человека в следующей жизни. Если быть злым и совершать подлости, можно стать кузнечиком, камешком или травой.

Балийцы всерьез верят в духов, и у них целый пантеон богов. Каждое утро и каждый вечер они делают подношения: в корзинку из банановых листьев складывают самые разные символические предметы. Это могут быть фрукты, благовония, цветы франжипани, некоторые оригиналы кладут в подношение сигаретку. У нашего гида такая корзинка была даже в машине. И они действительно верят: если сделать подношение, духи будут к ним благосклонны и у них все сложится удачно.

В программе «Орел и решка» был эпизод про Бали. Ведущая, которой не повезло с монеткой, вынуждена была ночевать в заброшенном отеле в горах. С тех пор это место стало тоже своего рода достопримечательностью, и мы попросили Ясу свозить нас туда. Отель задумывался шикарным – пятизвездочным, но по каким-то причинам его не достроили.

Перед тем как зайти внутрь, наш гид попросил нас ни в коем случае не ругаться и не повышать голос. Балийцы верят, что в заброшенных зданиях селятся духи, причем недобрые, поэтому не хотят их злить. И, честно говоря, после такого предупреждения у меня постоянно бегали мурашки не то что по коже, но даже по волосам. Постоянно казалось, что кто-то за нами наблюдает или ходит по пятам.

Балийцы – один из немногих народов на планете, у которых похороны – это праздник. Смерть они воспринимают как переход в другой, лучший мир и считают, что это событие нужно отпраздновать.

Похороны сопровождает огромная театрализованная процессия с танцами и песнями. Кроме зрелищности, это еще и очень дорого. Поэтому, если умирает бедный человек, родственники сначала хоронят его в землю, а когда насобирают нужную сумму, раскапывают, кремируют по всем правилам и развеивают прах над океаном.

Балийцы – крестьяне и язычники в хорошем смысле слова. Местные жители веками занимались сельским хозяйством и выращивали рис. Сейчас большинство балийцев так или иначе задействованы в туризме. У многих есть хорошие машины и уютные дома. У каждого балийца в доме есть свой персональный храм.

Конечно, из-за наплыва туристов на Бали процветает мошенничество. Часто приезжих пытаются обдурить. Как только мы прилетели, к нам сразу же подбежал балиец, который, улыбаясь, схватил наши сумки, чтобы помочь их донести до машины. Он проносит наши вещи несколько метров, ставит их – и требует у нас за это 10 долларов. Мы переглянулись, поняли, что это какой-то развод. Я нашла глазами полицейского, направилась к нему – и балиец, который нес наши сумки, тут же исчез.

Когда мы собирались лететь назад, был соблазн потратить последние деньги. В аэропорту мне понравилась медная статуэтка в виде слона. Но она стоила немало, мы с мужем посоветовались и отказались от такой покупки. А когда начали проходить паспортный контроль, нам сказали, что мы должны внести взнос в размере 50 долларов за пользование аэропортом.

Мы и знать не знали о том, что такой сбор вообще существует. И, если бы купили того слона, скорее всего, нам бы просто не хватило денег. Отсюда вывод: в путешествиях нельзя тратить все до копейки.

На Бали я бы с удовольствием побывала еще раз, потому что 10 дней для знакомства с этим островом явно мало. Хотя мы и объездили его почти полностью и даже побывали на соседних островах. Кажется, чтобы принять и прочувствовать Бали полностью, там нужно жить.

Сюда классно съездить на какой-нибудь йога-ретрит: просто расслабиться, отдохнуть и помолчать. А еще говорят, что Бали помогает разобраться в себе. Если есть какие-то сомнения или неуверенность в правильности решений – нужно ехать и слушать себя. Остров помогает понять то, что мы не можем «вытащить» из себя сами.

ВАЖНО: если вы хотите поделиться интересной историей о своем нестандартном путешествии, обязательно нам напишите – а мы напишем про вас: citydogby@gmail.com.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

Еще по этой теме:
Ну, как съездил: пять месяцев вдвоем по Латинской Америке – Куба, Мексика, Коста-Рика, Венесуэла, Колумбия, Перу
Ну, как съездил на Тенерифе: гигантский вулкан, украденные паспорта и незабываемые приключения на грани
Ну, как съездил в Малайзию: высокие небоскребы, древние храмы, клубничные плантации и шикарные пляжи