Люди, меняющие Москву, рассказали, что изменить в Минске

Люди, меняющие Москву, рассказали, что изменить в Минске
В воскресенье вечером желающие послушать урбанистов Максима Каца и Илью Варламова едва поместились в «ЦЭХе». CityDog.by побывал на лекции и пообщался с блогерами. Краткое резюме ниже.

В воскресенье вечером желающие послушать урбанистов Максима Каца и Илью Варламова едва поместились в «ЦЭХе». CityDog.by побывал на лекции и пообщался с блогерами. Краткое резюме ниже.

Максим Кац и Илья Варламов – создатели фонда «Городские проекты» и суперпопулярные блогеры. Они провели здесь один день, погуляли по городу и пообщались с жителями. Вчера ленты минчан пестрели мнениями по поводу поста Ильи о плохом Минске, сегодня вышел текст о хорошем. Рассказываем обо всем: что пора изменить в нашем городе и чем здесь планируют заняться «Городские проекты».

Первые впечатления от Минска

– Я до этого в ваш город на поезде ездил, в первый раз прилетел в Минск в самолете, – признается Илья Варламов. – Первое впечатление: выходишь – шторы такие красивые, цветы, как в доме творчества, а за стеклом кирпичная стена. Очень атмосферно! Сейчас чемпионат будет, людям понравится. 

Я практически обошел весь Минск, мы покатались на авто по кольцевой и по городу, ездили на метро и трамвае, посмотрели разные районы. Были в Каменной горке, посмотрели, что строится к чемпионату, взглянули на студенческий городок. 

Видел 5 торговых центров, самый плохой «Замок», его можно сносить хоть завтра. ТЦ появляются ровно в тех количествах, в которых они необходимы в данный момент, их строят бизнесмены, а не государство. Когда люди изменят свои интересы и начнут ходить вместо торговых центров в музеи или другие места, торговые центры станут закрываться. 

Дом у Троицкого? Это обычная бездарная архитектура, которой в СНГ большинство. У каждого времени есть свой стиль, не умеют сейчас строить в классическом стиле – это будет жалкая и нелепая пародия, поэтому меня совершенно не смущает, когда в каких-то исторических районах появляется здание хай-тек.


Из хорошего в Минске

– У нас Минск часто приводят как пример того, что в бывшем советском городе можно сделать что-то хорошо, – рассказывает Илья. – Мне очень понравилось, что в плане визуального мусора действительно очень чисто и красиво. Нет проводов – я не знаю ни одного города в России, где не было бы проводов на улице. Кто в Москве был, видел – это такая паутина, как в азиатских странах принято: грозди проводов, невозможно ни фотографировать, ни смотреть. А у вас красота, даже в спальных районах провода под землей – все так чистенько, аккуратно. Чисто и в плане рекламы, и в плане самостроя, и мусорок в городе достаточно.

Второе, что понравилось, – это трамвайные остановки. Трамвай так себе, но остановки можно в учебник: с заборчиком, крышей, по центру дороги. Бывают недоразумения: трамвайная остановка у дома, в котором мы снимаем квартиру, ведет в подземный переход. Из-за этого мне два раза пришлось нарушать правила и перебегать дорогу. Спускаться в подземный переход для того, чтобы сесть в трамвай, – это величайшая глупость. Многие люди, в том числе и здесь, метро не пользуются, потому что не хотят спускаться куда-то – проще сесть на автобус. 

– Мы два года бьемся с московской мэрией, – добавляет Максим,  чтобы такие остановки делали. И объясняем, и визуализируем. Приехали сюда и смотрим: ничего себе, прямо как мы и хотели.

– А почему в метро нельзя фотографировать? – удивляется Илья. – Обычное метро же. Новые станции довольно милые, со звездным небом вообще прекрасная. Очень круто, что есть лифт. Непонятно, почему на лифте можно только подняться, а спуститься нельзя, мне подтвердили пенсионеры, постоянные пользователи этого лифта. Мы пытались инициировать установку лифта на станции «Щукино», но дело оказалось очень сложным.


Из плохого в Минске

– С дворами вообще ужас, – начинает Максим Кац. – Детские площадки в ужасном состоянии – непонятные железки, которыми не пользуются. Никто не думает сделать так, чтоб людям было приятно и удобно проводить там время. Автомобили паркуются на тротуарах, в некоторых дворах тротуаров вообще нет: люди выходят из подъезда и попадают сразу на дорогу. В таких условиях родители с большим трудом и неохотой выпускают детей гулять во двор. Это большая проблема, когда во дворах не разделены потоки машин и пешеходов. 

– Я объехал много дворов, – признается Илья, – и не видел ни одной нормальной детской площадки. Даже в районах, которые считаются элитными. Улица Золотая, там богачи живут, по два миллиона долларов дома стоят. И даже там детская площадка – это покрашенные в разные цвета металлические палки, и, судя по снегу, уже полгода туда ни один ребенок не попадал.

С парковкой и тротуарами какая-то идиотская ситуация, даже новые районы строятся с нарушением любого здравого смысла: например, на огромный дом делается 10 парковочных мест, никак не защищены тротуары, не продумано, как люди будут там передвигаться. Машины бросают где только можно. 

