«Если ребенок нежелательный, его можно отдать в детдом». Минчане и гости Минска о запрете абортов

«Если ребенок нежелательный, его можно отдать в детдом». Минчане и гости Минска о запрете абортов
CityDog.by решил выйти на улицы Минска, чтобы поговорить с минчанами о запрете абортов и «черном понедельнике» в Польше. Как-никак на улицах Варшавы уже 20 000 протестующих.

CityDog.by решил выйти на улицы Минска, чтобы поговорить с минчанами о запрете абортов и «черном понедельнике» в Польше. Как-никак на улицах Варшавы уже 20 000 протестующих.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

В Польше в первом чтении был принят законопроект о запрете легальных абортов во всех случаях, кроме угрозы для жизни и здоровья матери. Ответ поляков не заставил себя долго ждать: например, на центральную площадь Варшавы 3 октября вышло 20 000 человек, одетых во все черное, с плакатами «Права женщины – права человека» и «Ваши церкви – наши матки». 













С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

В конце сентября в польский парламент правящей консервативной партией «Право и справедливость» был внесен законопроект о полном запрете легальных абортов. Это несмотря на то, что с 1993 года в Польше и так действует один из самых строгих противоабортных законов в Европе. Сейчас у польских женщин есть только три основания для легального аборта:

- беременность угрожает жизни или здоровью женщины;  

- медицинские исследования показывают, что ребенок родится с тяжелым и необратимым дефектом или неизлечимой болезнью, которая поставит под угрозу его жизнь;  

- есть основания полагать, что ребенок был зачат в результате преступления – например, изнасилования.

В итоге в законе может остаться только первый пункт. Хотя по прошествии почти 20 лет стало понятно, что и нынешний закон работает плохо: 

1. Беременность в результате преступления может быть прервана не позднее 12-й недели при условии, что преступность зачатия подтвердил прокурор. Расследование преступлений может длиться годами, а беременность всего 9 месяцев – как быть?

2. Медицинские показания к аборту должны быть заверены врачом. Но, если ваш гинеколог верующий, у него есть право отказать в выдаче такой справки. В 2007 году Европейский суд по правам человека присудил компенсацию Алиции Тысёнц за то, что женщина пыталась добиться разрешения на прерывание третьей беременности, так как страдала заболеванием глаз. Но ей отказали, вследствие чего женщина практически ослепла.  

помогает ли польше закон об абортах?

Принятие запрета на легальный аборт должен был как минимум увеличить прирост населения Польши, но этого не случилось. По официальной статистике, если в 1988 году польки сделали 105 333 абортов, то в 1993-м – всего 676. 

А опрос польской социологической службы CBOS в 2013 году показал, что один аборт совершили от 4,1 до 5,8 миллиона польских женщин – то есть почти каждая четвертая.

почему это важно для белорусов?

Сейчас в Беларуси более либеральное отношение к абортам. По данным Министерства здравоохранения, на тысячу белорусок фертильного возраста приходится 10,34 аборта. Кстати, если в Польше примут закон о запрете на прерывание беременности, а в Беларуси иностранцам разрешат находиться без визы не более 5 дней, то, вполне возможно, в нашу страну массово поедут беременные польки. По крайней мере, приграничные с Польшей страны зафиксировали рост обращений полек по вопросам прерывания беременности.

27 декабря 2014 года вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О здравоохранении”». Теперь врач-специалист имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, письменно уведомив об этом руководителя организации здравоохранения. Это возможно лишь в том случае, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. После получения письменного уведомления врача руководитель организации здравоохранения должен организовать женщине проведение аборта другим врачом.

Последние годы несколько инициативных групп проводили кампании в поддержку запрета абортов, но не получили поддержку на законодательном уровне: «Каждая женщина имеет право прервать беременность – запретительными мерами ничего не добьешься».

А что по поводу запретов на аборты думают минчане и гости?

Первым делом мы отправились к Кафедральному собору Святого духа. Обед, людей мало. Мокрые от слез глаза первой женщины, которая вышла из церкви, дали понять, что лучше ее не тревожить. Мы обратились к следом выходящей девушке. Знакомимся: Оля – переводчица.

Оля отказалась фотографироваться: максимум, на что согласилась, – фото в профиль.

Оля не относит себя к верующим – она посещала собор в качестве экскурсовода для своих иностранных гостей. Тем не менее она считает, что «в случае с абортом нужно отталкиваться от обстоятельств».

– Рожать или не рожать – право каждого человека, вопрос очень индивидуальный. Иногда этот ребенок может быть нежеланным, или зачатие произошло вследствие изнасилования. В любом случае этот вопрос подлежит обсуждению. Если бы такое происходило у нас в Минске, думаю, я бы тоже вышла, как женщины Польши, на марш протеста.

Следующую женщину в этот безлюдный вторник мы отыскали возле входа в Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, что на площади Свободы. Людмила приехала в Минск из Витебска: она католичка, как раз шла на богослужение.

Витеблянка Людмила выступает против абортов. 

– Я считаю, что аборты нужно запретить.

– А почему вы так считаете?

– Это считается смертным грехом.

– А если беременность случилась в результате изнасилования или по медицинским показаниям существует угроза жизни женщины?

– Не запланированных Богом детей нет, да и непредсказуемых событий тоже. Если суждено, то ничего не поделаешь. Все равно нужно рожать. Убивать никто права не давал. Лично я абортов никогда не делала. Поэтому я за то, чтобы не только в Польше приняли такой закон, но и у нас в Беларуси.

В поисках людей мы возвращаемся на Немигу и видим молодую девушку с белой косынкой. Девушку зовут Екатерина: она аккуратно складывает косынку и задумчиво смотрит на купола церкви. Мы невольно прерываем ее размышления.

Катя – студентка иняза. Она из православной семьи и приходит в церковь, «когда тянет душа».

– Судить по себе про аборты сложно, ведь у человека могут сложиться разные ситуации в жизни. В принципе, бывает, что и аборт – необходимая мера. Но если касаться вопросов религии, то, естественно, я против аборта.

– С 1993 года в Польше запрещены аборты. Исключение составляют только медицинские показания и насилие. Но теперь и этих критериев может не быть. Как вы к этому относитесь?

– Да, я против такого запрета. Если речь идет о жизни матери, то ее нужно сберечь.

– Если бы белорусский парламент рассматривал вопрос о полном запрете абортов, вы бы вышли на улицу?

– Вы знаете, думаю, вышла бы. Другой вопрос, вышли бы другие белорусы, ведь мы все такие «памяркоўныя». И друзья бы меня поддержали. А вот семья – вряд ли.

После разговора с Екатериной решаем отправиться к Красному костелу. Скоро там начнется богослужение. Замечаем первого молодого человека, который направляется к костелу. Роман – охранник, сегодня решил заглянуть в храм. 

Роман приходит в костел не часто, только «время от времени».

Оказалось, до нас Роман ничего не слышал о ситуации в Польше. Можно сказать, мы застигли его врасплох своими вопросами. 

– Даже не знаю... Думаю, что я за запреты, которые сейчас хотят ввести в Польше. Все-таки аборт делать нельзя.

– А если бы вопрос аборта по медицинским показаниям решался с вашей сестрой или супругой?

– О, это очень сложный вопрос. Не знаю, выбор, конечно, был бы за ними, – Роман тщательно обдумывает каждое слово. – Но будь я на месте сестры, то аборт бы не делал. Даже если бы была угроза моей жизни.

– А как думаете, в Польше примут закон?

– Думаю, нет, раз уж столько людей вышло.

В отличии от Романа теолог Чеслава отлично ориентируется в польской ситуации и охотно отвечает на наш вопрос. 

Чеслава уверена, что запрет на проведение абортов давно пора было ввести.

– Я считаю, что аборты запретить нужно. Более того: давно пора! Исключение – это медицинские показания, когда ребенок умирает. Но это уже не аборт, а операция. Аборт и операция – две большие разницы.

Аборт – когда женщина при нормальном состоянии плода по каким-то моральным принципам решает избавиться от ребенка. Но она все равно потом будет об этом жалеть – постабортный синдром однозначно на ней скажется. Если даже ребенок нежелательный, его можно отдать в детский дом, но не убивать.

Но в случае, когда умирает плод, в первую очередь спасают женщину. И то – это выбор самой женщины. Например, есть такие ситуации, когда женщина знает, что, если родит ребенка, сама умрет. Когда она осознанно идет на это – такой подвиг уже высокодуховный, к нему нужно быть готовой.

Я даже удивлена, что такая католическая страна, как Польша, восстала против такого благородного дела, как запрет абортов.

Бизнесмен Алексей приехал в Минск из Львова: по словам молодого человека, он ни минуты не раздумывал и вышел бы на «черный» митинг.

Алексей уверен: сначала нужно думать, а потом заводить ребенка.

– Думать нужно раньше, чем приходит необходимость делать аборт. Если мужчина и женщина идут на близкие отношения, то тогда они не имеют права убивать ребенка, то есть делать аборт.

– А если беременность случилась в результате инцеста?

– В таком случае это решение матери. Никто другой не в праве решать за нее этот вопрос. Точно так же, как я не могу заставить вас жениться на ком-то.

Шел четвертый час дня, людей на улице было немного. Вдалеке мы увидели женщину, приближающуюся к костелу. Ирина приехала погостить в Минск – правда, из Москвы. Она рассказала, что православные в ее городе также собирают подписи за запрет абортов.

Москвичка Ирина считает: аборты – величайшее зло, которое уродует женщину.

– Аборт – величайшее зло, которое уродует женский организм. Поэтому нужна пропаганда, а не запрет. Иначе начнутся подпольные аборты и станет еще хуже. Но я за пропаганду против абортов.

– Какой должна быть пропаганда, чтобы она воспринималась и была действенной?

– Во-первых, нужно рассказывать о зле аборта для организма. Я лично знаю таких женщин, которые стали после аборта инвалидами, с учетом того, что делали они их в дорогих клиниках. И в то же время знаю тех, кто пострадал от подпольных прерываний беременности.

Во-вторых, правильно рассказывать молодежи о том, что любовь – это не только секс и, наоборот, секс – это не любовь. Да, есть вопросы и метафизического характера, когда идет спор о том, с какого момента плод становится человеком. В этот вопрос я углубляться не хочу, ничего не могу сказать. Одно точно знаю: я против того, чтобы религиозные деятели вмешивались в жизнь светского общества и тем более что-то диктовали. Религия – это свобода воли, свобода совести и личное дело каждого.

– Если бы в Москве решался вопрос принятия такого закона, вы бы вышли?

– Ой, я вообще не люблю шумихи. И возраст уже не тот. Но я точно бы подписала петицию.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, Daniel Forero, Instagram.

Еще по этой теме:
Скажите: а вы бы запретили или разрешили аборты?
Ребенок – новый член старой банды
У Домрачевой и Бьорндалена родилась дочка
поделиться