0
0
0
1000 лет
проспекта
независимости
история самой главной улицы Минска, которую вы, скорее всего, не знаете
If a building becomes architecture, then it is art
Если тысячу лет назад здесь бегали мамонты и благородные олени, то сегодня водители BMW устраивают дрифты, а танки врезаются в столбы. Но проспект Независимости этим не удивишь. Вместе с Samsung рассказываем вам историю главной улицы страны.
часть i. как все появилось?
Белорусские антропологи считают, что так выглядел обычный минчанин конца XII века, проживавший на проспекте Независимости, – это те самые дреговичи.

Там, где сейчас раскинулся проспект, был мелколиственный лес: осины, березы, ольха. Представьте: если сейчас вы можете дойти от Немиги до площади Независимости всего за 15 минут, то в начале XI века от городского дединца до нынешнего главпочтамта вряд ли бы добрались и за час. Бурелом!
Первыми известными «квартирантами» проспекта Независимости стали северные дреговичи. Именно они жили на территории современного Минска, в том числе в районе площади Независимости и в начале проспекта.
Некоторые историки считают, что именно со времен дреговичей в современном квартале проспекта Независимости (Комсомольская – Интернациональная – Ленина) осталось кладбище, которое в начале 17-го века стало частью бенедиктинского монастыря и костела св. Войцеха. Именно тут стоят здания Генпрокуратуры и кинотеатра «Победа».
Часть ii. валы, расстрелы и лес
Возможно, проспект так и оставался бы пригородом, живущим своей жизнью, если бы не крупнейший пожар в Менске 1547 года. Тогда выгорела большая часть улиц и кварталов, и основной торговый центр перенесли на новое место. Так появились Верхний и Нижний город и соответствующие им Верхний и Нижний рынки.
Земляные валы – они помечены синим цветом – начали срывать весной 1801 года, для того чтобы на их месте проложить улицу Захарьевскую (реконструкция Ю. Кнороза).
Cамое интересное, что, хоть в городе и проживало около 5 тысяч человек, верхняя часть Менска так и не была полностью заселена – не было оборонительных сооружений. Поэтому в начале XVII века вокруг новых границ города насыпали земляной вал с бастионами (это такие постройки на углах крепости). А перед укреплениями вырыли ров. Вал проходил приблизительно там, где сейчас проходят улицы Романовская Слобода, Городской Вал, Янки Купалы и наш проспект Независимости.
Согласно карте 1800 года, это была самая широкая улица города – 16 метров. Только спустя 100 лет появилась шильда с ее названием. Долгое время улицу просто называли «На валу» или «За валом». Она была небольшая: например, на месте нынешнего почтамта начинался Неморшанский лес, а остальную часть Захарьевской застраивали одноэтажными деревянными домами – похожими вот на такой.
Современные черты проспект начал приобретать с 1796 года, когда Минск вошел в состав Российской империи и превратился в центр губернии. Российские власти составили первый проектный план города, благодаря которому возникла главная улица – Захарьевская.
Полностью Захарьевскую улицу застроили к 1810 году, а уже через семь лет будущий проспект «растянули» от современного Городского Вала до нынешней площади Победы – точнее, до Губернаторского сада (сейчас парк Горького). Через двадцать лет тут кое-где поставили керосиновые фонари, а минчане стали ездить по вымощенным булыжниками улицам.
Интересный факт: в начале XIX века у нынешнего проспекта было два названия. Участок от здания цирка до площади Победы на некоторых картах подписывали как Солдатская слобода. На этом месте выделялись участки бывшим солдатам российской армии, которых массово расселяли для наведения порядков в «нерусском» Минске. Но это название просуществовало недолго.
Кстати, про русские войска. 2 июня 1863 года на одной из площадей города, где-то в районе теперешнего главпочтамта или фабрики-кухни, расстреляли 23-летнего офицера российской армии Михаила Тюндзевицкого. Молодой человек был осужден за то, что в корчме одной из деревень Борисовского повета прочитал крестьянам написанную по-белорусски листовку Кастуся Калиновского. На место казни собрали всех жителей города и ближайших деревень.
Кстати, про русские войска. 2 июня 1863 года на одной из площадей города, где-то в районе теперешнего главпочтамта или фабрики-кухни, расстреляли 23-летнего офицера российской армии Михаила Тюндзевицкого. Молодой человек был осужден за то, что в корчме одной из деревень Борисовского повета прочитал крестьянам написанную по-белорусски листовку Кастуся Калиновского. На место казни собрали всех жителей города и ближайших деревень.
часть iii. «жирные» годы захарьевской
Во второй половине XIX Захарьевскую вновь «растянули» – на этот раз от железнодорожного моста Либаво-Роменской железной дороги над нынешней улицей Московской и до площади Якуба Коласа. А еще построили мост, который соединил центр с Золотой Горкой и Комаровкой.
Именно с этого времени начинается каменная застройка Захарьевской. От улицы Свердлова и до Комсомольской построили многоэтажные каменные дома, которые сдавали внаем под жилье, магазины, рестораны и кредитные учреждения. Позже тут построили пяти- и шестиэтажные дома: дом Поляка, гостиницы «Париж» и «Европа», Красный костел и др. А в 1910-е гг. в городе начинают класть асфальт. И обратите внимание на фото: на проспекте появляются тротуары из гранита и бетона.
В 1907-м на Захарьевской открылся первый в городе электротеатр «Иллюзион», принадлежавший предпринимателю Натансону. Сеансы начинались в 16:00, и за 10 копеек можно было посмотреть, например, хронику о пожаре в Минске на Полицейской улице, познавательный сюжет «В зеленой Африке» или полет Сергея Уточкина на аэроплане «Фарман» и т.п.
часть iv. как захарьевская стала самой опасной улицей
После Октябрьской революции 1917 года власть в Минске с незавидной периодичностью переходила от «не наших» к «нашим» – и наоборот. Например, в начале 1918-го в доме Малина на углу с Серпуховской городская дума выделила часть помещений для Рады БНР, которая 25 марта объявила независимость нашей страны.

