Специалист – о минской моде: «Мы не создаем. Мы потребляем. Такова реальность»

Специалист – о минской моде: «Мы не создаем. Мы потребляем. Такова реальность»
Поговорили с доктором наук и известным fashion-PR-специалистом Аленой Поповой о том, что происходит с современной белорусской модой и что делать тем, кто хочет быть модным.

Поговорили с доктором наук и известным fashion-PR-специалистом Аленой Поповой о том, что происходит с современной белорусской модой и что делать тем, кто хочет быть модным.


– Скажите, в каком, на ваш взгляд, состоянии находится современная мода и что с ней происходит?

– Прежде всего, давайте уточним понятие «мода». Есть fashion-бизнес, или бизнес моды, и тогда мы имеем в виду индустрию. А есть собственно мода – быстротечное, актуальное, вкусовое явление, иллюстрирующее ту или иную эпоху.

Так вот, если говорим об индустрии, то с ней ничего такого особенного и не происходит. Будучи одной из самых важных и крупных с точки зрения денег и ресурсов креативных индустрий на планете, она стремительно меняет приоритеты, технологические процессы. Неизменным остается главное – отношение к деньгам. Они – единственный показатель эффективности любого процесса в индустрии. Итоговая строчка баланса должна быть плюсовой.

А мода… Современная мода иллюстрирует нашу эпоху – эпоху цивилизации развлечений. Мы на постсоветском пространстве участвуем в процессах потребления в самом широком смысле – как с точки зрения индустрии, так и с точки зрения модных явлений.

То есть мы – люди, которые потребляют?

– Да. Такова наша реальность.

Получается, что как таковой моды в Беларуси нет?

– Индустрии как таковой нет. Есть активно развивающийся сегмент авторской одежды и аксессуаров. Это связано, прежде всего, с тем, что в Беларуси очень сильная художественная школа. К сожалению, отсутствуют традиции ремесла. Точнее, они забыты и никому не нужны, потому что требуют больших вложений, и в первую очередь инвестиций в человеческий фактор. А с этим у нас исторически как-то не складывается. Хотя те, кто сегодня вовлечен в процессы развития и поддержки авторского сегмента, фактически с нуля, благодаря собственной энергии, труду, подвижничеству, бесшабашности, если хотите, способствуют тому, что этот самый человеческий фактор самостоятельно находит способы профессионально реализовываться.

Что касается моды… Знаете, мода, именно мода, а не дресс-коды и прочий шопинг, – это все-таки культура праздности, традиции светскости и возможность… тратить с удовольствием, осознанно. Мода сегодня – это стиль. Не конкретная одежда, не тренды и даже не дизайнерские изыски. И сегодня никто уже не решается говорить о том, что мода – это то, что мы видим на улице. Не видим. На улице мы видим людей, одетых в типовую униформу. А это не мода. Это просто одежда, которая имеет отношение к практичности, не говорит о вкусе или стиле и иллюстрирует не эпоху, но реакцию на прогноз погоды…

То есть вопросы, которые многих из нас интересуют, вроде «как сочетать кроссовки и классическое пальто», к моде не имеют никакого отношения?

– Нет. Вопросы о том, что и как сочетать, задают люди, которым мода небезразлична, но для которых она представляет собой своеобразный квест, испытание, нечто, к чему они относятся с почтением, но которые к ней, по большому счету, не готовы.

Мода – это не вопросы. Это удовольствие, естественность, легкость. Чтобы быть модным, надо ходить не по магазинам, а по музеям, концертным залам, путешествовать, знакомиться с различными культурами, учить иностранные языки… Мода есть только там, где есть культура, богатый эстетический опыт, понимание и принятие социальной среды и себя в ней.

А то, что мы в Минске называем модой, – это что?

– В Минске… Не знаю. Минск большой. Те, кто имеет отношение к индустрии, чаще говорят о сложностях наладить производство, о безденежье, о скудном рынке сбыта, о непрогнозируемом поведении потребителя, об отсутствии профессионального развития.

Те, для кого мода – череда нарядов, говорят, что в Минске все дорого, купить нечего, все плохо.

– А индустрия в Минске вообще есть? Хотя бы в зачаточном виде?

– Как я уже сказала выше, в Беларуси существует единственный сегмент, который имеет отношение к fashion-бизнесу. И это авторская мода. Наши дизайнеры – это те же художники. Только их произведения – это не картина и не скульптура. Это – авторская коллекция одежды или аксессуаров. У этих коллекций чаще довольно скромные коммерческие перспективы.

