Ондатровая республика, Козлобродская и станция метро «Друкарская» – как мы ездили на трамвайную экскурсию

Ондатровая республика, Козлобродская и станция метро «Друкарская» – как мы ездили на трамвайную экскурсию
Как мы и еще три десятка туристов прокатились на «Мінскім калядным трамвайчыку» в 15-градусный мороз.

Как мы и еще три десятка туристов прокатились на «Мінскім калядным трамвайчыку» в 15-градусный мороз.

Иван Сацукевич считается одним из лучших специалистов по истории Минска. Экскурсии он проводит уже 15 лет, разработал 18 пешеходных маршрутов. Но экскурсия «Мінскі калядны трамвайчык» эксклюзивная: ее проводят в трамвае, который туристы не покидают на протяжении двух часов.

Более трех десятков туристов собираются около концертного зала «Минск» и направляются на улицу Октябрьскую, куда прибывает экскурсионный трамвай. По этой улице на протяжении суток трамвай № 2 ходит всего семь раз. Столичные чиновники неоднократно предлагали закрыть маршрут, но транспортники отказывались. Иначе трамвайные рельсы могут сразу разобрать.

Октябрьская – классический пример промышленной застройки. Кстати, именно на ней снимали отдельные кадры из фильма «Стиляги». А еще Октябрьская улица связана с началом сопротивления в годы войны. 26 октября 1941 года на арке ворот дрожжепаточного завода были повешены подпольщики Маша Брускина, Кирилл Трус и Володя Щербацевич. Это была первая публичная казнь, которую совершили немцы в оккупированном Минске.

Трамвай поворачивает на улицу Первомайскую, которая когда-то называлась Вясёлай и была границей предместья Кашары, которое с трех сторон окружала Свислочь. В предместье была своя Кашарская площадь, на которой в 1913 году в Минске состоялся первый футбольный матч. Непродолжительное время она называлась в честь Льва Троцкого – главного политического противника Сталина. Позже на ее месте появился ипподром, на котором в 1944 году прошел партизанский парад. Позже Минский станкостроительный завод увеличил свою территорию и застроил часть площади.

Трамвай переезжает по мосту через Свислочь. Справа – поворот на улицу Пулихова. Эти места во все времена любило начальство. В XIX веке там находилась резиденция местного архиепископа (по другим сведениям, архиерея). Позже вокруг усадьбы выросли деревянные дома. Поэтому район получил название Архиерейская слобода. А уже в 1970-е годы здесь поселилась советская элита, которая часто носила дефицитные шапки из ондатры, из-за чего минчане стали называть район Ондатровой республикой.

Трамвай сворачивает налево и через улицу Змитрока Бядули подъезжает к одноименной площади. Как говорит Иван Сацукевич, название площади нигде не закреплено. Поэтому оно может считаться лишь неофициальным.

Район, который виден за окнами, когда-то назывался Долгим бродом. Свое название он получил благодаря броду, через который можно было перейти, чтобы попасть на другой берег реки Слепянки.

Через предместье Долгий брод проходила улица Долгобродская. В 1967 году ее переименовали в Козлова (в честь советского политика, председателя Президиума Верховного Совета БССР). Минчане не были согласны с таким решением. Как только началась перестройка, они стали присылать в Мингорисполком письма с просьбой вернуть старое название. Власть приняла «соломоново» решение: старое название получила только часть улицы Козлова, которая никогда ранее Долгобродской не называлась, – так за магистралью закрепилось название Козлобродская.

Трамвай переезжает проспект Независимости. Слева остается троллейбусное депо, которое было основано в 1929 году как трамвайное. Этот вид транспорта мог появиться в Минске еще в 1913 году. Но начало Первой мировой войны перечеркнуло такие планы. Ранее на месте депо находилась Конская площадь, где проходили ярмарки, а рядом – кладбище. Во время строительства депо последнее закатали под асфальт.

Дальше наш маршрут ведет в Зеленый Луг, поэтому трамвай сворачивает на улицу Красная. Когда-то она являлась важнейшей транспортной артерией, по которой купцы выезжали из города в направлении Борисова и Москвы. Кстати, называть по-белорусски эту улицу «Чырвоная» неправильно: устаревшее слово «красны» означало «красивый», а не «верный коммунистическим идеалам».

В доме № 17 (он спрятан от нас домом № 15, первым слева) теперь располагается Минский финансово-экономический колледж. Когда-то около дома находилась одна из двух минских бензоколонок (вторая располагалась на Немиге). Потом на этом месте разбили сквер.

Местные жители, часто бывавшие на площади Якуба Коласа, придумали сюжет, который обыгрывал все скульптуры, стоящие там. Якобы Сымон-музыка заиграл так жалостливо, что Якубу Коласу стало грустно. Дед Талаш предложил развеять тоску и отправил в магазин своего внука. «Это там?» – спросил внук, указывая на противоположную сторону улицы. В доме напротив действительно продавалось спиртное.

Вдалеке виднеется Комаровка. Когда-то так называли гигантское болото, которое раскинулось от улицы Карастояновой до Сурганова. Оно занимало площадь два на четыре километра. Но название объясняется вовсе не большим количеством комаров. Оно происходит от слова «комора» – хозяйственное помещение, которое могло находиться на территории болота.

