Минчанка, в одиночку путешествующая по горам: «Однажды оказалась в эпицентре землетрясения»

Минчанка, в одиночку путешествующая по горам: «Однажды оказалась в эпицентре землетрясения»
Анне 46 лет, она работает в небольшой IT-компании. Ее самое долгое путешествие в горах длилось два с половиной месяца. Поговорили с ней об опасностях, свободе и самом любимом месте на планете.

Анне 46 лет, она работает в небольшой IT-компании. Ее самое долгое путешествие в горах длилось два с половиной месяца. Поговорили с ней об опасностях, свободе и самом любимом месте на планете.

– Путешествовать в одиночку я начала сравнительно недавно. Раньше путешествовала с семьей или компанией, успела побывать в девятнадцати странах. Но ничто не производило на меня такого впечатления, как горы. Я просто однажды увидела их и влюбилась. А теперь они все время меня зовут, и я ничего не могу с этим поделать. Самые величественные горы на планете – это Гималаи. После них даже Альпы больше не впечатляют. Первый раз я попробовала съездить в горы с небольшой группой, а потом поняла, что это вполне можно делать самостоятельно. Это интереснее, и в этом больше свободы. 

Дингбоче, национальный парк Сагарматха, Непал.

Я увлекаюсь горным трекингом, и поэтому путешествия у меня специфические. Горный трекинг – это модное название некатегорийных горных походов, никаких технических навыков или оборудования это не требует. Самая лучшая и красивая страна для этого – Непал. Я была там пять раз, прошла все популярные треки, некоторые дважды, и надеюсь вернуться туда еще не раз. 

Ледник Кхумбу, который спускается со склонов Эвереста.

Непал – самая высокогорная страна в мире, там находятся 8 из 14 гор-восьмитысячников. Кроме того, там довольно развитая недорогая инфраструктура для непритязательных туристов: небольшие домики (лоджи), которые не отапливаются и продуваются всеми ветрами. Там вам предоставляют маленькую комнату с кроватью и довольно хорошо кормят. 

Деревня Лантанг. Через две недели после снимка была полностью уничтожена лавиной во время землетрясения.

Жилье и еда на треке в среднем обходились мне в 10-20 долларов. Лоджи расположены через каждые несколько часов пути, можно не тащить с собой палатку и еду, что очень облегчает рюкзак. Но, конечно, всю теплую одежду и спальник нужно иметь. 

Содержимое моего рюкзака перед поездкой в Индию.

В таких путешествиях можно увидеть высочайшие горные вершины мира и подойти к ним очень близко. И все это не требует каких-то специальных приспособлений или навыков. Можно подняться на достаточно большую высоту со сногсшибательным видом. Таких мест в Непале много, самое известное – Кала Патар: трекинговая вершина высотой 5643 м, с которой виден Эверест и базовый лагерь Эвереста, именно оттуда начинают восхождение альпинисты. 

Но лучший вид на Эверест – с Гокио Ри.

В горные треки запросто можно ездить самостоятельно. Самое дорогое – это билет. Долететь до Непала и обратно стоит примерно пятьсот долларов. А на жизнь в треке тратится от десяти до двадцати долларов в день, включая еду и жилье. То есть месяц путешествия обойдется примерно в тысячу долларов. Конечно, если ты едешь один, то тебе нужно подготовиться: посмотреть карту местности, маршрут, почитать отзывы тех, кто уже там был. Но с большего там все просто и понятно. 

Непал – очень безопасная страна. Трекинговые маршруты довольно популярны у туристов, поэтому на тропе всегда есть люди. В лоджах, где я ночую, тоже много туристов из разных стран. Еще интересный феномен: когда путешествуешь один, гораздо больше общаешься с другими людьми, чем если бы ты путешествовал со своей компанией. Потому что компания общается между собой, а с одиночкой, как правило, чаще заговаривают и местные, и другие туристы. Одно дело – вклиниться в разговор двух-трех людей, и другое дело – подойти к одному человеку. У меня было очень много интересных разговоров у огня в столовых лоджей с местными жителями и с другими туристами. А когда я ездила с группой, практически все наше общение было внутри группы. 

Ама Даблам, Сагарматха.

Конечно, все зависит еще и от склада характера. Кому-то может быть очень скучно одному, и он все время будет искать себе попутчиков и собеседников. У меня такой потребности не было, мне не бывает скучно. Есть желание – я разговариваю с кем-то, а нет – читаю книжки и пишу заметки.

В этом апреле я ездила в индийские Гималаи с попутчицей, потому что Индия для одной женщины – небезопасная страна. И еще мы там нанимали местного портера, который носил наши вещи, потому что в этот раз мы были с палаткой и едой. Путешествовать с напарницей было прекрасно, но одной мне все-таки больше нравится. Когда ты путешествуешь один, ты получаешь новое измерение свободы. Когда ты с кем-то, ты от него зависишь: раньше на тропу не выйдешь, нужно дождаться, пока попутчик проснется, поест и соберется. Или вот он проголодался и хочет поесть в этом месте, а ты хочешь пройти дальше. Или наоборот, ты хочешь посидеть в этом месте полтора часа и никуда не идти. Но тебе нужно согласовать это со своим попутчиком. Это всегда происходило у нас бесконфликтно и спокойно, но сама необходимость этих мелких согласований очень сдерживает и лишает свободы. Когда я одна, я могу перекроить свой маршрут на ходу – вот передумала я туда идти и ни перед кем не должна отчитываться. Мне это очень нравится. 

По деньгам никакой разницы между одиночным и парным путешествием в Непале нет. В Европе, конечно, двухместный номер на двоих дешевле, чем одноместный, и на этом можно сэкономить. А в Непале комната в домиках на горных тропах стоит один-два доллара. 

Что касается безопасности – я всегда оформляю медицинскую страховку, беру запасные деньги, телефон с роумингом (хоть связи в горах чаще всего нет), хорошую аптечку, в которой есть всё на все случаи жизни. Я считаю, что там вероятность того, что случится что-то плохое, меньше, чем когда я в Минске перехожу дорогу. По крайней мере, у меня был только один действительно опасный случай в Непале, когда я оказалась в эпицентре землетрясения 7,6 баллов 25 апреля 2015 года. Это было очень страшно. Правда, я была не в горах, а в Катманду и как раз в этот день должна была вылетать в Минск. 

Летное поле аэропорта Катманду на следующий день после землетрясения. В здании находиться опасно, продолжаются толчки.

Перед выходом на трек нужно оформить карточку трекера (около $20) и пермит – разрешение на посещение нацпарка (от $20 и выше для разных нацпарков). Карточка трекера нужна для того, чтоб отмечаться на чек-постах. Это такая система слежения за тем, не потерялся ли ты и дошел ли до следующего пункта. И если ты потерялся, то можно отследить, где ты отмечался последний раз, и искать в этой области.

Мое самое долгое путешествие длилось два с половиной месяца, а самое короткое – около 20 дней. Если хочешь подняться на большую высоту, то нельзя это сделать за два-три дня. В основном из-за горной болезни. Подниматься нужно медленно, чтобы успевать акклиматизироваться. В мою первую поездку в Тибет мы очень быстро заехали на большую высоту на машине, и у меня началась серьезная горная болезнь: головная боль, тошнота, потеря координации. Причем лучшее лекарство – это быстро спуститься ниже, а такой возможности не было, потому что мы были на тибетском плато, высота которого 4500 м: чтобы спуститься, нужно было ехать целый день. Поэтому мне пришлось перетерпеть, но с тех пор я решила, что никогда больше не буду спешить в горах. Есть несколько основных правил: после того как поднялся на 3500 метров, нужно побыть там сутки для акклиматизации, но при этом не сидеть, а ходить гулять повыше, а спать спускаться пониже. Каждый следующий день нельзя набирать более пятисот метров по вертикали. 

Для того чтобы так путешествовать в Непале, нужно очень любить горы, потому что бытовые условия достаточно суровые и аскетичные, и если ты готов спать в продуваемой ледяными ветрами фанерной комнатке и мыться из тазика на ледяном ветру, то это для тебя. Еще нужно быть готовым к достаточно большим физическим нагрузкам. Когда я первый раз была в Тибете, у меня с физической подготовкой все было очень плохо. И поэтому, когда мне нужно было долго идти на высоте около 5000 м, я очень уставала, все время садилась отдыхать, мне было совсем не до горных красот, и, если бы не руководитель нашей группы, который меня фактически тащил, я бы, может, и не прошла весь путь. 

В горные треки ходят люди разного возраста, здесь нет ограничений. Я встречала корейских трекеров, которым было по семьдесят четыре года. Встречала канадку шестидесяти семи лет, которая шла со своим сорокалетним сыном и шестнадцатилетним внуком. Если любишь горы, возраст не помеха. 

В Непале в туристических районах все довольно хорошо говорят на английском и с пониманием проблем нет. Но за пределами туристических мест на английском не говорят совсем. Более того, даже непальский язык могут не понять, потому что там более двадцати племен со своими языками, которые и друг друга не всегда понимают. 

Когда я первый раз попала в Непал, у меня было такое ощущение, что я наконец оказалась дома и что ничего плохого тут со мной не может произойти. Я полностью влилась в это место, все вокруг для меня родные, я всех люблю, и меня все любят. Да, отзывы о Непале очень разные, некоторые пишут, что все вокруг хотят их обмануть и видят в них кошелек на ножках. Но я думаю, что если ты сам так смотришь на людей, то и они к тебе так относятся. У меня часто бывало так, что с меня не брали денег и где-то я жила бесплатно.

О непальцах у меня очень хорошие впечатления. Несмотря на то, что многие люди живут там как в каменном веке – готовят на огне, ведут натуральное хозяйство, едят то, что сами выращивают, носят одну и ту же одежду круглый год, – они поют по утрам, они улыбаются, и они счастливы. Поэтому, когда возвращаешься в Минск, с недоумением смотришь на кислые лица людей, у которых есть машины, квартиры, дачи и драгоценности, и начинаешь задумываться, так ли важны для счастья все эти атрибуты и символы успешности. Когда я возвращаюсь из Непала, я по-другому вижу свою страну, начинаю замечать красоту, которую не видела раньше, больше ценить свою комфортную жизнь со всеми благами цивилизации, супермаркетами, фонарями и горячей водой. Но все равно сразу начинаю мечтать о следующей поездке в Гималаи. 

Чуккунг, мое любимое место в Непале.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, из архива героини.

Еще по этой теме:
Как минская семья путешествует с маленьким ребенком на много тысяч километров
Ну, как съездили в Исландию – свадьба и фантастические фотографии
Что читать перед путешествием. 10 travel-книг о самых популярных у минчан городах и странах
поделиться