Я шел по Каменной горке, по дороге, потому что тротуары заставлены. Навстречу мне бабушка с внуками и девочка с коляской. Едет машина, и она: «Убегаем, машина!» Вся семья прыгает, как в окоп, на обочину. Как будто немцы бомбят, и они прыгают с этой дороги; смешно, но так быть не должно. В первую очередь в Минске надо разбираться с дворами, пешеходной инфраструктурой, объяснять людям, что прыгать в грязь – это не совсем правильно. Даже если едет машина.

Если взять свой двор и посчитать количество машин, которые стоят на тротуаре, а потом – количество людей, которые этим тротуаром потенциально могут пользоваться, станет понятно, какой перекос. 10 человек бросят на тротуаре свою машину, а 100 человек из-за этого не могут нормально пройти. Возникает вопрос: что важнее – комфорт 10 автовладельцев или 100 пешеходов? Если это подсчитать и проиллюстрировать, вполне возможно, что сами жители дома захотят, выйдут во двор, поставят столбики, и на тротуаре парковаться уже никто не будет.

– Вообще, двор – это место рекреации для жителей, где они могли бы собираться, – рассказывает Максим. – Я ни в одном дворе – ни старом, ни новом не увидел никаких мест, куда бы, например, могли пойти подростки. Только каток. В качестве турника во многих дворах – поломанные детские качели. Или для пенсионеров, особенно в новых кварталах,  ни одной беседки.



Что делать с автомобилями

– Бесплатные парковки – это плохо, – уверен Максим. – Они субсидируют очень небольшую часть населения: если здесь 320 машин на тысячу человек, то 32% жителей используют намного больше городской площади, чем остальные 68%. Человек, который ежедневно перемещается на автомобиле, потребляет в 40 раз больше площади, чем человек, который перемещается на общественном транспорте. И он должен за это платить, эта плата решает несколько задач: дестимулировать ежедневное использование автомобиля и сделать более эффективным движение в центре (до 30% трафика в центре города – это люди, которые ищут парковочное место, а когда парковка платная – место можно очень быстро найти). Есть такая книжка, The High Cost of Free Parking, написал Дональд Шуп – там можно об этом подробнее почитать, видео с разговорами с Дональдом есть здесь

Когда мы приглашали транспортного эксперта из Норвегии, он совершенно серьезно задал вопрос, который у них уже актуален лет 20: «А что вы делаете, чтобы снижать скорость транспорта в городе?» Все сразу ушами захлопали: «Как это снижать скорость, да вы что, мы повышаем и строим дороги, чтоб все ехали быстро». Если в Америке к этому пришли 5060 лет назад, то в России пока нет – повышается скорость транспорта, люди гибнут. Скорость в городе точно не должна быть выше 50 км/ч.

Как воспитывать водителей? Штрафами, создавать физические препятствия для неправильной парковки – если ты защитишь тротуар столбиками, то водитель, каким бы хамом он ни был, на тротуар машину не поставит никак. Если полосы будут такой ширины, что не припарковаться, то никто там парковаться не будет. Человек, который нарушает правила, должен знать, что штраф он получит 100% и в ближайшие 15 секунд.

Менталитетом нельзя все оправдывать: в Америке, когда закрывали Бродвей и делали его пешеходным, все тоже рассказывали: «Менталитет же у нас, мы американцы, ездим на автомобилях, уезжайте в свою Данию». А сейчас закрыли, и все довольны там. В той же Дании, когда в 1950-х годах активно продвигали велосипедную инфраструктуру, люди говорили: «Да вы что, у нас зима, холодно, кто будет ездить на велосипедах?» А ведь ездят сейчас.



Что делать с велосипедами

– С велосипедом основная проблема – его негде хранить, – рассказывает Кац. – Ты можешь от своего дома доехать на метро, но не можешь быть уверенным, что вечером ты этот велосипед найдешь. Велосипед нельзя спускать в метро по объективным причинам – если даже 10 человек войдут в вагон с велосипедом, все будут пачкаться, на эскалатор вообще нельзя – свалится и поубивает всех. Нет элементарной инфраструктуры – велосипед негде хранить даже дома. Если хранишь велосипед на балконе, то каждый день спускать его, чтобы съездить в магазин, будет не с руки. Только в выходной день покататься по велодорожке – спустить велосипед не лень, а каждый день уже не очень. 

В первую очередь нужно создать велопарковки в жилых кварталах, около станций метро, тогда люди будут с удовольствием пользоваться велосипедом при существующей инфраструктуре. В Голландии часто люди имеют несколько велосипедов – например, на одном ездят от дома до станции, а на другом – от другой станции до работы.

Послесловие

На встрече Максим решил организовать виртуальный филиал «Городских проектов» в Минске:

– Мы вообще случайно приехали сюда и не думали ни о каком филиале. Но увидели, сколько людей пришло на встречу, и решили, что это может быть важно. Сделаем виртуальный филиал для начала и посмотрим, как пойдет дело. Правда, пока не нашелся менеджер филиала – это дело для волонтеров, нужно интересоваться городскими темами, не реже двух раз в месяц собирать общую встречу, администрировать группу. Группа «Омск для людей»  пример того, что у нас должно получиться. Они пишут про свои районные штуки, ищут мировые примеры и практики, публикуют визуальные материалы об этом. Потом пришлем пару методик исследований и подумаем, как их применить здесь: может, начнем работу с подземными переходами.



Еще по этой теме:
Архитектор московского парка Горького советует, как переделать парк Горького в Минске
Дизайнер бренда Минска: «Стоит переделать пешеходные переходы»
Экскурсия: архитектор Заборский о Минске, который спроектировал его дедушка
поделиться