«Сейчас в платье я уже не влезу». Мамы и бабушки показывают свои свадебные луки

«Сейчас в платье я уже не влезу». Мамы и бабушки показывают свои свадебные луки
CityDog.by узнал о свадебной моде в БССР, когда все хотели выглядеть оригинально, но возможности были далеко не у всех.

CityDog.by узнал о свадебной моде в БССР, когда все хотели выглядеть оригинально, но возможности были далеко не у всех.

 

НИНА ДАНИЛОВНА

стала женой Михаила Ивановича в 1959 году

– Замуж я шла по тем меркам уже поздно, почти в 27 лет. У меня как-то все получилось поздно: в первый класс пошла в 12 лет – во время Второй мировой было не до учебы. И дети появились тоже только через лет пять после того, как расписались. В те годы свадьбы никто не делал, – вспоминает Нина Данииловна. – Застолье с платьем и убранствами могли позволить только те, у кого родители были «крепкие». У меня же осталась одна мама-инвалид – отца убили немцы, у Миши моего тоже никого не было.

Даже если бы и хотели организовать свадьбу, то все равно не успели бы. Получилось слишком неожиданно: «Мы с Мишей познакомились в 1957-м – он был соседом моего брата. Почти год ходили с ним на танцы, гуляли, все было хорошо. А потом он пропал почти на год – как свозь землю провалился. Никто не знал, где он. Первое время я, конечно, переживала, ну а потом подумала: может, женился на ком.

Как-то собирались мы с подругой в парк, а тут заявляется мой брат и говорит: “Нина, там Миша приехал!” А через день узнаю от соседки по комнате, что приходил Миша и из сумочки забрал мой паспорт. Так на следующий день мы оказались с ним в ЗАГСе: я в розовой кофточке и юбке, а он в брюках и рубашке. Что-то похожее, как на этих снимках».

– Из одежды даже выбирать нечего было: в чем ходили каждый день, в том и расписались, – горько усмехается Нина Данииловна. – Первый костюм мужу смогли купить только через какое-то время после совместной жизни – и то благодаря родственнице, которая на склад в ГУМ устроилась работать. А про фотографии я вообще молчу. Только через много лет у нас появился первый фотоаппарат.

 

ВАЛЕНТИНА

стала женой Евгения в 1988 году

– В те годы выбирать особо не из чего было, везде все одинаковое. Но мне не хотелось как у всех. Тем более, замуж я выходила в 26 лет и уже прекрасно понимала, чего мне хочется. Фиолетовый, сиреневый – мои любимые цвета, – вспоминает Валентина. – Ткань доставали по знакомству из Югославии. На фотографиях видно плохо, но на ткани были еще и стразы. Для тех лет это было просто потрясно. А шила платье моя знакомая, которая работала в ателье. Фасон я полностью доверила мастерам. По итогу платье вышло по последней моде. Украшения в виде цветков были сделаны вручную из той же ткани. Перед свадьбой платье даже успело в каком-то конкурсе поучаствовать.

Туфли помогла купить подруга – она в ГУМе работала, им завезли ярко-сиреневые английские туфли-лодочки, которые было не достать. Она заранее писала заявление, будто бы покупает их для себя. А муж ко всему этому делу подобрал галстук в цвет.

– На второй день я была в этом же платье, а муж в коралловой рубашке – в то время такие вещи мало кто себе мог позволить. Она до сих пор сохранилась, ее даже наш сын примерял. А через какое-то время платье я продала, причем задорого. Но туфли еще носила.

 

ИРИНА

стала женой Михаила в 1990 году

– В 1990-е в моде были пышные свадебные платье а-ля «баба на чайнике», – вспоминая, смеется Ирина. – Но и тех в магазине было немного, да мне они и не нравились. Поэтому платье согласилась сшить мамина подруга в качестве подарка на свадьбу. Мы какое-то время всей семьей жили в Афганистане – папу отправляли туда в командировку, он военный переводчик. Уезжая в Минск, мама прихватила с собой разных тканей. Вот из таких запасов парчи с серебряной вышивкой мне платье и смастерили. Такой в Минске тогда точно ни у кого не было, – достает фотографии и платье Ирина.

– Туфли покупала в магазине «Счастье», фату – на Комаровке, а украшения собирала по подружкам. В общем, готовилась как могла – выбора в магазине совершенно не было. А вот свадебный букет до торжества не дожил, и Мише пришлось утром, перед самой регистрацией, бежать за новым. Прическу в парикмахерской мне крутили на пиво, чтобы лучше держалась, – вспоминает Ирина. – Из тех же запасов ткани сшили накидку. Ее я надевала на второй день.

– Сейчас в платье уже не влезу, а вот накидка до сих пор как раз, – примеряя, со cмехом рассказывает героиня. – Хотя на десять лет свадьбы мы с мужем решили приколоться и гостей встречали в свадебных нарядах.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«50% – банкет, 50% – остальное»: свадебный распорядитель о том, какие свадьбы любят минчане и сколько эта радость стоит
«Сегодня ведущий может снизить стоимость на 50%», – как в этом году сыграть свадьбу и сэкономить
Домашние луки минчан: «Мама с детства учила быть дома опрятной, чтобы никакой рванины»
поделиться