Во время войны квартал, расположенный напротив современного БНТУ, состоял из деревянных домов. Когда в 1943 году минские подпольщики ликвидировали Кубе, немцы окружили этот район и расстреляли более 400 детей и стариков. Иван Сацукевич рассказывает городскую легенду, согласно которой Елена Мазаник после войны прожила немного. Ведь к ней постоянно подходили люди и спрашивали: «За что убили наших родных?» Но участники экскурсии неплохо подкованы в истории. Один из них вспоминает, что Мазаник умерла в 1996 году.

В ХІХ веке возникла мода называть улицы линиями – так делали в России, в Америке. До войны белорусы тоже использовали этот подход. Например, улица Богдана Хмельницкого называлась 7-й линией.

Трамвай переезжает улицу Сурганова. Поскольку Иван Сацукевич является членом топонимической комиссии при Мингорисполкоме, он поделился секретом: станция четвертой линии метро, которая будет соединена переходом с «Акадэміяй навук», получит название «Друкарская» («Печатная»). Кстати, именно так раньше называлась улица Сурганова.

Отрезок улицы Якуба Коласа (от пересечения с Калинина до пересечения с Белинского) закрыт от прохожих оградой. За ней с давних пор находится военная часть, а в ней – пушкинские казармы (между современной улицей Коласа и проспектом Независимости раньше находился Пушкинский поселок). Во время войны в пушкинских казармах размещался один из филиалов концлагеря, который находился в Масюковщине. Военнопленные работали по всему городу, но прагматики-немцы не хотели тратить время на их транспортировку. Поэтому лагерь имел в столице 22 филиала. Военнопленных также держали на территории парка Челюскинцев, на Кальварии и в районе Железнодорожного вокзала.

Севастопольский парк, как и площадь Змитрока Бядули, тоже официально не имеет никакого названия. Это обычный зеленый массив. К сожалению, он практически обречен: по планам через центр парка должно пройти третье транспортное кольцо.

У популярности Зеленого Луга среди столичных жителей есть свои причины. Когда в Минске строились предприятия, учитывались направления, по которым дуют ветра. Поэтому промышленнность сконцентрирована в основном на юго-востоке города, а на северо-востоке ее нет.

Вот и конечная. Из окна вагона виден заснеженный канал, который относится к Слепянской водной системе. Иван Сацукевич признается, что особенно гордится в нашей столице двумя вещами: послевоенной застройкой проспекта Независимости и минским водно-зеленым диаметром. Причем архитекторы хотели его продолжить: планировалось создание Слепянской и Лошицкой водно-зеленых систем, которое так и не осуществилось.

Время поворачивать назад. Трамвай возвращается до улицы Красной, но поворачивает не в центр, а направо. Слева из окон виден завод «Горизонт». Во время войны в столице существовали три гетто. Одно большое, в районе Юбилейной площади. А также два малых – на территории авиазавода (современный тракторный) и на территории теперешнего «Горизонта».

В здании, где теперь находится госпиталь Министерства обороны, когда-то находились артиллерийские казармы. До войны там жил будущий маршал Георгий Жуков, служивший в Белорусском военном округе и преподававший военно-допризывную подготовку в БГУ. Во время войны в казармах находился немецкий пересыльный лагерь. Минчане, которые не могли доказать отсутствие связи с партизанами или подпольщиками, отправлялись в Тростенец.

150 лет назад место, которое видно на фото, уже было за пределами Минска. На углу современных улиц Богдановича и Киселева стояла сторожка. В ней находился полицейский, который контролировал въезд и выезд из города. Поэтому район получил название Сторожевка.

Канал, обложенный каменными плитами, – все, что осталось от реки Переспы, которая впадает в Свислочь. По легенде, записанной Павлом Шпилевским, именно тут находилась мельница, которую построил богатырь Менеск. От Переспы получил название одноименный район, а также Переспинское (Сторожевское) кладбище, от котрого осталась лишь церковь святой Марии Магдалины. После войны кладбище, закрытое в 1937 году, было ликвидировано. Некоторые люди смогли перезахоронить останки своих родных. А государство торжественно перенесло на другое кладбище прах революционера-террориста Ивана Пулихова. Остальные могилы сравняли с землей.

Минский дворец детей и молодежи известен своими лабиринтами (как оттуда выйти, знают только сотрудники со стажем), а также удивительной привилегией. В 1980-е годы в столице было всего два здания, в которых стояли стеклопакеты: дворец и Дом правительства.

Старовиленский тракт с давних времен вел купцов и других путешественников на Вильню, столицу Великого княжества Литовского. Даже удивительно, что это название сохранилось за многие века.

Конечная остановка называется «Озеро». Рядом нет никакой воды. Просто раньше конечная находилась на берегу Комсомольского озера. Потом линию продлили, но название решили сохранить.

Трамвай возвращается в центр. По планам экскурсия должна была закончиться в районе железнодорожного вокзала. Но пробки делают свое «черное дело»: туристов высаживают на площади Победы. До финиша доехали не все. Семь человек, недовольных качеством звука, вышли в самом начале. Но большинству туристов экскурсия понравилась. После аплодисментов одна из девушек дарит экскурсоводу конфеты, а женщина – шоколадную монету.

Следующую экскурсию туристическая компания «Колор лэнд» обещает провести в январе.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Наш эксперимент: как мы искали еду на мусорках вместе с фриганом
Как мы выбирались из ограбленного банка в очень реалистичном квесте «Ва-банк»
Эспрессо из аппарата: как мы тестировали «вендинговый» кофе в бизнес-центрах
поделиться