Белорусский писатель Виктор Мартинович написал для Budzma.by о десяти законах белорусской торговли.
Закон №1. Клиент должен пождать
К кассам должны быть очереди. Если к кассам нет очереди, крупный торговый объект работает неэффективно, а его владельцы терпят убытки. В случае отсутствия очереди менеджер зала должен закрыть часть касс вплоть до создания толпы перед работающими кассами. Это позволяет экономить на зарплатах кассирш даже лучше, чем штрафы, которые с кассирш взыскиваются за нарушения.
Закон №2. Очередь в объекте торговли должна состоять минимум из пяти, максимум из двадцати человек
После этого рубежа покупатели с корзинами начинают злиться и уходить, оставляя замороженные продукты таять и портиться прямо в зале. Это ведет к убыткам владельцев торговой сети. Владелец всегда прав.
Закон № 3. Здесь продают то, что продается
Беларусь – страна товаров широкого потребления. Тэлефон у тебя должен быть Samsung, машина – Kiа, ноутбук – Lenovo (или Asus, или Apple, что в смысле распространенности одно и то же). И не дай тебе боже захотеть чего-то «не как у всех».
Для наушников Sennheiser HD 579 мне понадобился кабель с переходником мини-джек (3,5 мм) – микро-джек (2,5 мм), поскольку все время носить в кармане с телефоном концертный большой штекер некомфортно. Мест, в которых торгуют проводами, в том числе для аудиоустройств, до черта, специализированных магазинов в городе и в интернете – как милиции на концерте. Но все они предлагают стандартный провод с выходами 3,5 мм на 3,5 мм. Нужно что-то нестандартное? Можем вам предложить провод 3,5 мм на 3,5 мм розового цвета со стразами. Вам нужна hi-end-гарнитура для Sennheiser? «Идите на ебэй»!
Закон №4. Поставщик должен быть один
Когда вы ходите по рынку и ищете жареные кешью, а на первой точке вам говорят, что жареных кешью им сегодня не завезли и что вообще это вредная для здоровья штука, поскольку поджаривание убивает все полезное в орехах, образуя канцерогены, но после проповеди вам все равно хочется жареных кешью – забудьте про жареные кешью!
Во всех остальных местах, где продают изюм, курагу и орехи, торговцы разной национальности со всевозможными акцентами будут повторять вам ту самую историю, что кешью не завезли, что они вредны, а вот возьмите-ка лучше зефира на агар-агаре. Выехать из Минска на рынок города-сателлита не поможет. Лучше сразу идите на ебэй!
Закон №5. То же касается интернета
Если по первому объявлению вам сказали, что выбранный вами телефон BlackBerry существует только с американским зарядным устройством, к которому приклеен монструозный адаптер для белорусской розетки, – ровно то же самое вам скажут еще в 17 местах, куда вы надумаете позвонить. У каждого из 17 будет свой рейтинг на «Онлайнере», свой пук хороших и плохих комментов, пять сотовых номеров, на каждом из которых будет сидеть вежливый и бодрый оператор. Но на самом деле вся эта хрень существует только чтобы замаскировать простой ответ: кешью сегодня не завезли, идите на ебэй.
Закон №6. Главный человек в любом белорусском гипермаркете — охранник
Да что я вам говорю, вы сами читали новости. Охранник главный, потому что, во-первых, он носит пиджак и имеет наушник в ухе, что делает его похожим на агента Смита из «Матрицы» (так кажется самому охраннику). Во-вторых, охранник защищает личные имущественные интересы собственников и поэтому является их вассалом. В феодальных системах (а любой крупный белорусский гипермаркет – это именно феодальное королевство) частная гвардия короля – самая мощная сила.
Охранник может досмотреть вашу сумку. Охранник может вызвать милицию. Вы, казалось бы, также можете вызвать милицию, но охранник в пиджаке и у него есть наушник в ухе. То есть он сам уже наполовину милиция. Так что привыкайте к мысли, что охранник здесь главный, вы – бесправная моль. Get your shit and get out.
Закон №7. Обязательно полиэтиленовые пакеты
Из пакетиков, в которые упаковывают заказ в службах быстрой доставки, развозящих продукты, заказанные через интернет, можно соорудить огромный полиэтиленовый дворец на городской мусорной свалке. Экология, срок разложения того полиэтилена, вид города через 20 лет доставщика не интересует. В той же Италии все продукты упаковывают в бумагу. Но бумага дороже, а себестоимость должна быть минимальной, иначе не будет сверхприбылей.
