«Стоит подождать со сносом и строительством»: почему с минской архитектурой все так плохо
15
12.01.2017

«Стоит подождать со сносом и строительством»: почему с минской архитектурой все так плохо

Мы встретились с создателями школы архитектурного мышления для детей, архитектором Александром Новиковым и искусствоведом Еленой Карпиловой, которые рассказали о минской инфраструктуре, проблемах современного образования и о том, как все это взаимосвязано. 

Мы встретились с создателями школы архитектурного мышления для детей, архитектором Александром Новиковым и искусствоведом Еленой Карпиловой, которые рассказали о минской инфраструктуре, проблемах современного образования и о том, как все это взаимосвязано. 

Елена окончила училище имени Глебова, по второму образованию она искусствовед (БГУКИ). Александр, потомственный архитектор, окончил «Стрелку».

«Нельзя сказать, что наше образование плохое»

В Беларуси ежегодно выпускается много талантливых архитекторов, но качественную современную архитектуру в городе найти трудно. Почему?

– Я сам окончил БНТУ, – объясняет Александр. – Нельзя сказать, что наше образование плохое, нет. В нем тоже есть плюсы. У нас очень крепкая художественная подготовка: рисунок, живопись, скульптура, композиция. Кстати, поэтому выпускники часто идут в визуализацию и могут выходить даже на международный рынок. Представляете, визуализатор с образованием архитектора? Это серьезно.

А в европейских вузах учат работать с информацией, что сейчас так необходимо. Учат анализировать и проводить исследования. Если наш студент будет по пунктам выполнять задание, то европеец будет смотреть шире. Он вообще начнет с глобального исследования темы. Ну и, понятное дело, его проект станет серьезнее. Я окончил «Стрелку» в Москве, она как раз проповедует такой подход.

В Минске я попробовал преподавать студентам родного БНТУ. Я знал, что именно такого подхода и глубины сильно не хватает студентам и молодым специалистам. Но быстро перестроиться и освоить новый подход ни у кого толком не выходило. Тогда я пошел преподавать в техникум: там оказалось проще, потому что ребята были гибче и смотрели на мир с широко открытыми глазами. Но все же предыдущий опыт учебы сильно их тормозил. И тогда я понял: нужно начинать еще раньше. У детей очень гибкий ум, и им искренне интересен мир. Эти дети еще не закомплексованы из-за школьной системы образования, смело и свободно выражают мысли и самые нереальные предположения, идеи – что школа, к сожалению, не всегда приветствует. Именно поэтому, на мой взгляд, начинать работать надо с детьми, еще не пошедшими в школу, или хотя бы учениками младших классов.

– Еще одна из важных составляющих – это умение презентовать собственный проект. И не важно, идет речь об архитектуре или о гуманитарных науках. В европейских вузах тебя учат убедительно рассказывать о своем проекте и отвечать на вопросы. Именно этой составляющей в Беларуси не хватает, – добавляет Елена. – Ведь наши студенты проходят подобную защиту, по большому счету, раз в пять лет, когда презентуют свой диплом. И только в моменты подготовки к самой презентации студент полностью осознает, что он сделал и зачем. Многие – знаю и по однокурсникам, и по тем защитам студентов других вузов, на которых была, – не в состоянии просто хорошо выступить. А ведь диплом – это финал, некое подведение итогов, на котором ты должен не только показать владение полученными знаниями, но и суметь их достойно представить. Выступать, представлять свой проект, защищать его, быть готовым к вопросам и уметь компетентно на них ответить, к сожалению, учат лишь отдельные педагоги в наших вузах, но в целом нужного внимания этому моменту в процессе обучения не уделяется. А ведь этот навык очень важен в любой специальности и в жизни в целом.

«прежняя схема, когда ты получил высшее образование,
а значит знаешь все, уже не работает»

А насколько эта проблема сейчас актуальна для нашего образования? Ведь, как вы сказали, плюсы есть. Может, этого достаточно?

– Умение анализировать, как мне кажется, стало невероятно важным именно сейчас, когда мы оказались в глобальном мире, – говорит Саша. – И сейчас, когда нужно решить какую-либо задачу, ты должен изучить все, что наработало человечество по данному вопросу. Поэтому при проектировании новых зданий уже недостаточно просто копировать соседние. То есть прежняя схема, когда ты получил высшее образование, а значит знаешь все, уже не работает. Каждый день все меняется, и каждый день ты должен узнавать мир заново. Я не говорю о том, что наше образование никуда не годится. Институт выпускает специалистов, которые вполне справляются с локальными задачами. Но вы-то сравниваете нашу архитектуру с мировыми образцами – и тут начинаются проблемы.

– Если посмотреть мировые рейтинги, то БГУ, например, занимает в одном 354-е место (QS), во втором – 801-е (THE). А БНТУ – 701-е (QS) фигурирует только в одном из трех самых престижных рейтингов, – добавляет Лена. – Лучшие вузы планеты попадают в первую сотню рейтингов, до чего нам, как видите, далеко.

– А какие бывают рейтинги и о чем они говорят? И так ли они важны?

– Существуют мировые рейтинги вузов, в которых эффективность университета оценивается исходя из многих критериев. Студент, который учится за рубежом, на вопрос о том, хороший ли его вуз, как правило, приведет в пример один из международных рейтингов и назовет место его вуза в нем. Это действительно важные и показательные списки.

Например, рейтинг QS демонстрирует уровень учебного заведения по четырем параметрам: исследование, обучение, трудоустройство и интернационализация. Каждый из показателей более или менее важен в оценке уровня университета: академическая репутация (40%), репутация у работодателя (10%), удобство обучения – техническое оснащение классов, количество человек в группе и т.д. (20%), научное влияние – цитирование работ факультета (20%), международный педагогический состав (5%) и международный студенческий состав (5%).

Есть еще и локальные рейтинги. В 2014 году в Беларуси впервые составили так называемый рейтинг вузов. Но его я бы назвала некорректным. Это рейтинг, скорее, не вузов, а уровня знаний выпускников школы и успеха приемной кампании. Составлялся рейтинг на основании совсем других критериев, нежели международные. Один из критериев, например, – процент выполнения контрольных цифр приема. К уровню образования в самом вузе, по большому счету, никакого отношения этот и другие критерии данного рейтинга не имеют.

– А как качество образования архитектора влияет на развитие города?

– Тут дело не только в архитекторах, – говорит Саша. – Архитектура – продукт коллективной работы. Одного талантливого архитектора никогда не достаточно, нужен образованный заказчик, который будет жить проектом, инвестор, которому не все равно, что он построит, нужны добросовестные строители, нужны профессиональные инженеры, ответственные люди в органах согласования. В общем, это все мы, жители города. Нельзя винить во всем архитектора, точно так же, как и хвалить одного его. В архитектуре отражаются культура и вкусы общества. А такие вещи, конечно, нужно прививать с детства. Финляндия, например, считается одной из лучших в плане архитектуры. И, возможно, неслучайно: архитектуру финские дети начинают изучать уже в школе. То, что происходит в центральной части Минска, – строительство в водно-зеленом диаметре, «Кемпински», дом «У Троицкого», музей Великой Отечественной войны, офис velcom, запланированный снос «БелЭкспо» и Осмоловки – все это говорит о том, что мы не дотягиваем до уровня предыдущих поколений. И в этом смысле стоит подождать сo сносом и строительством.

– Хотелось бы, чтобы даже дети это понимали. А содействовать этому может и должен такой мощный инструмент образования, как школа. К сожалению, только год назад к нам в общеобразовательные школы возвратился предмет МХК, который с 2008 года был исключен из программы, – добавляет Лена. – Я изучила новую программу этого предмета, она достаточно интересна, но многие детали в ней можно изменить на благо современным детям. К теме «Преобразующая сила искусства» из архитектуры как пример рекомендуется показывать Эйфелеву башню. Мне интересно, почему именно ее. Тема «Человек в искусстве» сопровождается отрывком из мультфильма «Баранкин, будь человеком!» (1963 г.), тогда как сегодня есть доступ к разнообразным примерам экспериментальной анимации со всего мира. В данном случае я хочу сказать о том, что при обучении современных детей нужно использовать современный материал, через который детям будет проще понять информацию.

«Важно давать возможность высказаться»

– Также сегодняшние дети бывают непредсказуемо развиты. Один из моих 8-летних учеников рассказывал мне про проблемы эмиграции в Европе и называл точную глубину Марианской впадины, а 7-летняя ученица составляла коллекции одежды после того, как самостоятельно просмотрела видеокурсы в интернете на эту тему. Я говорю это к тому, что считанные 45 минут в неделю по МХК (всего 35 занятий в год) нужно было бы использовать максимально продуктивно, учитывая темп развития современных детей и коррективы, которые в них вносит техногенный мир, – та же доступность информации, например. Радует то, что предмет МХК всегда доверялся педагогу, и в учебной программе прописаны в основном рекомендации, педагог же на свое усмотрение может применять различные материалы, методики и приемы при проведении урока, так что тут все зависит от личности педагога, на чем он захочет сделать акцент, насколько глубоко рассмотреть проблему темы занятия, от того, насколько современен педагог.

– А как надо рассказывать об архитектуре для школьников?

– Ребенку нужно преподавать не только архитектуру как таковую, эту специальность нужно изучать шире. Тем более ребенок устанет из урока в урок делать макет.

Ребенок открыт этому миру, и архитектура как раз дает ребенку отличную возможность изучить этот мир во всем его многообразии. Также в условиях нашей страны особенно важно рассказывать о самых актуальных международных событиях из дисциплин, что мы и делаем: говорим про архитекторов, получивших в последние годы премию Pritzker prize, о выставке современного искусства Documenta, о свежих разработках предметных дизайнеров-участников I Saloni. И, ко всему прочему, важна форма работы с ребенком: уважительно общаться, строить диалог, давать возможность высказаться. Таким образом он пробует сопоставлять полученные знания и факты, анализировать этот мир, самостоятельно понимать его. Все это вместе и развивает мышление, благодаря которому не только архитектор, но и представитель любой профессии достигает высоких результатов. 


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.