«У Минска забрали сердце». Минчане и владельцы заведений – о том, как изменилась жизнь на Октябрьской

«У Минска забрали сердце». Минчане и владельцы заведений – о том, как изменилась жизнь на Октябрьской
12 ноября Минск узнал о закрытии популярного бара «Хулиган» на Октябрьской улице, а 15-го там же прекратили работу все заведения ресторатора Влада Луневича. Зашли в бары и кафе, которые здесь уже давно существуют, пообщались с прохожими, чтобы понять, сильно ли изменилась жизнь улицы.

12 ноября Минск узнал о закрытии популярного бара «Хулиган» на Октябрьской улице, а 15-го там же прекратили работу все заведения ресторатора Влада Луневича. Зашли в бары и кафе, которые здесь уже давно существуют, пообщались с прохожими, чтобы понять, сильно ли изменилась жизнь улицы.

Раньше в субботу вечером на Октябрьской громко играла музыка, во внутреннем дворике «Лаўкі» собирались десятки минских тусовщиков, а в местных кафе и ресторанчиках все места были заняты. Сейчас все не так.

Мы вышли на станции «Першамайская», прошли по улице Ленина и оттуда завернули на Октябрьскую – маршрут, который знаком почти каждому минчанину. Начало показалось довольно оптимистичным: в окнах китайского ресторана «Тан Чао» и кафе Italiano горел теплый свет, а столики были заняты – пускай и не все.

Это окна ресторана «Тан Чао».

А это – кафе Italiano.

«Сейчас всегда мало людей, из-за этого мы сильно просели»

Завернули к пространству «Вершы» – именно здесь еще недавно работал «Ў бар» и галерея современного искусства «Ў». О том, что обе площадки закрываются, стало известно еще 29 октября. Причина – смена партнеров. Когда зашли внутрь, в знакомом помещении с новым названием не было ни одного посетителя.

– Сейчас все время так, из-за этого мы сильно «просели». Да и на самой улице уже нет такого движения – особенно это чувствуется после закрытия «Хулигана». И как дальше дело пойдет, пока непонятно: на данный момент все в подвешенном состоянии, о чем-то конкретном говорить очень сложно, – говорит бармен заведения.

Пространство «Вершы» снаружи.

А это – внутри.

Вышли на улицу, а дальше все как во сне: грустный свет фонарей и тишина. У работающих до сих пор фуд-траков – никого, внутри оставшихся заведений – тоже. Только огромные муралы напоминают о бурном прошлом Октябрьской. По дороге зашли в кафе Bagel House – здесь было занято три столика.

– С закрытием «ДЭПО» и «Лаўкі», конечно, на улице стало меньше людей, она будто умирает – об этом уже все говорят. Но мы надеемся на лучшее. Слышала, что и «Лаўка», и «ДЭПО» снова работают, но под другими названиями – рада за ребят, – говорит Света, которая здесь работает.

– А у вас людей меньше не стало?

– Нет, у нас не стало меньше людей; правда, днем как-то грустно. Но, думаю, в скором времени все наладится.

Это – BurgerLab.

И это одно из немногих заведений Октябрьской, где в этот момент было столько людей.

«Раньше здесь были встречи с друзьями, пьяные влюбленности, а теперь голод, холод и мы с вами»

Идем дальше по улице: ENZO, Let it be и Underdog Влада Луневича – в их окнах темно, а на дверях висят сообщения для минчан о том, что заведения не работают. Зато в бывших кафе «ДЭПО» и «Лаўка» все как прежде: с 5 декабря они снова возобновили работу, но теперь под новыми названиями – «Кафе №2» и «Кафе №3» соответственно. Правда, о том, кто является владельцем заведений, пока не говорят. Но людям, кажется, и неважно – и там, и там посетителей предостаточно.

Проходим дальше, и во дворике кафе «Лаўка» встречаем Дениса и Катю (почти единственных, кто был там в этот момент): оказалось, они – знакомые нашей редакторки Марины, которая сейчас отбывает 15 суток в СИЗО в Барановичах. И вот что ребята думают о «новой» жизни улицы.

Денис: Ужасная здесь сейчас атмосфера.

Катя: Ничего нет, людей нет.

Денис: Вряд ли уже будет так, как раньше: Влад Луневич уехал, заведения закрываются – а что произойдет после? Надо ехать отсюда.

– Думаете, похожих заведений уже не будет на Октябрьской?

Денис: Атмосферы такой, как раньше, не будет.

Катя: Думаю, что-то другое откроется, но в любом случае уже в другом виде.

Денис: Ну а смысл, что откроется? Раньше здесь были встречи с друзьями, пьяные влюбленности – или как это называется? А теперь голод, холод и мы с вами. Последний раз я здесь был в августе, наверное, – было еще тепло, можно было отдохнуть.

А сейчас холод плюс «корона» – теперь в заведениях сложно находиться, ведь между столами маленькое расстояние. Поэтому и взяли сидр навынос. Я еще не болел, и меня эта тема сильно беспокоит – страшно.

В общем, вся эта обстановочка с COVID-19 и репрессиями плохо сказалась на культурной жизни города – всё закрылось. Были бы возможности, я, наверное, уехал бы отсюда. Но пока такой возможности нет.

– Вы только что были в заново открывшемся «ДЭПО»?

Денис: Да, только оттуда. Но теперь это «Кафе №1». Там ничего не изменилось – все то же самое. И мест свободных нет.

Катя: Ну и «Хулиган» закрылся – сердце Октябрьской. В тот момент, мне кажется, она и умерла. Если что-то не придумают, ничего не изменится.

Денис: Да, мне кажется, все знали про «Хулиган», даже те, кто там никогда не был. А сейчас смотришь на Октябрьскую – и становится очень обидно, что такое место превратили непонятно во что. Теперь не чувствуешь себя счастливым в городе. В общем, все это очень-очень грустно.

«Сразу почувствовала, насколько опустела улица: будто наступил постапокалипсис»

Попрощались с ребятами и перешли на другую сторону от кафе «Лаўка»: здесь закрытый «Хулиган» и MonkeyFood, а также кафе Food for Mood и кофейня Dreva – два последних пока в строю. Еще издалека заметили слабые красные огоньки в помещении, где находился культовый минский бар, и решили проверить, есть ли там кто-то.

Дверь оказалась открытой, а внутри мы встретили Настю – девушка подменяла коллег в Yoga Place, которое находится выше по лестнице. По поводу изменений в работе самой площадки она не смогла дать комментарий, но поделилась своими наблюдениями по поводу Октябрьской:

– Я еще несколько дней назад была здесь – и сразу почувствовала, насколько опустела улица. Будто наступил постапокалипсис – не хватало только старых пролетающих мимо листовок на дорогах. Действительно, стало очень тихо и малолюдно. Конечно, всё теперь по-другому – и это очень чувствуется.

Но надеюсь, что все еще вернется как было. В любом случае люди все равно продолжат приходить сюда – как бы ни назывались теперь заведения. Меня попросили поработать несколько дней в Yoga Place – и так интересно: люди до сих пор приходят и спрашивают, почему все закрылось. То есть не все даже в курсе таких перемен.

Погода становилась все хуже, людей на Октябрьской не прибавлялось, а мы к этому времени успели замерзнуть. Поэтому пошли в сторону метро и по дороге встретили еще одну пару – Наталью и Германа:

– Сегодня мы первый раз на «новой» Октябрьской – действительно стало меньше людей, – говорит Герман. – Нет такой атмосферы, такого колорита, как раньше. Странные заведения открылись на месте известных кафе «ДЭПО» и «Лаўка» – даже зашли в их Instagram, но там тоже что-то непонятное, видно, что почерк не тот.

А в целом было убито то, что строилось годами. Правду говорят: у Минска забрали сердце. Думаю, в следующий раз мы сюда уже придем нескоро. Но я уверен, что та же атмосфера и названия еще вернутся на улицу.

В этот вечер возвращаться отсюда было странно: будто попали на улицу-призрак, черты которой очень знакомы, а содержание уже не то. Но мы в ожидании рассвета: закончится дождь, развеется туман – и минчане карнавалом пройдут вдоль крепких стен заводов, баров и галерей нашей Октябрьской.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться