0
0
0

Как в Минске за 9 месяцев появился ресторан «Потсдам» (сентябрь 1970 г. - июль 1971 г.)

Как в Минске за 9 месяцев появился ресторан «Потсдам» (сентябрь 1970 г. — июль 1971 г.)
В сентябре 1970 года почетный гражданин Потсдама, антифашист и художник профессор Вернер Нерлих спешил в Минск, чтоб ознакомиться с узкими и длинными помещениями, выделенными под ресторан в самом центре столицы БССР.
Нерлиха сопровождала молодая архитекторка Ингрид Бате, назначенная ответственной за техническую сторону планирования. Им в помощь присоединился минский архитектор и дизайнер немецкого происхождения Эрвин Шуберт.

Спустя три месяца было найдено решение, удовлетворявшее все стороны и амбиции. Общественные помещения ресторана – вестибюль с гардеробом, главный и два камерных обеденных зала – представляли минской публике объекты особой гордости Бранденбурга.
Из каких частей состоял ресторан «Потсдам»? Облицованный панелями с фурниром махагони вестибюль должна была украсить символическая карта Бранденбурга, ознакомлявшая с достопримечательностями его районов. Лаконичные линии из латуни мастерски вычерчивали фруктовые сады Вердера и парки Сан-Суси; место проведения Потсдамской конференции «Цецилиенхоф» и модернистскую гостиницу «Интерхотель»; химическую фабрику в Премнитце и атомную станцию в Рейнсберге.

За вестибюлем следовало главное помещение ресторана – зал, посвященный центральной достопримечательности Потсдама, дворцовому комплексу Сан-Суси. Зал был выдержан в торжественной гамме белого, синего и золотого цветов, подчеркнутой темным деревом панелей. Его торец покрывало рельефное панно, изображавшее прелести «прусского Версаля».

Небольшие декоративные плахи, развешанные на покрытых фурниром стенах, фокусировались на деталях паркового ансамбля.

Один из камерных залов представлял уютную крестьянскую комнату. В центре располагался символический очаг, принявший форму очень дефицитного открытого гриля. Чтобы его купить, минским властям пришлось изрядно повоевать в Москве.

Другой камерный зал был предназначен для закрытых мероприятий и посвящался немецкому пролетарскому поэту Гансу Мархвице. Главным украшением стен цвета слоновой кости было медное панно с цитатой поэта на немецком и белорусском: «Культура – гэта кожны другi ўдар нашага сэрца».

Времени на художественное оформление было отведено мало. Но немецкие художники решили превратить интерьеры ресторана в культурное посольство Бранденбурга в Минске. Нерлих собрал вокруг себя молодую и энергичную команду, которая состояла как из его студентов, так и из опытных потсдамских художников.

Некоторые элементы Вернер Нерлих решал сам: символическая карта Бранденбурга и медный рельеф в зале Мархвицы были созданы художником по металлу Карлом-Хайнцем Хантелем по эскизам профессора. Остальные работы выполнили потсдамские художники: керамист Эгон Вробель, графики Фриц Айзель и Ганс Шиндлер, скульптор Вольфганг Тиль.
За девять месяцев команда Вернера Нерлиха не только создала ряд произведений искусства, но и спроектировала специально для интерьера ресторана практически все элементы, от панелей подвесного потолка до мебели, одежды официанток и графического оформления меню.

Блюда самого меню были также разработаны в Потсдаме шеф-поваром ресторана «Дом Мастерового» Германом Штипплером. Штипплер даже провел четырехдневный семинар в Минске, чтоб обучить минских коллег секретам приготовления традиционных блюд: телятины с грибами, закуски «Штраммер Макс», обязательных булетт, горохового супа и яичного ликера.
А это – бывший «Потсдам», сейчас тут Grand Cafe
Гёте-Институт в Беларуси