Закон №8. Войны на парковке
Значительная часть торговых центров в Минске и областных центрах имеет стоянки, мест на которых значительно меньше пикового количества машин в 19:00 рабочего дня. Сделать нормальную стоянку мешают ровно те же причины, что и в пункте номер один: где покупателю оставить машину – его проблема, главное – минимизировать затраты на ввод объекта в эксплуатацию.
Вообще, чем больше расстроенных и спешащих клиентов будет в торговом зале — тем лучше. Бобик, который оставил тачку под знаком, будет принимать решения наспех и, следовательно, с большей долей вероятности падет жертвой агрессивного белорусского мерчендайза, о котором стоит сложить отдельную поэму.
Стоянки перед гиперами обычно покрыты противоречивыми стрелочками, запрещающими знаками (куда же без них!), причем зачастую в два слоя, так как дешевая краска на асфальте больше двух сезонов не выдерживает. И – самое главное – на стоянке где-нибудь в сторонке то и дело увидишь притаившуюся машину ГАИ, которая отслеживает жертв неправильной парковки и с наслаждением их штрафует. Вот эта деталька, ГАИ на парковке в месте, куда люди приезжают тратить свои деньги, – это очень по-белорусски!
Закон №9. В зале должно быть холодно
Кондиционер в гипермаркетах имеет ту же функцию, что и красный цвет логотипов сетей быстрого питания. Он должен фигачить покупателям прямо в головы, так, чтобы они невольно двигались и шопились быстро-быстро. Чуточку задержался возле витрины, задумался, какую рыбу выбрать, – получил невралгию тройничного нерва. Чем холоднее в зале – тем лучше для всех. Вот и продукты на полках сохраняются лучше. Избегайте сетей, в которых кассиры летом сидят в меховых жилетах, – владельцы этих магазинов думают о вас очень плохо.
Закон №10. Изображение продуктов на сайте электронной доставки играет роль иконического знака
Оно не указывает, как будут выглядеть продукты, которые вам привезет обернутыми в миллион целлофановых пакетов курьер. Этот образ-иконка намекает на свойства, характерные для всей группы объектов, называемых, к примеру, словом «банан» или выражением «продукт копчено-вареный из курятины». Несовпадение того, что вам привезли, и того, что вы ожидали, что вам привезут, является исключительно вашей проблемой и происходит из плохого знания вами, покупатель, семиотики Ч. Пирса.
Sennheiser
ОК
если накопилось мыслей про повседневное, и есть талант их изложить на бумаге - почему этого не сделать?
не создавайте завышенных ожиданий - и вы не будете разочарованы, и объекту ваших ожиданий будет полегче без ваших "ежовых рукавиц".
создается впечатление, что вы только и ждали этого "провала"...
Што б мы з вамі ні думалі з нагоды законаў, якія руляць беларускім гандлем, іншага гандлю ў гэтай краіны для нас няма. Усе незадаволеныя ідуць на ебэй.
припарковался на местах для инвалидов?
Так то в Италии в большинстве магазинов холод собачий. Друг в Риме живет, говорит простудился один раз, жара была и заскочил так в магазин.
А ещё у них с собой нет бланков (их же надо было ещё не забыть в страховой взять), а если и есть, то они не уверены, как их правильно оформить и боятся, что вот они "что-то упустят", а потом, тот, второй, который злодей по любому, вызовет ГАИ и заявит, что вторая машина скрылась с места ДТП, ага.
с парковками вообще не понял ... ни разу не сталкивался с таким, чтобы возле гиппера не смог машину поставить, даже перед новым годом))) возле супермаркетов - да, но это скорее проблема жильцов близлежащих домов, после закрытия магазина можно увидеть сколько парковочных мест занято покупателями, а сколько нет
Когда на кассе в Евроопте отвечаю "пакет не нужен", всегда встречаю удивленные выражения лиц кассирш, которые меня уговаривают: "так он - бесплатно".
Жаль, что нет времени и не хочется задерживать очередь, чтобы объяснить ей, что скоро вся планета погрязнет в пластике и я не хочу быть соучастником в этом безумии. Что мне совсем несложно взять обычную матерчатую сумку и сложить туда продукты, как несколько десятков лет назад мои родители складывали продукты в авоську.
При этом, если вчитаться в мелкие буковки на заглавной странице, окажется, что эти 17 "разных" магазинов ссылаются на три разных ИП - просто заведено 17 разных веб-витрин, а если докопаться глубже, то выяснится что эти три разных ИП - всего лишь реализаторы товара от одного и того же поставщика, ездящие за заказом на один склад