Но все-таки мы прошли какой-то этап становления? Многое ведь изменилось с начала 1990-х…

– Мы прошли этап адаптации и понимания себя и своих возможностей. Мы, как и все постсоветское пространство, покончили с безудержным потреблением, причем отнюдь не добровольно, а в силу сложившихся экономических обстоятельств. Многие из нас осознали в том числе необходимость получить хорошее профильное образование. Но все же мы пока не вышли из ниши чистого потребления. И с точки зрения индустрии, и с точки зрения вкуса-стиля мы – ведомые. Мы не создаем. Мы копируем, чаще бестолково, подражаем, имитируем.

И три-четыре ярких дизайнера, и десять-пятнадцать увлеченных модников не способны изменить ситуацию. Но они, безусловно, показывают, что не все потеряно и есть потенциал. Наверное.

А на каком тогда этапе мы находимся сегодня?

– Сегодня, мне кажется, появилась энергичная, с очень неплохим профильным образованием молодежь, которая способна и не боится строить локальную fashion-среду. У них многое получается. Им нужно помочь. А лучше – просто не мешать. Еще есть легкая промышленность. Производственный кластер в Бресте. Небольшие ателье. Но это другая история. Мне кажется, способная молодежь ближе к идее о том, что захочется когда-нибудь назвать индустрией.

То есть пока мода в Минске и не началась еще?

– Индустрия начнется тогда, когда появятся деньги, желание развивать авторский сегмент на серьезном уровне (и он этого достоин), когда сложится благоприятная экономическая среда. Мода начнется в тот момент, когда мы остановимся в потреблении и начнем сомневаться в том, как и что мы потребляем. Когда поймем, что одежда и мода – понятия родственные, но не тождественные. И что нам для этого понимания все-таки нужно еще поработать над собой.

Мне кажется, мы слишком увлеклись фасадом моды. И не утруждаем себя, а точнее опасаемся заглянуть вовнутрь. Мода – это очень красивая история, очень красивая и очень внешняя, тем не менее неотделимая от внутреннего содержания человека.

 – Вы не думаете, что есть какая-то общая минская архитектурная серость, которая влияет на наш эстетический вкус? Скажем, тяжело человеку, выросшему в Каменной Горке, научиться ценить архитектуру. Разве что в более зрелом возрасте и много путешествуя...  

–  Человек, который вырос в Каменной Горке, может сегодня зайти в интернет и совершить для начала виртуальное путешествие в любую точку земного шара, где находятся шедевры градостроения. Заскучав в Минске, этот же человек может поездить по Беларуси, где сохранилось, может быть, немного красот рукотворного, но то, что сохранилось, достойно внимания. А причину для объяснения собственного невежества и уныния можно всегда найти, вне зависимости от места рождения. Например, для того чтобы познакомиться, удивиться и искренне порадоваться местным традициям ремесла, можно сходить в музей этнографии и фольклора Академии наук. Там собрана уникальная коллекция ручной вышивки Беларуси, от которой глаз не отвести. И это совсем не тот простецкий, невнятный, плохо сделанный современный трэш, который кличут вышиванкой. Простите.

– То есть раньше у нас все это было?

– Да, была культура, которая передавалась из поколения в поколение и которую забыли. Точнее, которую предпочитают не замечать. Наверное, так проще. А ведь именно в ней заложена мощная энергия красоты, которая питает творческий потенциал, который, в свою очередь, и является главным двигателем креативной индустрии под названием «fashion-бизнес».

Правда, мне кажется, это сейчас неактуально. Немодно. Проще научиться сочетать кроссовки и классические пальто. И раскритиковать в пух и прах того (или ту), кто классическому пальто в этом нехитром ансамбле предпочел гипюровые кюлоты.

– Так с чего же, на ваш взгляд, стоит начать человеку, который хочет стать «модным»?

– Рекомендации позволю себе дать самые общие. Начните слушать на радио «Культура» авторскую программу Олега Григорьевича Ойстраха «Золотое сечение», сходите к нему на лекции. Старайтесь следить за афишей филармонии. Не поленитесь и почитайте блог Андрея Аболенкина, обратите внимание на статьи Ольги Вайнштейн и Ольги Хорошиловой. Запишитесь на курсы иностранного языка. Любого. И подарите себе обзорную экскурсию в страну, где этот язык – родной для большинства ее жителей. Мне кажется, вполне достаточно для начала. 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«В тапках таких только по даче ходить». Минские пенсионерки обсуждают модные луки молодых минчан
Заводская мода: водитель, инженер, станковщик и айтишник МЗОР
Предельно честно: минские модели о темных и светлых сторонах своей работы
поделиться