А потом в Минск пришли войска Красной армии – и Захарьевская стала Советской. Чуть позже Минск забрали поляки – так Советская, объединенная с Борисовским трактом, была переименована в улицу Адама Мицкевича.
А потом снова вернулись Советы – и теперь бывшая улица Мицкевича стала главной Советской улицей БССР. Улицу очень быстро зачистили от «буржуазных» элементов: национализировали у владельцев здания. В каких-то домах разместились советские учреждения, а в каких-то поселились руководители и чиновники советской столицы.
«Большевики главную улицу Минска “зачищали" не шесть раз (1930, 1933, 1936–1938, 1939–1941, 1944–1945, 1947–1949), а семь (1919). <…> Расстреливали налево и направо, без суда и следствия. Первым в этом деле в Минске “отметился" начальник ЧК и председатель “тройки" Иосиф Тарашкевич. Приняв немалую дозу спиртного и попытав арестованных, он любил похвалиться, как только за июнь самолично расстрелял 167 человек. Первым он и трусом оказался – аж за месяц до вступления в Минск поляков! – убежал со своей бандой с награбленным».
Как писал в своей книге «Галоўная вуліца Мінска» историк Леонид Моряков, к началу 1930-х годов Советская стала «самой опасной улицей» города. Советские чиновники, которые с жадностью расхватывали все возможные квартиры на Советской же улице,в дни массовых сталинских чисток исчезали с лица Минска в буквальном смысле подъездами.

Во время Второй мировой главную улицу Минска называли Гауптштрассе и какое-то время – улицей 25-го Марта. После освобождения города от нацистов улице вернули прежнее название. В 1952 году Советскую переименовали в проспект Сталина, а через 9 лет – в Ленинский.
чаcть v. как советскую расширили в два раза
После войны на Советской уцелело с десяток зданий и осталось много полуразрушенных домов – сохранились коробки, фундаменты, которые при желании можно было восстановить в прежнем виде. Но правительство БССР решило сделать в столице республики новую главную трассу – старые дома пустили под снос.
Первая редакция генплана была подготовлена к концу 1945 года. Советская площадь превращалась в главную магистраль города. И вместо разрушенных зданий должен был появиться новый архитектурный ансамбль. Одним из трех уцелевших до нашего времени зданий старой Захарьевской улицы стал дом Ждановича (сейчас это здание принадлежит МВД).
Чтобы понять, где располагалась улица Советская до войны, нужно пойти на площадь Мясникова и стать лицом к Дому правительства.
Реконструировали территорию проспекта по проекту Парусникова и Барща.
Это фото делали в районе площади Ленина (она за спиной). Крайний дом слева — Володарского, 12а, который сейчас стоит за гостиницей «Минск». Рядом с домом – трасса старой улицы Советской. Которую, как вы видите, уже расширили в два раза. Справа должно стоять здание главпочтамта, но его еще не построили.
Около ГУМа новую улицу Советскую подняли на 1,5–2 м, а вдоль бокового фасада Дворца профсоюзов рельеф срезали почти на 3 метра. В связи с этим Красноармейскую улицу пришлось сделать тупиковой и у Дворца офицеров устроить пешеходный спуск на Центральную площадь.
До середины 1950-х строители, среди которых было много пленных немцев, завершили работы от площади Ленина до площади Победы. Из искривленной улицы шириной 18–26 м она превратилась в прямой и просторный проспект шириной 48 м: 24 метра – проезжая часть, 12 метров на каждый тротуар.
А это на новом проспекте сажают 25-летние липы.
Интересно, что с места пересечения проспекта Независимости и Городского Вала трасса Захарьевской улицы полностью совпадает с современным проспектом и больше не расходится. Память о Советской и Захарьевской хранят лишь здания с нумерацией 218 и 719, Дом правительства, Красный костел и дома в стиле модерн.
часть vi. как проспект вскрывали ради метро
В 1977 году Совет министров СССР подписал постановление «О начале строительства метрополитена в г. Минске». Для первоначального строительства рекомендовали участок, проходящий в районе тогда еще Ленинского проспекта.
Петр Кострома – известный фотограф, которого называют летописцем минского метро. Он снимал все самые важные моменты из истории подземки. В 1981 году пошли слухи, что метро в Минске хотят законсервировать. Метростроевцы попросили Кострому сфотографировать все станции от «Інстытута культуры» до «Парка Чалюскінцаў» в том виде, в котором они на тот момент находились. 10 фотоальбомов отправили в Совмин СССР. И через неделю было принято решение продолжить финансирование и закончить строительство метро в столице БССР.
В СССР метро строили в городах-миллионниках. Говорят, поэтому руководство БССР разрешило массово переезжать из деревень в Минск. Уже в 1972 году в столице родился миллионный горожанин.
Почему минское метро неглубокое? Одна из версий чисто техническая: во время прокладывания трассы метростроевцы столкнулись с тем, что в центре Минска неустойчивые породы, много крупных валунов и приток грунтовых вод.
Чтобы прорыть тоннель под Свислочью, уровень воды понизили, а от берегов сделали дамбу, сквозь которую по трубам пропускали воду.
Чтобы не повредить ближайшие здания и обелиск Победы, строители максимально укрепили фундамент и провели тоннель не прямо под памятником, а немного в стороне.
Первую линию метро открыли 30 июня 1984 года, накануне 40-летия освобождения Минска. Поезда двигались от станции «Інстытут культуры» до станции «Маскоўская» – протяженность линии была 7,84 км. В 1986 году был введен участок длиной 1,71 км от станции «Маскоўская» до «Усхода».
часть vii. скорина и мамонт
Кстати, мамонты по проспекту действительно бегали. В 2006 году при прокладке тоннеля к станции метро «Уручча» на глубине около 12 метров обнаружили фрагменты скелета лесного слона, бизона, северного и благородного оленей, двух особей мамонтов, которые проживали на территории главной улицы города.
В 1991 году, практически параллельно с объявлением Беларуси независимой, главный проспект страны назвали в честь одного из самых главных белорусов Франциска Скорины. Но в мае 2005 года главную улицу Минска снова решили переименовать он стал проспектом Независимости.
РУБРИКУ «МIНСК 1067» МЫ СОЗДАЕМ ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ SAMSUNG ELECTRONICS*.
Кликните, чтобы подписаться на новости Samsung Беларусь.
список использованных
источников:
Книги:

«Гісторыя Мінска», 1967 г., с. 70
«Главная улица Минска (ленинский проспект)», Лысенко, А.В., с. 11, 12, 13, 26
«История Минска», под ред. У. А. Бабкова, с. 475
«Мінск старадаўні і малады», Мароз, У.В., с. 18, 154, 157
«Минск: старый и новый», Воложинский-Шибеко, с. 154
«Мінскъ сто гадоў таму», Шыбека, З. В., с. 82, 88, 182
«Минск. Страницы жизни дореволюционного города», Шибеко З.В. и Шибеко С.Ф., с. 88, 120, 122, 129130, 132, 203204
«Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Мінска», кніга 1-я, с. 54, 107, 373, 379380, 390

Сборники:

«Жыццё айчыне, гонар нікому: матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі, прысвечаннай 180-годдзю з дня нараджэння Эмерыка фон Гутэн-Чапскага: Мінск, 16 18 сакавіка 2009 г.», с. 64
«Мінск і мінчане: дзесяць стагоддзяў гісторыі (да 510-годдзя атрымання Менскам Магдэбурскага права: матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, Мінск, 4 5 верасня 2009 г.», с. 177, 179
«Мінск і мінчане: дзесяць стагоддзяў гісторыі. Крыніцы па гісторыі горада. Сацыяльныя структуры і паўсядзённасць (да 945-годдзя Мінска): зборнік навуковых артыкулаў», с. 40

Электронные ресурсы:
«Именно на улице Советской в 1920–1930-е годы жить было намного опаснее, чем в любом другом районе Минска»
«На руинах Минска»
«От детской площадки до университета. Что находится на месте старых минских кладбищ»
«Прогулка по Захарьевской»
«Стародавний торговый Минск: где девушки искали свадебные платья и почему в городе были проблемы с мясом, но никогда – с рыбой»
«Minsk in your pocket», №1, 2013 г., с. 19
Благодарим за помощь
в подготовке материала:
историка и главного архивиста Национального исторического архива Владимира Денисова, историка Вадима Зеленкова, кандидата исторических наук Олега Дерновича, знатока истории Минска и экскурсовода Ивана Сацукевича, редакцию журнала «Беларускі гістарычны часопіс», Национальный исторический музей, Национальную библиотеку Беларуси, Google и Yandex.
Если вам нравится рубрика «Мінск 1067», делайте репост статьи и не забывайте про хэштеги #сваё, #SamsungBelarus, #Minsk1067.
Дзякуй!
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2017-10-19 17:46:00
История  
 
10
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Пан-спадар з-пад Менску 24-10-2017, 07:03
+44 44 0
Дзякуй вялікі за артыкул, вельмі цікавы!
Павага самсунгу што з'ящляецца фундатарам такога цедоўнага праекту!
ОТВЕТИТЬ
дон дигидон 24-10-2017, 10:02
+20 22 2
тысячу лет назад бегали мамонты?? они вымерли как минимум 10 тысяч лет назад
ОТВЕТИТЬ
Korben DaIIas 24-10-2017, 14:10
+19 21 2
но олени остались до сих пор
ОТВЕТИТЬ
дон дигидон 24-10-2017, 10:10
+12 14 2
мамонты... тысячу лет назад...
ОТВЕТИТЬ
Вот интересно, 50 лет назад на проспекте могли сажать 25-летние липы, а сейчас почему-то нет. Только чахлые палочки - и сетовать потом, что они не приживаются.
ОТВЕТИТЬ
ava
Да, да, недавно они бегали, всё верно. Пошукайте про катастрофу 200 лет назад и засыпанные дома.
ОТВЕТИТЬ
Алексей 12-12-2017, 22:13
0 0 0
Навечно Сталинский проспект.
ОТВЕТИТЬ
Алексей 12-12-2017, 22:14
0 0 0
Навечно Сталинский проспект.
ОТВЕТИТЬ
Маргарита 15-12-2017, 09:12
0 0 0
Познавательная статья!!! Благодарности за такой годный материал
ОТВЕТИТЬ
ava
"В СССР метро строили в городах-миллионниках. Говорят, поэтому руководство БССР разрешило массово переезжать из деревень в Минск" - И не надоело еще туфту порожнюю гнать, "сьвядомыя"? Получается, уже Мазуров в 1950-е годы решил метро строить!
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY