Посоветуйте, что посмотреть: 25 фильмов от минских феминисток

Посоветуйте, что посмотреть: 25 фильмов от минских феминисток
Накануне 8 марта мы решили вспомнить об истоках этого праздника и попросили минских феминисток посоветовать фильмы – от документалок до мультфильмов и мелодрам, – где бы лучше всего отражались основные идеи феминизма.

Накануне 8 марта мы решили вспомнить об истоках этого праздника и попросили минских феминисток посоветовать фильмы – от документалок до мультфильмов и мелодрам, – где бы лучше всего отражались основные идеи феминизма.

ТАНЯ СЕЦКО

исследовательница гендера и визуальной культуры

ЖЕНСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (THE GIRL RISING)


 

 

– Думаете, времена «Ангелов с железными зубами» и «Суфражисток» уже прошли? Не тут-то было. Этот документальный фильм дает нам возможность задуматься о том, как живут девочки в разных странах, и увидеть, как пересекаются разные виды дискриминаций

 

ПЛАТЬЕ (СУКЕНКА)


 

 

– Как обстоят дела с гендерной чувствительностью в Беларуси? Посмотрите видеоэссе «Платье» – возможно, вы узнаете что-нибудь новое о том, как живут и что думают белоруски.

 

ФЕМИНИЗМ. ИСКУССТВО. РЕВОЛЮЦИЯ
(WOMEN ART REVOLUTION)


 
 

 

– Вы не можете назвать имени ни одной художницы, кроме Фриды Кало? Тогда смотрите эту работу о радикальных трансформациях, которые принес с собой арт-феминизм. А еще лучше приходите в киноклуб Makeout. 13 марта в 18:00 там состоится бесплатный просмотр и обсуждение этого фильма.

 

ПЕРСЕПОЛИС (PERSEPOLIS)


 

 

– До исламской революции Тегеран называли вторым Парижем. Историю своей страны нам рассказывает восьмилетняя девочка Марджан, которая мечтает стать пророком и спасти мир. Отдельную ценность имеет автобиографический характер этого анимационного фильма.

ИЗ ГЛУБИНЫ КОМНАТЫ (FROM THE BACK OF THE ROOM)


 

 

– Документальный фильм о женщинах в панке. Участницы известных групп рассказывают о своем творчестве и о тех сложностях, с которыми они сталкиваются в патриархальном мире.

 

КОД УБИЙСТВА (THE BLETCHLEY CIRCLE)


 

 

– Любите сериалы? Тогда обратите внимание на историю четырех подруг, которые во время войны работали в главном шифровальном подразделении Великобритании, а сейчас встречаются вновь, чтобы распутать дело о серийном убийстве.

 

ЛЮБИТЬ


 

 

– Эта работа 1968 года – моя персональная вершина советской «новой волны». Фильм был запрещен к показу и чудом сохранился. Четыре новеллы, невероятная музыка, отличные актеры, «Песня песней». И помните: «в момент влюбленности человек переживает Бога».

 

Наталья Кулинкович

корпоративная преподавательница английского в Apalon, феминистка,
волонтерка общественного объединения «Радислава» (противодействие домашнему насилию),
выступала на конференции TEDxNiamiha.

УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ (МУЛЬТФИЛЬМ)


 

 

– Почему это феминистично? Во-первых, не навязывается образ спасателя, принца на белом «Мерседесе», в смысле коне. Девочка Тихиро отправляется выручать своих родителей, превращенных в свиней, и у нее это прекрасно получается. Кстати, попутно Тихиро еще и мальчика спасает. Кто она после этого, если не супервумен?

СВИНКА ПЕППА (МУЛЬТФИЛЬМ)


 

 

– Казалось бы, где феминизм в мультике для детей дошкольного возраста про семейство свинок и их друзей – жирафов, слонов и кроликов? Три года назад в англоязычной прессе «Свинку Пеппу» объявили «орудием радикальной феминистической пропаганды». В самом деле, почему это в мультике главная героиня девочка, которая частенько нахально не слушается папу и шлепает по лужам, почему Мама Свинка работает, а из детского сада детей забирает Папа Свин, который в принципе уделяет своим детям не меньше внимания, чем его жена? Коварное гендерное равенство!

ИГРАЙ, КАК БЕКХЭМ


 

 

– Девчонка-подросток из семьи консервативных индусов, живущих в Лондоне, не хочет учиться готовить обед из семи блюд и искать жениха. Вместо этого Джасминда тайком играет в женской футбольной команде с юной Кирой Найтли. Что часто думают о женщинах-спортсменках? Правильно, что они «все там лесбиянки». И пока героиня Киры Найтли и ее индийская подружка напропалую флиртуют со своим футбольным тренером (мужчиной), индийская семья в шоке – ЛГБТ для них дело неслыханное, как и «эти ваши голоногие прыжки с мячом».

ЗАРАЖЕНИЕ


 

 

– Среди спасающих мир – женщины. Негламурная Кейт Уинслет в брюках и куртке без намека на макияж, еще одна героиня – старая дева, доктор-трудоголик, единственный мужчина в жизни которой – ее отец. Да, еще там забавный перевертыш – эпидемия начинается с женщины (Гвинет Пэлтроу), которая мимоходом изменяет мужу в командировке. Муж-рогоносец (Мэтт Дэймон) ее трогательно вспоминает и оплакивает. Необычное распределение гендерных ролей, правда?

СУФРАЖИСТКА


 

 

– На уроках истории нам ведь не рассказывают, что некогда были такие суфражистки, которые боролись за право женщин голосовать. Наверняка про анархистов-цареубийц в России же в школе проходят. С человеческой точки зрения необычен поступок одной из главных героинь. Зная, что она рискует потерять любимого сына, она все равно продолжает поступать так, как требует ее совесть и ее взгляды. Да, женщины тоже так могут.

ДОЛОРЕС КЛЭЙБОРН


 

 

– Гениальная Кэти Бейтс играет женщину средних лет, вкалывающую за гроши ради блага дочери и мужа. Узнав, что муж-алкоголик лапает дочь-подростка, Долорес хочет бежать ради спасения девочки, хотя сама все это время безропотно сносила побои мужа. Бежать ей, как оказывается, не на что: многолетние сбережения снял с ее счета муж. Снял и пропил. А ведь право работать, иметь счет в банке, приобретать собственность – все это сравнительно недавно появилось у женщин, – ценим ли мы это? Она идет на отчаянный поступок, но в чем-то даже прогрессивный. В русскоязычной прессе полно описаний случаев, когда мать в подобных случаях обвиняет ребенка в «сама-дура-соблазнила, а сучка не захочет – кобель не вскочит».

 

ТОЧКА


 

 

– В этом фильме показывают, что проститутками становятся девушки из семей алкоголиков. Как правило, у них нет ни образования, ни понимания, что можно жить лучше. Жертвы растления, нелюбимые родителями: одну из героинь насилует отчим, другую – выгоняет из дома отец за то, что «в подоле принесла». Этот фильм обязателен к просмотру всем, кто видел «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, как противоядие от вранья.

СЕСТРЫ МАГДАЛИНЫ


 

 

– Женщин много веков шельмовали за «распутство» и считали, что, если их поступки не соответствуют общественной морали, с ними можно поступать как угодно. В католической Ирландии (фильм основан на реальных фактах) девочек, родивших вне брака, изнасилованных, просто замеченных во флирте, запирали в исправительные учреждения для «падших женщин», где использовали их для рабского труда. В фильме показаны попытки побега и нелегкая жизнь «живых стиральных машин». Последнее такое заведение было закрыто всего 20 лет назад, в 1996 году. Немало женских жизней было сломано католиками. Но чем лучше некоторые современные христиане, объявляющие женщин «сосудом греха и соблазна»?

 

ЗАБИВАНИЕ КАМНЯМИ СОРАЙИ М.


 

 

– Феминистки всегда выступали за право на развод для женщин, а не только для мужчин, как в некоторых странах. В фильме, основанном на реальных событиях, мужчина-иранец бьет жену, мать своих детей, и говорит, что она ему опостылела. Дети, двое сыновей, на его стороне – ведь мужчина и отец всегда прав! Иранец хочет новую жену, совсем юную, хочет оставить сыновей себе, а в противном случае не желает платить алименты на детей. Он ложно обвиняет жену в измене. Сорайю судят и приговаривают к смертной казни через забивание камнями. «Так то ж Иран», скажете вы. А наши состоятельные мужчины не меняют жен «устаревшей» сборки на новых, на 20 лет себя моложе? Отцы всегда платят алименты?

 

ИРИНА СОЛОМАТИНА

руководительница концентрации гендерные исследования Eclab,
основательница проекта «Гендерный маршрут»

ВРЕМЕНА БАБОЧЕК

– Этот фильм нужно смотреть, чтобы знать историю акции «16 дней против гендерного насилия», которая началась 25 ноября 1960 года в Доминиканской Республике, когда были убиты три сестры Мирабаль. Их жестокое убийство вызвало международный протест против всех форм гендерного насилия.

 

ЖАННА ДИЛЬМАН, НАБЕРЕЖНАЯ КОММЕРЦИИ 23, БРЮССЕЛЬ 1080

– Это фильм, который особым образом рассказывает о жизни женщины в мире буржуазного потребления. Но советую посмотреть все фильмы Шанталь Акерман.

 

НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ


 

 

– Фильм 2015 года режиссера Жако Ван Дормаля, где Богом стала женщина – и мир так чудесно стал меняться!

Британский сериал «Скотт и Бейли»

– Детектив, повествующий о личной и профессиональной жизни двух женщин-детективов манчестерской полиции, специализирующихся на делах об убийствах.

 

АМЕРИКАНСКИЙ СЕРИАЛ «ВЕРОНИКА МАРС»


 

 

– Там есть сцена, в которой главная героиня, студентка, объясняет своему бойфренду, который, увидев на странице газеты фото девушек топлес, тут же воскликнул «обнаженка», что если на твоем теле написаны слова, то это не «обнаженка», а политическая речь с использованием собственного тела. В Америке об этом знают уже на первых курсах университетов, а в нашей части света такого рода политическая речь рассматривается в категориях неправильного действия или осуждается.

 

ЕЛЕНА ИСАЕВА

«Стихийная феминистка»

УЛЫБКА МОНЫ ЛИЗЫ


 

 

– Главная героиня Кэтрин Уотсон – преподавательница истории искусств в консервативном женском колледже. Судьбы ее учениц во многом предопределены еще с детства – замужество, дети и домашнее хозяйство. Многие из них даже не представляют, что есть какой-то другой возможный сценарий. Кэтрин же пытается показать им, что женщины могут выбрать в жизни любой путь и что они не обязаны подчиняться стереотипам, которые навязывает им общество. Ведь они могут сделать карьеру, могут сами обеспечивать себя и сами распоряжаться своей судьбой. На мой взгляд, этот фильм может стать близок даже тем зрительницам, которые никогда не задумывались на тему равноправия.

 

БОЛЬШИЕ ГЛАЗА


 

 

– Этот фильм основан на реальных событиях и рассказывает о художнице Маргарет Кин, чьи работы имели большой успех, но из-за предвзятого отношения общества к женскому творчеству продавались под авторством ее мужа. Мотивы мужа были далеко не бескорыстными, и в результате Маргарет приходится бороться, чтобы доказать, что именно она написала эти картины.

Эта история явно показывает, что предрассудки влияют на восприятие, даже если люди не отдают себе отчет в этом. Одно и то же произведение оценивают по-разному, если оно подписано женским или мужским именем. Также это один из множества случаев, когда мужчины присваивали себе достижения женщин, пользуясь своим положением.

 

СТЕПФОРДСКИЕ ЖЕНЫ


 

 

– В отличие от более позднего ремейка здесь нет комедийного элемента, это триллер. «Неудобных» женщин заменяют на очень похожих роботов, мужчинам хочется иметь рядом удобный девайс для обслуживания, а не равную независимую партнершу.

Мне кажется, это очень точная аллегория с попытками загнать женщин обратно в патриархальную модель. Не всех мужчин радует улучшение положения женщин, многие продолжают тосковать по «старым добрым временам», когда женщины «выполняли свое предназначение». Так что нам не стоит расслабляться, откат всегда возможен.

 

ХРАБРАЯ СЕРДЦЕМ (МУЛЬТФИЛЬМ)


 

 

– Принцесса Мерида мало соответствует привычному образу – это независимая девушка, которая отлично ездит верхом и стреляет из лука. По традиции ее должны выдать замуж за победителя соревнования, но Мерида не хочет быть чьим-то «трофеем». Она не согласна с той ролью, которую предписывают ей традиции, и готова побороться.

В последнее время мультфильмы радуют нас сильными и активными женскими персонажами, чьи интересы не ограничены поисками «прекрасного принца». Мне кажется очень важным, чтобы у девочек с раннего детства были подобные примеры для подражания.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героинь, imdb.com, behance.net.

Еще по этой теме:
Гендерная исследовательница: феминизм – это уже давно не вопрос «кто моет посуду?!»
В Минске появился стрит-арт, посвященный ссоре «на почве гендера»
Авторы закрытого паблика феминисток – о гомосексуальности, опасных троллях и рубрике «Симпатичные люди»
поделиться