Спектакли

Чапаев и Пустота

22 апреля 2015

КЗ Минск

Минск, ул. Октябрьская, 5

Справки: тут.

Вход: от 380 000 до 1 400 000 руб.

Чапаев и Пустота

...Вся эта история — чушь собачья, а писатель Виктор Пелевин настолько долго и умело мистифицирует публику, что среди читателей даже бытует мнение, что реального автора не существует. Что не мешает, однако, Пелевину выпускать роман за романом и нисколько не задаваться вопросом собственного бытия. Самый знаменитый фильм страны Советов ("ЧАПАЕВ" братьев Васильевых) превратился у Пелевина и его постановщиков в абсурдистский анекдот, в опус, в песню, и , по словам музыканта Гарика Сукачева, по жанру это, скорее всего, рок-н-ролл.

Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Их образы переосмыслены с позиций классического постмодернизма.Так, Чапаев выступает в роли буддийского наставника, раскрывающего перед своим учеником Петром подлинную сущность бытия. Сам же Петька, наделенный Пелевиным символической фамилией Пустота, живет в двух параллельных мирах — во времени гражданской войны и в образцовой постсоветской психушке. Пока он рассуждает о своей нелегкой жизни в психбольнице, за его спиной, на заднике, в виде огромной сети, шевелятся другие герои Пелевина — Сердюк, Просто Мария и Небесный Свет.

Однако кроме символизма постановщики использовали и вполне реалистические детали. Например, красный командир Котовский в исполнении Михаила Полицеймако во время спектакля глушит самогон и нюхает кокаин сквозь дуло своего пистолета. Он одурманивает себя до такого состояния, что отдает Петру Пустоте своих легендарных орловских рысаков, (в спектакле их символизирует инвалидная коляска). Все эпохи, во время которых разворачивается действие, объединяет огромная железная кровать, стоящая посреди сцены.

А нагромождение времен здесь нешуточное: события гражданской войны перемежаются с современностью и ведут в великую Пустоту, куда, наконец, уходят герои. Актеры настолько увлекаются "сумасшедшими" обстоятельствами, что без труда перемещаются из прошлого в будущее и обратно.

В роли идеального командира всех времен и народов выступает Михаил Ефремов, он с легкостью превращает Чапаева в истинного воина духа. А Михаил Полицеймако так же просто воплощает одновременно и Небесный Свет, и военачальника Котовского, алкоголика и наркомана. В роли Петра Михаил Крылов, которому удается показать не столько шизофреника, сколько человека страдающего и пытающегося сделать свой выбор.

Фото: www.rumixer.com