Официально самый богатый минчанин Виктор Прокопеня о трех идеях, которые изменят мир

Официально самый богатый минчанин Виктор Прокопеня о трех идеях, которые изменят мир
Dev.by собрал самые интересные цитаты из выступления известного бизнесмена и официального миллионера Виктора Прокопени на конференции «Новая реальность: вызовы для Беларуси 2017».

Dev.by собрал самые интересные цитаты из выступления известного бизнесмена и официального миллионера Виктора Прокопени на конференции «Новая реальность: вызовы для Беларуси 2017».

Виктор Прокопеня – человек с семью высшими образованиями (БГУ, БГУИР, Stanford, ИПМ, NEU, Fullsail, SBS), доктор экономических наук, IT-бизнесмен и инвестор. Кстати, почитайте его советы о том, как провести выходные.


Белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня рассказал о трех идеях, которые, по его мнению, изменят мир:
- скучные операции будут уничтожены искусственным интеллектом,
- инновации в бизнес-моделях станут эффективным способом создания новых компаний,
- креативные подходы заменят шаблонные. 

 

ПОЧЕМУ НЕПРАВИЛЬНО БЫТЬ ТЕСЛОЙ

– Профессор Сергей Нетессине начал свою лекцию в азиатском центре Google в Сингапуре с провокационного вопроса. «Назовите две инновации, придуманные китайскими компаниями за последние 50 лет, которыми сегодня пользуются все. Что-то, что потрясло и изменило мир», – попросил Нетессине.

Послушать автора книги The Risk-Driven Business Model: Four Questions That Will Define Your Company собрались около 15 руководителей офисов Google в Европе и столько же руководителей крупнейших клиентов Google, но ответить на его вопрос затруднились. На самом деле ответ на этот вопрос поможет понять, как делать успешные проекты с использованием искусственного интеллекта (AI).

Китайская экономика выросла в 50 раз за последние 50 лет. Здравый смысл подсказывает, что в долгосрочной перспективе увеличение экономического благосостояния мира может происходить только из инноваций. Но как может так быть, что мы не можем назвать ни одной китайской инновации и при этом их экономика так выросла? Неужели только за счет копирования чужих изобретений? Для того чтобы помочь разгадать эту загадку, профессор задал второй вопрос: «Какое изобретение Томаса Эдисона изменило мир?»

Известно как минимум 22 других изобретателя, которые приблизительно в то же время придумали лампочку. Однако мы не знаем имен этих людей, а имя Томаса Эдисона известно всем. Почему? Эдисон был не только изобретателем, но и бизнесменом – серийным предпринимателем, как сейчас принято говорить.

Никола Тесла придумал генератор тока – огромный, шумный. Эдисон не увидел большого экономического смысла в отдельно стоящем генераторе. И придумал нечто большее, чем отдельно стоящая лампочка или генератор, он придумал бизнес-модель продажи электричества. Завод генерирует электричество, которое проходит через трансформатор, потом по высоковольтным проводам попадает в следующий трансформатор и потом уже по проводам попадает в дом каждого из нас.

С тех времен многое поменялось. И лампочки, и генераторы пережили сотни изменений. Компания Томаса Эдисона Edison Illuminating Company после 25 слияний и поглощений сейчас известна как General Electric. Сегодня мы не используем лампочку Эдисона, однако придуманная им бизнес-модель существует до сих пор практически без изменений.

 

ВАЖНЫ НЕ ТЕХНОЛОГИИ, А БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Пройдя через множество примеров, многие из которых описаны в его книге, профессор дает ответ на вопрос, с которого началась лекция. По его словам, в Китае происходит огромное количество инноваций, просто зачастую они происходят не в области технологий или продукта, а в области бизнес-модели.

В эру искусственного интеллекта способ мышления через Business Model Innovation как никогда актуален. Самое большое заблуждение для предпринимателей – думать про революцию искусственного интеллекта как обязательно про революцию технологическую, а не как про революцию бизнес-моделей.
 


Посмотрите на крупнейшие технологические компании. Uber – самая большая в мире компания такси, которая не владеет автомобилями. Alibaba – самый большой мировой ритейлер, у которого нет склада. Facebook – самое большое мировое медиа, которое не создает контент. Airbnb – самый большой в мире провайдер жилья, у которого нет недвижимости. Эти компании просто взяли существующие продукты и придумали, как переупаковать их по-новому.

Все это примеры инноваций в бизнес-моделях, и все эти компании успешно используют алгоритмы машинного обучения. Для продумывания бизнес-модели есть очень хороший инструмент – Businessmodelgeneration.com. Там, например, предложено множество интересных вопросов, вокруг которых можно думать для создания бизнес-модели.

 

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЗАЧЕМ ОН ВООБЩЕ НУЖЕН

Наверное, у вас сразу возникает вопрос, а в каких областях AI-проекты привлекают больше всего инвестиций. Но говорить о каких-то конкретных сферах использования искусственного интеллекта, на мой взгляд, не имеет большого смысла. Самый лучший способ думать про AI –думать о нем как просто о новом способе программирования.

Если раньше программистам для решения определенных задач необходимо было писать большое количество кода, то сегодня достаточно взять готовый алгоритм и обучить его. Про процесс обучения AI-алгоритма можно также думать как о том, что компьютер программирует сам себя.

Представьте себе, вы берете с полки робота со стеклянными глазами (необученный алгоритм), готовите ему суп (подбираете данные в каких-то пропорциях), скармливаете ему этот суп. И тут у него глаза наливаются цветом, и он уже что-то может делать для вас. Понимание того, какой именно суп надо приготовить, какие данные взять, в каких пропорциях, зачастую очень большая часть процесса создания AI-продукта.

Искусственный интеллект – это просто инструмент, новый способ программирования и ничего больше. Поэтому вопрос о том, в какой области делать AI-стартап, это как спросить, что хорошо было бы запрограммировать. Все что угодно, где есть интересная, инновационная бизнес-модель.

Мой фонд VP Capital совместно с Larnabel Ventures отсматривает много AI-проектов. Мы слышали невероятно бредовые истории от вполне здоровых людей. Некоторые думают, что можно запихнуть в нейросеть данные о погоде на Северном полюсе, количество новорожденных в Индии, рост ВВП в США и предсказать, где в следующий раз упадет метеорит. AI – это всего лишь инструмент с очень ограниченными возможностями. Если человек не может с помощью определенного дата-сета предсказать что-то, то 99% не сможет и AI.

Сегодня возможности AI очень ограничены доступными вычислительными мощностями. AI – это всегда про алгоритмы и данные, с помощью которых их обучают. Зачастую подготовка данных – это 70% процесса создания AI-продукта. Если предприниматель плохо понимает матчасть, то он легко может «палить» дорогостоящие ресурсы (время AI-инженеров) там, где легко можно обойтись гораздо менее подготовленными специалистами.
 


Чего не стоит делать, если хочешь привлечь деньги в AI-стартап? Больше всего раздражает, когда приходит предприниматель и думает про AI как про магический ящик. Если основатель хочет произвести впечатление на инвестора, то он должен глубоко понимать статистику и машинное обучение, понимать, что можно сделать с помощью AI и чего сделать нельзя, свободно оперировать терминами вокруг машинного обучения.

Мы инвестируем только в проекты, где в той или иной мере есть машинное обучение. Нам всегда интересно поговорить с основателями, которые читают последние академические статьи по машинному обучению и на уровне ощущения знают, какой нужен датасет для решения определенных задач. Даже если есть огромное количество качественных, правильно структурированных данных, то достичь перформанса больше 98% зачастую невозможно просто потому, что нелинейность и многообразие нашего мира гораздо выше, чем та степень нелинейности, которая доступна на сегодняшних мощностях нейросетям.

Эти и другие ограничения, на мой взгляд, должен знать каждый основатель AI-стартапа. Какая бы ни была классная техническая команда, если сами основатели не понимают возможностей и ограничений AI, то инновация в области бизнес-модели очень ограничена. И истории такого типа не всегда интересны инвесторам.

 

ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?

Первое: недостаточное понимание возможностей AI-алгоритмов и ограниченный фокус на инновации в бизнес-моделях – наиболее часто наблюдаемая проблема у основателей AI-стартапов.

Второе: инновация в бизнес-моделях с использованием AI требует наименьших инвестиций, но зачастую создает наибольшее количество экономической ценности.

Третье: большинство новых технологий, в том числе и AI, бесполезны без новых бизнес-моделей.

Технологии редко меняют нашу жизнь, нашу жизнь меняют инновационные бизнес-модели. И если вы понимаете AI настолько глубоко, что знаете, как с помощью этих алгоритмов можно создавать инновационные бизнес-модели, то шансов привлечь инвестиции у вас на порядок больше.

 

   Фото: Андрей Давыдчик.

Еще по этой теме:
Что почитать, послушать и посмотреть на выходных – советует известный IT-бизнесмен и инвестор Виктор Прокопеня
Мы знаем минчанина, который заплатил $1,5 млн подоходного налога
Один мейл = 4 грамма углекислого газа. Как интернет влияет на изменение климата
поделиться