Не-отель, не-музей, не-креативный кластер. Что ждет заводы на Якуба Коласа?

2016-12-07
Места   Тема  
 
8
Рубрика Public Space

Не-отель, не-музей, не-креативный кластер. Что ждет заводы на Якуба Коласа?

Здания-призраки Комаровки
О здании полиграфкомбината и его «брате», помещении бывшего завода ЭВМ, расположенных на площади Якуба Коласа, ходит множество слухов. Почему так долго пустуют эти здания и есть ли у них шанс на креативное будущее?
0
0
0

О здании полиграфкомбината и его «брате», помещении бывшего завода ЭВМ, расположенных на площади Якуба Коласа, ходит множество слухов. Почему так долго пустуют эти здания и есть ли у них шанс на креативное будущее?

Болотистую Комаровку начали осушать и застраивать в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Несмотря на довольно активный рост города в 30-х, большинство зданий этого района оставались старыми и деревянными. После войны была спроектирована Комаровская площадь, которая должна была быть застроена двумя прямоугольными зданиями в неоклассическом стиле, между которыми планировалось расположить сквер.

В 1956-м завершилось строительство первого из зданий – полиграфкомбината, который после смерти Якуба Коласа, как и сама Комаровская площадь, получил имя классика. В то время на площади еще оставались деревянные постройки. Чуть позже здесь начали строить симметричный полиграфкомбинату завод по производству электронных вычислительных машин имени Орджоникидзе. И хотя в то время Хрущев уже начал критиковать сталинскую архитектурную школу, архитекторам и строителям удалось сохранить для достроенных в 1961-м зданий запланированный стиль.

В конце 50-х на полиграфкомбинате работали формный, переплетный и офсетный цехи, а также цех высокой печати. Комбинат имел большое значение для Беларуси: сохранились данные, что в 1963 году общий тираж книг и брошюр, напечатанных на здешних станках, составил 50 миллионов экземпляров. Наиболее известными изданиями, «родившимися» на полиграфкомбинате, стали «Беларуская савецкая энцыклапедыя», «Букварь» и издание поэмы «Новая Зямля».

Примерно в то же время на соседнем заводе ЭВМ создавались первые модели знаменитых электронно-вычислительных машин «Минск».

После распада СССР оба завода утратили «былую славу» и производительность, и в начале 2000-х из экономических и экологических соображений их, как и другие действующие предприятия центра города, было решено вынести за его пределы.

В 2011-м полиграфкомбинат объединился с Минской фабрикой цветной печати и переехал на Корженевского. А его бывший сосед, завод ЭВМ, сейчас именуемый МПОВТ (Минское производственное объединение вычислительной техники), теперь располагается на улице Притыцкого.

18 зданий – а это почти 60 тыс. квадратных метров в центре Минска – пустуют уже не первый год. Хотя попытки заставить хотя бы недвижимость приносить городу доход предпринимались уже не раз – правда, не всегда успешно.

В 2013 году, например, полиграфкомбинат планировали превратить в отель: был заключен договор с турецким акционерным обществом «Ирада», владеющим предприятием «Минск Принцесс Отель», то есть гостиницей и несколькими казино в Минске. Согласно этому договору, в столице должна была появиться еще одна пятизвездочная гостиница.

В 2014-м сюда начали регулярно наведываться сталкеры, опасающиеся, что завод в его привычном виде скоро будет не найти. В результате на сталкерских фоторепортажах можно увидеть немало любопытных артефактов.

Однако строительство пятизвездочной гостиницы затянулось – по слухам, причиной стало нестабильное финансовое положение инвестора. В феврале 2016-го Совет Министров постановил расторгнуть договор с «Ирадой», и с осени это здание считается ничейным.

А вот судьба здания-соседа, бывшего завода электровычислительных машин, выглядит поживее: в 2013-м одно из зданий завода планировалось выделить под «Арт-депо», Центр современного искусства, более масштабный аналог современного НЦСИ.

– Речь шла не только об изобразительном искусстве: под одной крышей мы хотели объединить разные виды искусств, – говорит один из организаторов так и не осуществленного проекта художник Виктор Альшевский. – Пространство должно было работать для танцевальных, музыкальных, литературных, дизайнерских и других инициатив. Такие пространства уже есть во многих мировых городах, а особенно столицах – а Минск ничем не хуже. Тогда, почти четыре года назад, у нас был готов архитектурный проект будущего «Арт-депо», и была абсолютная поддержка от президента и правительства, однако к согласию не пришли сами художники, которые реализовывали проект. Надеюсь, что в будущем такое пространство в Минске все-таки появится.

В 2014 году все здания завода выставили на аукцион. За два года инвестор, готовый вложиться в реконструкцию пустующих помещений, так и не был найден, и поэтому в ноябре 2016-го, после рассмотрения президентом вопроса судьбы здания, было принято решение о передаче его в использование Парку высоких технологий. Об этом в середине ноября сообщила БелТА, ссылаясь на комментарии председателя Госкомимущества Андрея Гаева.

Из-за распространившихся слухов многие считали, что в распоряжение ПВТ перейдут все пустующие территории обоих заводов, включая само здание полиграфкомбината. Эксперт ПВТ Владимир Лебедев рассказывает, что Парк готовится получить в распоряжение только некоторые (и притом далеко не все) площади завода ЭВМ, но никак не полиграфкомбинат. Более того, пока юридически здания не стали собственностью ПВТ, рано говорить о каких-то планах по их преобразованию.

А вот Виктор Альшевский очень оптимистично относится к будущей экспансии ПВТ на заводские площади.

– Я очень рад, что заводы будут переданы ПВТ: у IT-сферы есть все ресурсы, чтобы обустроить такие помещения. Верю, что у них есть необходимые возможности и технологии, чтобы преобразовать здания в течение полутора-двух лет. Компьютерные технологии позволяют сейчас создавать архитектурные решения практически мгновенно. Если ПВТ сумеет оживить заводские площади, это станет очень позитивным сдвигом как для Минска, так и для страны в целом.

По мнению журналистов Wall Street Journal, Беларусь уже «превращается в восточноевропейскую Кремниевую долину», и основная заслуга тут в первую очередь принадлежит ПВТ. Руководитель Парка Валерий Цепкало сам посетил Кремниевую долину и после этого поставил целью создание максимально комфортной среды для IT-специалистов в Беларуси. Сейчас на основной территории ПВТ функционирует коворкинг площадью 1 300 квадратных метров с зонами для работы и отдыха, переговорными помещениями, большой площадкой для IT-мероприятий и кафе. Коворкинг стал площадкой для курсов, мастер-класов, семинаров, рабочих встреч стартаперов и уже сегодня помогает общаться и обмениваться идеями. Есть здесь и бизнес-инкубаторы, необходимые для развития компаний с нуля и привлечения в них венчурных инвестиций.

Резидентами Парка являются 164 компании, в которых работают более 25 000 человек. В прошлом году экспорт из главного IT-хаба страны составил 705,6 миллионов долларов. Расширение территории Парка может помочь его дальнейшему росту – и, возможно, преобразованию городского пространства в более комфортное: уже сейчас последние построенные там здания сравнивают с офисами Google или Facebook.

IT-хабы, ориентированные на высокотехнологичные бизнесы, сейчас популярны в мире так же, как и креативные кластеры для маленьких креативных бизнесов: наиболее крупные из них находятся в Китае, Индии, Австралии и США. Самый недавний и при этом близкий географически пример – Vilnius Tech Park. Этот проект – крупнейший хаб для технических стартапов в балтийском регионе. VTP занимает 9 000 квадратных метров, и, несмотря на то, что он открылся только осенью этого года, 90% этой территории уже занято IT-стартапами, венчурными фондами и креативными предприятиями. «Наша задача – привлекать и развивать технические таланты в Литве и других регионах», – объясняет цель проекта Дариус Закайтис, исполнительный директор Vilnius Tech Park.

– Работая по всему миру, я восхищаюсь тем, как креативность используется в трансформировании старых зданий для нужд новой экономики, – говорит эксперт программы ЕС «Культура и креативность» Дэвид Пэриш, специалист креативных и диджитал-индустрий, бизнес-консультант и тренер. – Очень часто здания индустриальной эпохи становятся местом для потрясающих, масштабных и прибыльных бизнесов в сфере IT и digital. Один из ярких примеров – Elevator Studios в Ливерпуле, Англия. Этот двухсотлетний склад, построенный в ливерпульском порту, сейчас заполнен IT- и digital-бизнесами, использующими современные технологии для общения со своими клиентами в Англии и по всему миру.

Создатели Elevator Studios на крыше хаба

Около 60 лет назад строительство двух заводов помогло Комаровке превратиться из болотистой местности с деревянными хижинами в современную прогрессивную площадь. Если ПВТ сумеет расширить рабочие пространства для своих резидентов, используя эти заброшенные помещения в центре Минска, то, возможно, заводы смогут снова пригодиться и стать прорывом и для IT-сферы, и для экономики города и всей страны.

Официальная группа Программы ЕС «Культура и креативность» в Facebook. Присоединяйтесь!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героев, cobalt.legal, dev.by, 4esnok.by, karta-minska.nemiga.info,
poligraph.by, computer-museum.ru, tut.by, aystatic.by, litkritika.by, ic.pics.livejournal.com,
realt.onliner.by, informatic.ugatu.ac.ru, azot.lg.ua, mpovt.by, maxim-nm.livejournal.com,
kvartirant.by, counsel.by, tizen-ru.tk, g2.dcdn.lt

.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2016-12-07
Места   Тема  
 
8
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
ну и зачем в статью было пихать историю про болота? хватило бы кратких пояснений с периода постройки этих башен.
ОТВЕТИТЬ
Виталий 08-12-2016, 11:45
+9 10 1
Альшевский только бюджет может пилить, а не арт-центры открывать.
ОТВЕТИТЬ
Остап Бендер 08-12-2016, 12:28
0 1 1
А сталкеры зачем это фоткали? на любом заводе тех времен такое. На полиграфкомбинате только в кабинетах заводоуправления было не жутко, а цеха там скорее для страйкбола подходят, чем для продуктивной работы людей.
ОТВЕТИТЬ
Полина 08-12-2016, 14:09
+4 9 5
Как же я люблю такие твои статьи, Ситидожек!
ОТВЕТИТЬ
ava
злой ты, Виталий, с Альшевским всё как раз наоборот
ОТВЕТИТЬ
ava
только фоты представляют интерес...остальное - вода...ни о чем
ОТВЕТИТЬ
ava
Уважаемы Владимир Альшевский если вы заявляете, что " Компьютерные технологии позволяют сейчас создавать архитектурные решения практически мгновенно.", то вы ничего не знаете о труде архитектора , это я вам как магистр архитектуры говорю
ОТВЕТИТЬ
ava

Vikki Alshevskaya
08-12-2016, 19:09
-6 0 6
злой ты, Виталий, с Альшевским всё как раз наоборот

ааххахаха)))
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY